Какие налоги входят в формирование налоговой нагрузки для целей банковского и налогового контроля?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В целях планирования выездных налоговых проверок для расчёта налоговой нагрузки учитываются суммы всех уплаченных налогов и сборов, администрируемых ФНС России.
При этом для рассмотрения деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам для расчёта налоговой нагрузки учитываются суммы всех начисленных налогов и сборов, по которым отчитывается налогоплательщик.
Для целей банковского контроля налоговая нагрузка определяется как отношение уплаченных организацией налогов и сборов с одного расчетного счёта к обороту указанного счёта.
Обоснование позиции:
Официальная методика расчета величины налоговой нагрузки, используемая ФНС России в рамках контрольных мероприятий, определена в соответствии с положениями НК РФ и отражена в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция), утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - приказ ФНС).
В соответствии с указанным приказом ФНС налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики.
При этом в налоговой сфере при расчете налоговой нагрузки учитываются все налоги и сборы, начисленные налогоплательщиком, администрирование которых осуществляет ФНС России. Так, в соответствии с письмом Минфина России от 11.01.2017 N 03-01-15/208 и письмом ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@ суммы ввозного НДС, таможенных пошлин в расчете не участвуют. Расчет налоговой нагрузки производится ФНС России и с учетом поступлений НДФЛ.
Кроме того, ввиду передачи налоговой службе функции по администрированию страховых взносов, с 2017 года в расчёте налоговой нагрузки участвуют и страховые взносы (в этой связи, поскольку страховые взносы не являются налогом, нагрузку, рассчитанную в отношении страховых взносов называют фискальной (см. письмо ФНС России от 22.08.2018 N ГД-3-1/5806@).
Начиная с 2006 года ФНС России ежегодно определяет средние показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности и публикует их на своём официальном сайте*(1). В случае, если налоговая нагрузка у организации ниже данных показателей, это является одним из основных критериев назначения выездной налоговой проверки. Так, согласно п. 1 Раздела 4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков приказа ФНС общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, может являться тот факт, что налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). При этом допустимый уровень налоговой нагрузки основывается на показателях прошлого года.
Налоговая нагрузка по отдельной организации в целях сопоставимости с Концепцией рассчитывается как сумма уплаченных налогов с учетом налога на доходы физических лиц к сумме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов) и прочих доходов. Значение этих показателей определяется по данным отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) (письмо ФНС России от 29.06.2018 N БА-4-1/12589@, Сообщение УФНС России по г. Москве от 13.02.2013 "Налоговые риски. Определены критерии налоговых рисков").
Одновременно следует учитывать, что уровень налоговой нагрузки оценивается также при отборе плательщиков для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам (далее - Комиссии). В письме ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ для этих целей при расчете налоговой нагрузки учитываются суммы всех начисленных налогов, по которым отчитывается налогоплательщик, тогда как согласно Концепции при расчёте налоговой нагрузки учитываются именно суммы уплаченных налогоплательщиком налогов.
В рамках подготовки материалов для Комиссий анализируется уровень налоговой нагрузки плательщика по всем начисленным налогам (в зависимости от применяемой системы налогообложения), в том числе оценивается динамика изменения уровня налоговой нагрузки по налоговым периодам за 3 года, а также его отклонение:
- от максимального значения уровня налоговой нагрузки аналогичных налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков СВ), состоящих на учете в налоговом органе;
- от среднеотраслевых значений (смотрите приложение 7 к письму ФНС России N ЕД-4-15/14490@).
Письмом от 11.02.2019 N БА-4-1/2308@ ФНС России сообщила о размещении сервиса "Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки" на сайте ФНС России по электронному адресу https://pb.nalog.ru/calculator.html.
Это подтверждено на сайте https://www.nalog.ru/rn89/news/activities_fts/8404450/, где сказано, что новый интерактивный сервис для самостоятельной оценки налоговых рисков начал работу по электронному адресу https://pb.nalog.ru/calculator.html. Сообщено также, что налоговая нагрузка выступает основным индикатором налоговой дисциплины налогоплательщиков и рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей (полагаем, имеются в виду платежи налоговых агентов, за исключением НДФЛ)) к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях (то есть дивидендов)).
