Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 839699-7 "О внесении изменений в статью 187.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка и принятие настоящего законопроекта вызваны внесением изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" N 15-ФЗ от 23.02.2013 (далее - ФЗ-15) и введением термина единой минимальной цены табачной продукции (далее - ) в целях противодействия торговлей нелегальной табачной продукцией.
В отсутствие единого экономически обоснованного ценового порога, ниже которого сигареты не могут быть реализованы потребителям, рынок активно насыщается нелегальными сигаретами и папиросами по экономически необоснованным заниженным ценам, зачастую, даже ниже налоговой составляющей. Средняя стоимость легальной пачки сигарет в России в 2019 году составляет порядка 115 руб. Нелегальная продукция продается на рынке по цене 45-55 рублей, при том, что сумма налогов (акциз и НДС) на одну пачку сигарет в 2019 году не может составлять менее 62 рублей.
Ускоренные темпы роста нелегальной торговли табачной продукцией негативно сказываются на состоянии российского табачного рынка. По данным агентства ТНС Кантар в I квартале 2019 года доля нелегальных сигарет на российском рынке составила 10,3%, в то время как годом ранее она оценивалась аналитиками в 7,7%. Ситуация с ростом нелегальной торговли обусловлена ростом цен на легальные табачные изделия в России. Нелегальная продукция не содержит в цене налогового компонента, в то время как стоимость легальных сигарет постоянно увеличивается из-за планомерного роста ставок акциза. По экспертным оценкам, при условии сохранения текущей доли нелегальной торговли, до конца 2019 года объем нелегальных сигарет в России может составить 23 миллиардов штук. Общие потери бюджета в виде недополученных акцизов и НДС по итогам 2019 года могут превысить 70 миллиардов рублей.
Для приведения определения минимальной розничной цены в соответствие с целями ФЗ-15, предложены изменения в статью 13 указанного федерального закона, уточняющие понятийный аппарат данной статьи и вводящие определение , ниже которой производители табачной продукции не могут устанавливать максимальные розничные цены (далее - МРЦ) табачной продукции, определяемые в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Принятие поправок в ФЗ-15, требует внесения корреспондирующих изменений в статью 187.1 НК РФ, уточняющих понятийный аппарат данной статьи и определяющих порядок расчета .
предлагается устанавливать на уровне минимальной налоговой составляющей (далее - МНС), рассчитанной на пачку сигарет, с применением повышающего коэффициента 1,4.
МНС предлагается рассчитывать на пачку сигарет на основе минимальной ставки акциза (далее - ) и ставки НДС на . Таким образом, МНС в 2019 году может быть рассчитана как: 2 568 руб. х 0,02 х 1,2 = 61,63 руб.
С учетом предлагаемого повышающего коэффициента, на 2019 год рассчитывается как: 61,63 руб. * 1,4 (коэффициент) = 86,28 руб.
Предложение о применении повышающего коэффициента основано на анализе рынка табачной продукции с учетом заявленных производителями МРЦ, зарегистрированных в информационной системе общего пользования ФНС России и призвано устранить возможность реализации нелегальных сигарет по заниженным ценам.
Необходимо отметить, что по доступным данным из совокупного объема сигарет за 9 месяцев 2019 года только 2,8% было реализовано с МРЦ менее МНС с коэффициентом 1,4.
Таким образом, предлагаемый уровень , при его введении в 2019 году, не затронул бы более 97% цен на продукцию легальных производителей, должным образом регистрирующих МРЦ и уплачивающих налоги в бюджетную систему РФ.
Предлагаемый уровень не окажет негативного влияния на легальных производителей, но обеспечит минимальный уровень их доходности путем покрытия производственных, логистических, а также коммерческих и управленческих расходов.
Предлагаемые изменения подразумевают ежегодную индексацию на основе рыночных механизмов, учитывающих факторы ценообразования, изменения ставок акцизов и будут применимы ко всем производителям и импортерам табачной продукции, а также предприятиям розничной торговли, обеспечивая равные условия для ведения бизнеса.
Принятие предлагаемых изменений позволит избежать риска необоснованного занижения цен, препятствующего реализации политики государства в сфере защиты здоровья населения и предотвратить насыщение российского рынка табачных изделий дешевой контрафактной и контрабандной продукцией, что в свою очередь обеспечит повышение доходов государства от уплаты акцизов, НДС и налога на прибыль.
Одновременно, по аналогии с алкоголем, будет являться индикатором, как для потребителей, так и для контролирующих органов, позволяющим выявить продукцию нелегального происхождения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 187.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 187.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 187.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 187.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений:
1) В приказ ФНС России от 28 марта 2014 г. N ММВ-7-3/120@ "Об утверждении формы и формата представления в электронном виде уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской федерации, порядка его заполнения и представления в электронном виде".
2) В приказ ФТС России от 11 ноября 2014 г. N 2180 "Об утверждении формы уведомления о максимальных и минимальных розничных ценах на табачные изделия, ввозимые в Российскую Федерацию, порядка его заполнения и представления в таможенные органы Российской Федерации".
3) В приказ ФНС России от 28 мая 2012 г. N ММВ-7-3/354@ "О создании информационного ресурса "Сведения о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.