ООО (деятельность по уставу - строительство, купля-продажа недвижимости, туризм) владеет на праве собственности земельным участком. Категория земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования - территория детского городка, расположенного в Чеховском районе Московской области.
На земельном участке расположены старые здания детского городка (поименованы в свидетельствах - "здание дачи", "здание спального корпуса", "сооружение - водопроводная сеть", "сооружение - распределительный газопровод" и т.п.); участок был обеспечен электроэнергией, центральной канализацией, газом.
1. Имеет ли ООО право при исчислении налога на землю применять ставку 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, отнеся участок к участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса?
2. Определены ли в законодательстве термины "жилищный фонд" и "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Применять при исчислении налога на землю ставку 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, отнеся участок к участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, неправомерно. В рассматриваемой ситуации применяется ставка 1,5%.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. В отношении прочих земельных участков ставки не могут превышать 1,5%.
Решением Совета депутатов городского округа Чехов Московской области от 25.10.2017 N 67/5-2017 установлены налоговые ставки от кадастровой стоимости земельных участков. Ставка налога 0,3% от кадастровой стоимости участка установлена в том числе в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Понятия "жилищный фонд" и "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в НК РФ не определены.
Исходя из положений ст. 11 НК РФ понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.
Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ст. 16 ЖК РФ).
Согласно п. 24 ст. 1 ГрК РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда (определения ВС РФ от 27.02.2017 N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969, постановление АС Волго-Вятского округа от 19.08.2016 N Ф01-3228/16 по делу N А43-20906/2015, определение ВАС РФ от 02.09.2010 N ВАС-10062/10).
Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России. При этом основанием для квалификации объектов недвижимости являются градостроительная документация, правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, первичные документы, являющиеся основанием для постановки объектов на бухгалтерский учет, а также сведения, поступающие в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости (письма Минфина России от 26.07.2018 N 03-05-05-01/52585, от 16.01.2018 N 03-05-05-02/1545).
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее по тексту - Классификатор).
Из Классификатора следует, что вид разрешенного использования территории "территория детского городка" скорее всего относится к коду 5.2.1.
Под кодом указано "Туристическое обслуживание". В описании этого вида разрешенного использования земельного участка предусмотрено:
"Размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей".
Категория "Жилая застройка" (код 2.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.7.1.
Таким образом, вид разрешенного использования территории "территория детского городка" не может относиться к категории "Жилая застройка".
Подытоживая все вышесказанное, мы пришли к следующему заключению: применять при исчислении налога на землю ставку 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, отнеся участок к участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, неправомерно. В рассматриваемой ситуации применяется ставка 1,5%.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Налоговые ставки по земельному налогу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
15 ноября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"