Система "Меркурий" - что в ней нужно регистрировать
Ольга Ткач, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В Российской Федерации внедряется принцип контроля продовольственных товаров "от поля до прилавка". Одним из механизмов такого контроля является система "Меркурий", которая является частью Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии - ФГИС ВетИС.
Автоматизированная система "Меркурий" предназначена для электронной сертификации поднадзорных госветнадзору грузов, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности.
С 1 июля 2018 г. определенные виды продукции и товаров животного происхождения могут перемещаться (передаваться) только в случае оформления на них электронных ветеринарных документов (эВСД) и их регистрации в ФГИС "Меркурий". Без регистрации эВСД на подконтрольную продукцию в системе "Меркурий" ее законный оборот невозможен.
Подконтрольная продукция
Полный перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержден приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648 (далее - Перечень).
В общем случае оформлять ВСД на указанную в Перечне подконтрольную продукцию вправе уполномоченные лица органов и организаций госветслужбы (т.е. государственные ветеринарные врачи).
Однако на некоторые виды продукции оформлять ВСД вправе:
- уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, перечисленных в Перечне, утвержденном приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 18 декабря 2015 г. N 646;
- аттестованные специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций госветслужбы - при обороте товаров, перечисленных в Перечне, утвержденном приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15 апреля 2019 г. N 194.
С 1 июля 2019 г. в Перечень включены некоторые виды готовой животноводческой продукции:
- молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ;
- сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока;
- молочные пасты;
- все сыры (как в виде выпускаемой производителями, так и в нарезке и тертые), кроме сыров, относящихся к группе ТН ВЭД 0406 10, в которую входят творог и молодые сыры любой жирности;
- все готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови;
все готовые или консервированные ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные;
- все составные готовые пищевые продукты, содержащие колбасу, мясо, мясные субпродукты, кровь, рыбу, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных или продукты группы 04 ТН ВЭД;
- и другая готовая пищевая продукция (группы 16, 19, 20, 21 ТН ВЭД).
Информация с официального сайта Россельхознадзора
http://www.fsvps.ru/fsvps/news/30718.html:
"После 01 июля 2019 года эти подконтрольные товары могут перемещаться (передаваться) только в случае оформления на них эВСД. Для оформления этих эВСД остаток данных подконтрольных товаров необходимо до 01 июля 2019 года внести в электронный журнал площадки, где они находятся. Рекомендуем пользоваться для этого операцией "Инвентаризация".
Рекомендуем принимать во внимание эти обстоятельства и после 01 ноября 2019 года, когда нормативное требование об обязательной ЭВС вступит в силу для иной молочной продукции, которая ранее не подлежала ЭВС".
С 1 ноября 2019 г. оформление ВСД станет обязательным на всю готовую молочную продукцию:
- молоко питьевое (пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное и другое молоко, изготовленное промышленным способом и упакованное в потребительскую упаковку);
- кисломолочная продукция, изготовленная промышленным способом и упакованная в потребительскую упаковку, выработанная из молока, прошедшего термообработку, в том числе творог и молодые сыры любой жирности (код ТН ВЭД 0406 10);
- мороженое.
При использовании Перечня необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
Кто должен подключиться к системе "Меркурий"
Подключиться к системе "Меркурий" обязана любая организация или ИП (хозяйствующий субъект), если они совершают оборот живых животных и продукции животного происхождения, включенных в Перечень, а именно:
- производство партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется);
- перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется);
- переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Оформление ВСД не требуется, в частности, при производстве партии подконтрольного товара:
а) в предприятии общественного питания в случае последующей реализации партии подконтрольного товара для питания людей на данном предприятии общественного питания, либо в случае последующей реализации партии подконтрольного товара конечному потребителю для его питания в любом ином месте;
б) в перерабатывающих цехах предприятий розничной торговли, если переработанные продукты представляют собой кулинарные изделия или готовые блюда, предназначенные для реализации конечному потребителю на данном предприятии розничной торговли;
в) предназначенного для использования производителем данного подконтрольного товара в целях, не предназначенных для его реализации.
Не требуется оформление ВСД также в некоторых случаях перемещения по территории Российской Федерации подконтрольной продукции (полный перечень освобождения указан в п. 16 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ВСД, порядка оформления ВСД в электронной форме и порядка оформления ВСД на бумажных носителях, утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27 декабря 2016 г. N 589 (далее - Правила N 589).
Регистрация
Регистрация во ФГИС "Меркурий" осуществляется в соответствии с Правилами N 589.