В части учёта налоговой нагрузки организаций для целей банковского надзора отметим следующее.
Банк России является надзорным органом за соблюдением кредитными организациями нормативных актов ЦБ РФ, а также установленных ими обязательных нормативов и (или) определенных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. При этом Банком России реализуется программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (сокращенное название программы - ОД/ФТ). Для этих целей ЦБ РФ выпускает разъясняющие письма и методические рекомендации для коммерческих банков.
Так, при выявлении и пресечении сомнительных операций хозяйствующих субъектов ЦБ РФ использует один из критериев оценки деятельности - "налоговую нагрузку", а именно долю уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ с банковского счета от дебетового оборота по счету. При этом если данный показатель уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет ниже 0,9% от дебетового оборота по счету, то это является одним из факторов признания совершения клиентом банка сомнительных операций, хотя и не единственным определяющим (Методические рекомендации Банка России от 21.07.2017 N 18-МР). Таким образом, в целях банковского контроля налоговая нагрузка определяется как отношение уплаченных организацией налогов и сборов с одного расчетного счёта к обороту указанного счёта*(2).
Дополнительно критерий признака (0,5%), свидетельствующего о том, что по банковским счетам клиентов уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета, предусмотрен, в частности, в Методических рекомендациях Банка России от 13.04.2016 N 10-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов", от 02.02.2017 N 4-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".
Кроме того, ЦБ РФ совместно с ФНС России были разработаны "Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма" от 16.02.2018 N 5-МР. В целях выявления сомнительных операций кредитным организациям предлагается анализировать операции клиентов на предмет соотношения объёма денежных средств, поступивших на счёт с НДС, и денежных средств, списанных со счёта без НДС.
Так, например, особое внимание кредитных организаций должно быть обращено на операции, при совершении которых доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объёме зачислений составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, в общем объёме списаний составляет менее 30%.
Обращаем внимание, что Указанием Банка России от 30.03.2018 N 4760-У определены правила, по которым межведомственная комиссия рассматривает жалобы клиентов (настоящих или потенциальных) на действия банков по отказу в проведении банковских операций, в частности, если отказ в проведении операции по счёту был сделан на основании несоответствия налоговой нагрузки организации установленным критериям.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Низкая налоговая нагрузка;
- Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
- Уровень налогового бремени. Как рассчитать налоговую нагрузку предприятия (В. Солдаткин, газета "Финансовая газета", N 4, февраль 2019 г.);
- Ильин А. Налоговая нагрузка, установленная Банком России: что это такое и в какие противоречия вступает с НК РФ (ГАРАНТ.РУ, 25 апреля 2018 г.).
К сведению:
При расчёте фактической налоговой нагрузки в регионах могут применяться различные способы определения этого показателя. Например, в сообщении УФНС по г. Санкт-Петербургу от 25.10.2012 была приведена формула, в которой фактическая налоговая нагрузка определяется исходя из суммы начисленных налогов (а не уплаченных). В связи с этим рекомендуем налогоплательщикам контролировать данный показатель своей деятельности исходя из суммы как начисленных, так и уплаченных налогов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
14 марта 2019 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Расчет налоговой нагрузки начиная с 2006 года по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 3 к приказу ФНС.
Данные за 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 гг. представлены в информации ФНС России от 11.05.2017 (расчет произведен с учетом поступлений по НДФЛ. Расчет за 2006 г., 2010-2015 гг. произведен без учета поступлений по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование).
Данные за 2017 г. представлены в информации ФНС России от 11.05.2018 (расчет произведен с учетом поступлений по НДФЛ).
*(2) В п. 1 Методических рекомендаций Банка России от 21.07.2017 N 18-МР сказано, что при оценке деятельности клиента с использованием критерия уплаты налогов и других обязательных платежей в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности клиента, рекомендуем исходить из его значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение.
Одновременно отмечено, что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для "автоматического" признания факта совершения клиентом сомнительных операций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"