Глава 2. Обзор регуляторной практики в России последних лет
Последнее десятилетие в России ознаменовано принятием на уровне Правительства Российской Федерации широкого круга плановых и распорядительных документов, посвященных вопросам сокращения избыточного административного давления на бизнес и вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, заимствования хорошо зарекомендовавших себя в странах ОЭСР регуляторных практик и общего повышения эффективности государственного регулирования. Эти усилия, по их первоначальному замыслу, должны были быть направлены на создание дополнительных механизмов повышения качества нормотворчества, рассмотренных в Главе 1 данного Доклада.
Так, в 2009-2011 годах Правительством Российской Федерации приняты 19 отраслевых планов оптимизации контрольно-надзорной деятельности и устранения административных барьеров, предполагавших масштабный пересмотр существующего законодательства в наиболее "массовых" сферах регулирования: системной переработке должно было быть подвергнуто законодательство в таких областях, как промышленная безопасность, охрана окружающей среды, строительство, ветеринария или карантин растений. В 2012-2016 годах при поддержке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов были реализованы 12 "дорожных карт" Национальной предпринимательской инициативы, направленных на улучшение инвестиционного климата в России - упрощение, удешевление, ускорение процедур ведения бизнеса. В 2014 году стартовала реформа контрольно-надзорной деятельности, предусматривающая переход на применение риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок в отношении хозяйствующих субъектов.
Приоритетным проектом "Реформа контрольной и надзорной деятельности", реализуемым с декабря 2016 года, предусмотрена задача по разработке механизмов систематической оценки и анализа эффективности обязательных требований для целей их последующей оптимизации. Создано более десятка рабочих групп, в рамках которых с участием предпринимательского сообщества уполномоченными ведомствами ведется работа по подготовке предложений об отмене избыточных, неэффективных и устаревших обязательных требований.
В то же время общий центр принятия решений по регуляторным вопросам утрачен. С одной стороны, экономическим блоком Правительства Российской Федерации декларируются ценности снижения административной нагрузки на бизнес, с другой (во многом под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность) - постоянно вводятся все новые ограничительные регулирования. Поиск дальнейшего снижения административной нагрузки преимущественно осуществляется в "компромиссных" сферах: переход на электронное взаимодействие, продление сроков действия разрешительных документов, устранение устаревших, на практике не применявшихся норм - однако и эта работа не ведется системно.
Приоритет политики дерегулирования на государственном уровне в явном виде не сформулирован. Формальное признание большинства регуляторных задач выполненными и устойчивый рост позиций страны в рейтинге Всемирного банка Doing Business плохо коррелируют с низким уровнем инвестиций, падением деловой активности и продолжающимся трендом на огосударствление экономики. Широкие возможности ведомств по генерации новых регуляторных решений, готовящихся преимущественно во "внеплановом" режиме, в том числе на основании поручений "профильных" вице-премьеров, вкупе с уже накопленным массивом находящихся в работе нормативных правовых актов, фактически сводят на нет любые начинания в области сокращения административного давления на бизнес.
Не претендуя на исчерпывающее описание недостатков российского экономического законодательства, настоящий раздел структурирован не по отраслевому принципу, а "от проблемы", то есть на практических примерах иллюстрирует, как несбалансированное регулирование становится тормозом для экономического развития.
В Приложении 2 к настоящему Докладу представлен детальный обзор регуляторных практик в отдельных сферах государственного управления, в том числе: в области противодействия терроризму и легализации доходов, полученных преступным путем, в сфере строительства, промышленной безопасности, охраны окружающей среды и обращения с отходами, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии и фитосанитарного законодательства.
Материалы для подготовки этих кейсов были представлены участниками семинаров по регуляторной политике*(43), проводившихся в период 2016-2018 годов на площадках Центра стратегических разработок и Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Также с 15 сентября по 15 ноября 2017 года Центр стратегических разработок совместно с информационно-правовым порталом "Гарант.ру" провел онлайн-опрос. Респондентам предлагалось назвать "точки торможения" в праве, которые они считают необходимыми к устранению для обеспечения наиболее эффективного разрешения адресатами регулирования их конечных задач, и предложить механизм этого устранения или корректировки нормы. Результаты опроса также изложены в Приложении 3.
Резюме
Описанный перечень недостатков российского экономического законодательства не является хоть сколько-нибудь исчерпывающим и без труда может быть продолжен. Приведенные примеры неэффективных, несбалансированных и попросту парадоксальных норм, оказывающих непосредственное влияние на повседневную практику ведения хозяйственной деятельности, в большей или меньшей степени характерны практически для любой сферы отечественного регулирования, построенного на принципах широкомасштабного "предписывающего" вмешательства государства в любые экономические процессы. Именно эти проблемы явились одним из ключевых факторов остановки экономического роста еще в 2013 году, и они же по завершении адаптации экономики к конъюнктурным изменениям на мировых рынках энергоресурсов не позволяют ей приблизиться даже к среднемировым темпам. Накопленный объем административной нагрузки в условиях значительного падения экспортных доходов уже не может эффективно абсорбироваться экономикой.
Наличие значительного объема несистематизированных, рассогласованных и избыточных требований законодательства влечет за собой риск оказаться нарушителем в любой ситуации и вне зависимости от предпринимаемых усилий. Предписывающий характер норм и их неадекватность современным реалиям омертвляют инвестиции предприятий, вынуждая использовать устаревшие технические решения, обосновывать многократно апробированные на практике подходы и затрачивать излишние средства на "виртуальное" обеспечение безопасности. Чрезмерные административные требования генерируют избыточную непроизводительную занятость на предприятиях, которая дополняется фактической "приватизацией" отдельных надзорных и разрешительных функций в виде многочисленных экспертиз, исследований и прочих видов оценки соответствия, выполняемых сторонними организациями на коммерческой основе. Постоянное изменение "правил игры" лишает хозяйствующих субъектов возможности даже среднесрочного прогнозирования, выталкивает предприятия в зоны с коротким горизонтом планирования и вносит значительный вклад в увеличение общестрановых рисков, делая стратегии оппортунистического поведения все более привлекательными.
Преодоление указанных проблем требует масштабного пересмотра подходов к регулированию хозяйственной деятельности, основанного на принципах рациональной минимизации вмешательства государства в экономические процессы, поощрении инновационных решений, доказательности в регулировании и соотнесении его объема с уровнем риска, присущим конкретным объектам, разгрузки законодательства от устаревших и избыточных требований.