В государственном учреждении здравоохранения принят локальный нормативный акт, регулирующий оплату труда его работников. В частности, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются выплаты компенсационного характера за контакт с туберкулезом.
Кроме того, в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации медицинским, фармацевтическим работникам и педагогическим работникам медицинских организаций государственной системы субъекта Российской Федерации, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи населению, производятся ежемесячные денежные выплаты стимулирующего характера.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 07.12.2017 N 38-П, входят ли выплаты компенсационного характера работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в состав минимального размера оплаты труда? Входят ли выплаты стимулирующего характера медицинским, фармацевтическим работникам и педагогическим работникам медицинских организаций государственной системы субъекта Российской Федерации, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи населению, в состав минимального размера оплаты труда?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С величиной МРОТ следует сравнивать всю месячную заработную плату работника с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, включая доплату за вредные условия труда и выплату работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи населению.
Обоснование вывода:
В соответствии с частью третьей ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая ст. 133 ТК РФ), и с 01.05.2018 он равен 11163 рубля в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
Согласно части первой ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. В Республике Татарстан было заключено Соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 18 января 2018 г. N 876-с. В соответствии с п. 3 ст. 1 указанного Соглашения для государственных учреждений Республики Татарстан минимальная заработная плата определяется в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Напомним, что в состав заработной платы включается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (часть первая ст. 129 ТК РФ). Компенсационные выплаты, являющиеся составной частью заработной платы, полагаются лицам, которые работают в особых условиях. К ним относятся, в частности работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ).
Постановлением КМ РТ от 06.02.2013 N 77 "О дополнительных денежных выплатах стимулирующего характера работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения, участвующим в оказании противотуберкулезной помощи" установлены ежемесячные денежные выплаты медицинским, фармацевтическим работникам и педагогическим работникам государственных туберкулезных (противотуберкулезных) учреждений здравоохранения (диспансеров, больниц, санаториев), туберкулезных (противотуберкулезных) структурных подразделений, отделов, отделений, палат, кабинетов других медицинских организаций государственной системы здравоохранения. Таким образом, указанная в вопросе выплата, производимая работникам указанных учреждений, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи населению, относится к стимулирующим выплатам (п. 2 указанного нормативного акта).
Исходя из буквального толкования приведенных норм ТК РФ, можно сделать вывод, что не ниже МРОТ должна быть вся месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) с учетом компенсационных и стимулирующих выплат. Правомерность такого подхода ранее подтверждали высшие судебные инстанции, в частности Верховный Суд РФ (решение от 24.12.2008 N ГКПИ08-2150, определение от 10.09.2008 N 83-Г08-11) и Конституционный Суд РФ (определение от 01.10.2009 N 1160-О-О).
Отметим, что впоследствии в вопросе 3 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2009 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010, Верховный Суд РФ разъяснил, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты должны устанавливаться работникам свыше МРОТ. Однако затем данное разъяснение было отозвано (п. 2 Информации для сведения Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2010 года), что свидетельствует о возвращении Верховного Суда РФ к прежней позиции, согласно которой не ниже МРОТ должна быть вся месячная заработная плата работника.
Соответственно, с величиной МРОТ следует сравнивать всю месячную заработную плату работника с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, включая доплату за вредные условия труда и выплату работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи населению.
Такой вывод подтверждается многочисленными примерами из судебной практики (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 11.06.2015 по делу N 33-1669/2015, решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 12.03.2018 по делу N 2-164/2018, решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 26.04.2018 по делу N 2-140/2018, решение Читинского районного суда Забайкальского края от 06.03.2018 по делу N 2-533/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 08.05.2018 по делу N 33-1200/2018).
Специалисты Роструда по данному вопросу не пришли к единому мнению. В одних разъяснениях по вопросу о необходимости учета в сумме заработной платы перед сравнением с МРОТ в числе других компенсационных выплат доплаты за работу во вредных условиях труда они дают утвердительный ответ (смотрите ответы на вопрос N 1 и вопрос N 2, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ"), в других - высказывают противоположную точку зрения (смотрите вопрос N 3 и вопрос N 4), которая, по нашему мнению, противоречит буквальному содержанию части первой ст. 129 ТК РФ, части третьей ст. 133 ТК РФ.
Однако мы хотели бы обратить внимание на следующее. Конституционный Суд РФ, отказавшись признавать неконституционными положения, позволяющие включать в заработную плату все стимулирующие и компенсационные выплаты при ее сравнении с минимальным размером оплаты труда, в то же время отметил: "При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику заработную плату не ниже МРОТ, так и требования ст.ст. 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 ТК РФ. Эти законоположения предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении зарплаты не ниже МРОТ определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, повышенную оплату труда в особых условиях" (определение от 01.10.2009 N 1160-О-О). Это, на наш взгляд, означает, что получившаяся из-за отличий в количестве, качестве, сложности и условиях труда разница в размере причитающихся работникам выплат не может нивелироваться с помощью доплаты до МРОТ.
Приведем пример. Работники Васильева и Пронин занимают одну должность. Им установлены оклады в размере 7500 руб. При этом Пронин работает во вредных условиях, а Васильева - нет. Пронину установлена надбавка за работу во вредных условиях - 10% оклада. По итогам полностью отработанного месяца работникам начислено:
Васильевой: оклад - 7500 руб., премия - 1500 руб.;
Пронину: оклад - 7500 руб., доплата за работу во вредных условиях - 750 руб., премия - 1500 руб.
Сумма всех элементов зарплаты Пронина меньше МРОТ, но на 750 руб. больше, чем у Васильевой. Эта разница должна сохраниться одновременно с доведением зарплаты обоих до величины МРОТ. Соответственно, Васильевой надо заплатить 11 163 руб., а Пронину на 750 руб. больше, то есть 11 913 руб.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
17 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"