Для подключения к системе "Меркурий" хозяйствующему субъекту необходимо выполнить несколько шагов:
1. Для выполнения регистрации сотрудников хозяйствующий субъект должен быть зарегистрирован в системе "Цербер". Для этого необходимо:
- подать электронную заявку на регистрацию хозяйствующего субъекта и его поднадзорных объектов (площадок, т.е. фактических мест осуществления деятельности) через публичную форму регистрации ИС "Цербер" (http://cerberus.vetrf.ru);
- обратиться в компетентный орган, ответственный за рассмотрение электронных заявок на регистрацию ХС и включение предприятий в реестр ИС "Цербер" - в Ветеринарное управление субъекта РФ либо в Территориальное управление Россельхознадзора.
2. После регистрации в системе "Цербер" осуществляется регистрация в системе "Меркурий". Необходимо направить заявку:
- в письменном виде на бланке организации за подписью ее руководителя (заместителя руководителя) оператору ФГИС или в его территориальное управление;
- или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя (заместителя руководителя) организации, направленного по электронной почте admin@fsvps.ru.
Заявка должна содержать данные, указанные в п. 6 и п. 10 Правил N 589.
Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется путем направления заявки:
- в письменной форме по почте в адрес одного из территориальных управлений оператора ФГИС или представления им лично заявки в одно из территориальных управлений оператора ФГИС;
- или в электронной форме посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на адрес электронной почты оператора ФГИС: info@svfk.mcx.ru или info@fsvps.ru.
Заявка ИП должна содержать данные, указанные в п. 6 и п. 12 приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589.
3. Получить доступ к ФГИС "Меркурий" (логин и пароль).
4. Назначить уполномоченных лиц организации, которым будет предоставлено право администрировать список пользователей организации (регистрировать других пользователей).
В соответствии с п. 11 Приложения N 2 к Правилам N 589:
"После регистрации уполномоченным лицам организации, предоставляются:
-пароль и логин для входа в ФГИС;
-личный электронный кабинет в ФГИС;
- адрес электронной почты в ведомственной почтовой системе оператора ФГИС;
- возможность осуществлять гашение ВСД;
- возможность оформлять возвратные ВСД;
- возможность оформлять ВСД (если такая возможность предоставлена в соответствии с назначаемой ролью в ФГИС);
- доступ для чтения к данным ФГИС, необходимым для реализации прав доступа в ФГИС;
- доступ для ввода в ФГИС данных в соответствии с правом доступа в ФГИС;
- доступ к иным информационным системам, оператором которых является оператор ФГИС.
Уполномоченному лицу организации, зарегистрированному с правом доступа "Администратор", также предоставляется право администрировать список зарегистрированных уполномоченных лиц указанной организации".
Ответственность за нарушение правил электронной ветеринарной сертификации
Штрафные санкции установлены статьей 10.8 КоАП.
Так, нарушение правил оформления (в т.ч. гашения*) ВСД влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
- на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Перемещение подконтрольной продукции без оформления ВСД влечет наложение штрафа:
- на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
- на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Кроме того, ошибки при оформлении электронных ВСД (в т.ч. гашении*) могут привести к аннулированию регистрации в системе "Меркурий", что фактически означает приостановление хозяйственной деятельности организации или ИП.
Основания для аннулирования регистрации в ФГИС указаны в пп. 18 и 20 Правил N 589.
В частности,
- в случае неоднократных (5 и более) некритических ошибок при оформлении ВСД, допущенных уполномоченным лицом организации, его регистрация приостанавливается на срок до 3 месяцев. По истечении указанного срока регистрация возобновляется автоматически и повторная регистрация не требуется;
- в случае неоднократных (2 и более) критических ошибок (ошибки, не относимые к некритическим) при оформлении ВСД, допущенных уполномоченным лицом организации, его регистрация приостанавливается на срок до 6 месяцев. По истечении указанного срока регистрация возобновляется автоматически и повторной регистрации не требуется.
Некритическими ошибками считаются ошибки в наименовании подконтрольного товара, адресах отправки и доставки, наименованиях отправителя и получателя, которые не создают возможности перепутать данную продукцию с другой продукцией, один адрес с другим, одного наименования с другим.
Если представитель представляет несколько организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и его права как представителя одной из организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц аннулируются, его права как представителя всех организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, представителем которых указанное лицо является, также аннулируются.
Аннулирование регистрации по иным основаниям не допускается.
Мораторий на штрафные санкции
связи с тем, что список подлежащих ветеринарной сертификации подконтрольных товаров в 2019 году расширен, по предложению Минсельхоза России объявлен новый мораторий до 1 июля 2020 г., касающийся оборота новых подконтрольных товаров. При этом мораторий распространяется на санкции, предусмотренные КоАП, однако не распространяется на правонарушения, предусмотренные пп. 18 и 20 Правил N 589.
