Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 989758-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка удаления и (или) ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации",
внесенному депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) дополняется новой статьей 13.41, устанавливающей административную ответственность за нарушение порядка удаления и (или) ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению. Одновременно с этим соответствующие изменения вносятся в статью 3.5, часть 1 статьи 23.1, пункт 58 части 2 статьи 28.3 и часть 1 статьи 28.7 Кодекса.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания; субъекты права при равных условиях должны находиться в равном положении (Постановление от 20 декабря 2010 г. N 21-П, Постановление от 1 марта 2012 г. N 5-П, Постановление от 12 марта 2015 г. N 4-П). Однако в пояснительной записке к законопроекту указывается, что "требования законодательства Российской Федерации нарушаются крупными интернет-ресурсами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации". При этом предлагаемый законопроектом подход не позволит в полной мере обеспечить неотвратимость административного наказания. Учитывая изложенное, для целей реализации законопроекта также необходимо внести соответствующее изменение в часть 3 статьи 1.8 и часть 2.1 статьи 2.6 Кодекса, предусматривающих административную ответственность иностранных юридических лиц. Также неясно, к каким субъектам ответственности будут относиться иностранные организации и иностранные структуры без образования юридического лица, включая фонды, партнерства, товарищества, трасты, иные формы осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления (см. например, часть 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", часть 2 статьи 2 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны").
Кроме того, представляется, что исходя из пункта 2 части 4.2 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) к субъектам административной ответственности в рамках проектной статьи 13.41 Кодекса следует отнести как организатора распространения информации в сети "Интернет", который в течение суток с момента получения соответствующего требования уполномоченного федерального органа исполнительной власти обязан ограничить возможность осуществления пользователем сервиса обмена мгновенными сообщениями, указанным в этом требовании, передачи электронных сообщений, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации, так и оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" такому организатору (см. также статью 15.4).
По смыслу проектной части 3 статьи 13.41 Кодекса объективная сторона административного правонарушения будет заключаться "в непринятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, сайту в сети "Интернет", на которых размещена информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений". Между тем пункт 1 части 5 статьи Федерального закона N 149-ФЗ содержит также иные основания для включения в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем проектная диспозиция части 3 статьи 13.41 Кодекса нуждается в уточнении. Замечания аналогичного характера относятся и к проектной части 4 статьи 13.41 Кодекса.
Поскольку согласно части 1 статьи 23.1 Кодекса рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренные частями 2.1 и 4 статьи 13.40 Кодекса относятся к компетенции судей, соответствующие изменения необходимо внести в часть 1 статьи 23.44 Кодекса, исключив из полномочий органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, рассмотрение дел по части 2.1 статьи 13.40 Кодекса.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.