То есть существенные ошибки, допущенные при работе системой "Меркурий", могут привести к временному аннулированию регистрации.
Как указано на официальном сайте Россельхознадзора в новости от 25 июня 2019 г. http://www.fsvps.ru/fsvps/news/30840.html:
"Теперь простыми словами несколько замечаний, которые, вероятно, смогут помочь и специалистам, осуществляющим надзорные мероприятия, правильно понимать, за что уже надо штрафовать, а за что еще год будет не надо, и участникам процесса сертификации и владельцам подконтрольных товаров правильно сориентироваться и уделить особое внимание тем моментам, по которым к ним эти штрафные санкции уже могут быть применены.
Итак, почему в перечне подконтрольных товаров, подлежащих электронной сертификации, подконтрольные товары появились не враз, а сначала одни, потом другие?
Потому, что законодатель решил (и решил правильно), что с разными подконтрольными товарами связан разный уровень риска нанесения ущерба охраняемым ценностям. Сначала было решено сделать подлежащими электронной сертификации те товары, с которыми связан более высокий уровень риска. Так появился первый перечень.
Затем была введена еще одна группа товаров, с которой связан меньший уровень риска. Так появились изменения (точнее добавление) в перечень, которые вступают в силу с 01 июля 2019 г. (вступили в силу с 01.07.2019. - прим.).
Затем - еще одна, с которой связан еще меньший уровень риска. Так появились изменения (точнее добавление) в перечень, которые вступают в силу с 1 ноября 2019 г.
Соответственно, если нарушения в оформлении эВСД допущены при производстве, перемещении, смене собственника товаров из первого списка, то штрафные санкции с 1 июля 2019 г. применяются в полном объеме (с товарами, вошедшими в него, связан наиболее высокий уровень риска, что не позволяет применять статью 2.9).
Если нарушения в оформлении эВСД допущены с 1 июля 2019 г. по 1 июля 2020 г. при производстве, перемещении, смене собственника товаров из второго списка, то руководствуемся статьей 2.9 с 1 июля 2019 г. по 1 июля 2020 г.
Отмечу, что, поскольку закон не имеет обратной силы, в случае выявления после 1 июля 2019 г. нарушений, допущенных до 1 июля 2019 г. с товарами из этого списка, штрафные санкции применяться вообще не должны (т.е. ни санкции, предусмотренные КоАП РФ, ни предусмотренные порядком оформления).
Если нарушение порядка оформления заключается в том, что с 1 июля 2019 г. по 1 июля 2020 г. при производстве, перемещении, смене собственника товаров из второго списка эВСД не оформлены, то руководствоваться статьей 2.9 не следует, поскольку подконтрольный товар перемещается и/или производится бесконтрольно, соответственно, уровень риска с ним связанный не может быть расценен как малозначительный.
Если нарушения в оформлении эВСД допущены с 1 ноября 2019 г. по 1 июля 2020 г. при производстве, перемещении, смене собственника товаров из третьего списка, то руководствуемся статьей 2.9 с 1 ноября 2019 г. по 1 июля 2020 г.
В случае выявления после нарушений, допущенных до 1 ноября 2019 г. с товарами из этого списка, то штрафные санкции применяться вообще не должны.
Если нарушение порядка оформления заключается в том, что с 1 ноября 2019 г. по 1 июля 2020 г. при производстве, перемещении, смене собственника товаров из третьего списка эВСД вообще не оформлены, то руководствоваться статьей 2.9 не следует, поскольку подконтрольный товар перемещается бесконтрольно, соответственно уровень риска с ним связанный не может быть расценен как малозначительный.
Необходимо обращать внимание на еще один квалифицирующий момент.
Поясню его на примере (гротескном для понятности).
Допустим, перемещается партия баранины в четвертинах. В ходе транспортного контроля перевозчик предъявляет номер сертификата на говядину в полутушах (остальное - в порядке, номер транспортного средства, масса груза, отправитель-получатель, режим перемещения и т.д. - соответствуют). Когда ему инспектор говорит: "Это же сертификат на говядину!" Перевозчик отвечает: "Ой! Ошиблись, извините, перепутали говядину с бараниной. Щас исправим и больше так не будем".
Вопрос: с чем мы имеем дело в данном случае - с перемещением без ВСД или с грубой ошибкой в оформлении эВСД? эВСД - то вроде есть?
Правильный ответ: этот случай следует квалифицировать как перемещение без оформления эВСД. В данном случае эВСД НА ПЕРЕМЕЩАЕМЫЙ ГРУЗ отсутствует (имеется эВСД на другой груз). Плюс к тому, возможно, это еще и неправомерное оформление эВСД (если другой груз с бараниной не перемещался с этим эВСД или его планировалось переместить с этим эВСД позже).
Какой квалифицирующий признак мы использовали? Мы оценили возможность идентифицировать груз путем соотнесения его со сведениями в эВСД. Идентификация в данном случае невозможна.
Иными словами, основные характеристики груза должны быть такими же, как указано в эВСД. Основные характеристики - наименование на 4-м уровне справочника, владелец, отправитель и получатель груза, точка назначения и точка отправления, точка перегрузки (если она запланирована) и маршрутный план (если производится мультимодальная перевозка).
Если основные признаки не совпадают, то эВСД не оформлен.
Вторичные характеристики могут до некоторой степени (в разумных пределах или по объяснимым причинам) отличаться от указанных эВСД:
- масса подконтрольного товара может отличаться на 5%, а для уловов ВБР и сырого молока - на
30% тогда это вообще не нарушение, если отличие больше, то тому должно быть убеждающее проверяющего объяснение. Например, в эВСД указано количество 1 000 мл молочной продукции, а перемещается 1 000 кг. Убеждающее объяснение: сертифицирующее лицо выбрало не ту единицу измерения. Бывает такое;
- дата выработки (или номер серии, если используется) части партии подконтрольного товара. Убеждающее объяснение: грузчик перепутал (разумеется при условии, если та дата или партия, которая не указана в эВСД, не скомпрометирована (срок годности, ограничения по регионализации, аннулирование производственного сертификата, трансграничный срок выпуска). Нужно учитывать возможность грубой, непреднамеренной ошибки. Например, дата производства 06.10.2019, а дата производства в сертификате 10.06.2019.
и т.д.
В таком случае можно считать, что эВСД на данный груз был оформлен, но при оформлении была допущена ошибка.
Еще одно замечание по гашению эВСД.
Многие путаются в том, предусмотрены ли штрафные санкции за нарушение при гашении эВСД?
Некоторые трактуют так, что гашение эВСД не есть оформление, следовательно, штрафные санкции, предусмотренные за оформление эВСД, при нарушениях при гашении применяться не должны.
Это совершенно не верно.
Для правильного понимания вопроса цитата из Порядка:
"3. ОформляемЫЕ ВСД в ФГИС могут находиться в одном из следующих состояний:
"проект" - оформление ВСД начато, но не завершено, ВСД недействителен;
"действителен" - оформление ВСД завершено, ВСД не аннулирован и не погашен;
"погашен" - оформление ВСД завершено, процедура, в связи с которой на подконтрольный товар оформлен ВСД, завершена, данные ВСД соответствуют действительности, но погашенный ВСД не может быть использован повторно;
"аннулирован" - оформление ВСД завершено, но при оформлении ВСД допущены ошибки, или сырье и/или продукция, на которые оформлен данный ВСД, признаны опасными в ветеринарно-санитарном отношении, или истек срок их годности."
Обратите внимание, что написано не "Оформляемые в ФГИС ВСД" (что можно понять как эВСД, которые оформляются в электронном виде), а именно "ОформляемЫЕ ВСД в ФГИС могут находиться в одном из", что эквивалентно записи "ОформляемЫЕ ВСД могут находиться в ФГИС в одном из".
Поэтому оформляется ли эВСД, гасится ли он или аннулируется - все это оформление, т.е. внесение в эВСД сведений (верных и точных, верных, но не точных или заведомо ложных), и правила во всех случаях - одни и те же. В случае гашения - это внесение сведений о прибытии товара в точку назначения.
* Если кто-то из особо упорных продолжает сомневаться в том, установлена ли ответственность в КоАП за нарушения при гашении эВСД, то напоминаем, что Порядок - это часть ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ ("ПРИКАЗ от 27 декабря 2016 г. N 589 "Об утверждении ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях").
А в статье 10.8, кроме части 2, есть еще и часть 1:
"1. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей."
на которую, кстати, мораторий вообще не распространяется.
Таким образом, если некто особо упорный упорствует и упорно трактует, что за нарушения, допускаемые при гашении эВСД, не должна применяться часть 2 статьи 10.8, то он должен понимать, что в таком случае должна применяться часть 1 (т.е. нарушение ветеринарных правил, не упомянутых в пунктах 2 и 3), причем мораторий на их применение не установлен".
04.10.19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Система "Меркурий" - что в ней нужно регистрировать
Разработана: Компания "Гарант", октябрь 2019 г.