По состоянию на начало 2017 года по данным бюджетного учета и отчетности за 2016 год казенного учреждения учитывается дебиторская задолженность по счету 1 206 25 000 в сумме 130 000 руб., которая образовалась в связи с тем, что учреждение перечислило предоплату по заключенному контракту на проведение ремонтных работ.
Работы не были выполнены подрядчиком в установленный срок, поэтому контракт был расторгнут в одностороннем порядке.
В результате проведения в 2017 году претензионной работы указанная сумма была возмещена контрагентом и поступила на лицевой счет казенного учреждения.
Как в учете казенного учреждения, не являющегося администратором поступления доходов в бюджет, будут отражены поступление и перечисление в федеральный бюджет указанной суммы?
О. Булыгина,
эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 19-22.
В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику, который обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании п. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступил своевременно к исполнению договора подряда, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Примечание. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы (п. 1 ст. 708 ГК РФ).
В силу ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ*(1) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ (п. 2 ст. 328, п. 2 ст. 450.1), если это было установлено контрактом.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ). В соответствии с условиями контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) может предусматриваться наряду с обеспечением возврата аванса обеспечение уплаты неустойки, в том числе штрафной.
По общему правилу, если договор (контракт) поставщиком (исполнителем) не исполнен и сумма перечисленного ему аванса возвращается учреждению:
- если аванс был перечислен учреждением в текущем году (то есть дебиторская задолженность является текущей), учреждение может использовать возвращенные денежные средства по тому же коду КОСГУ;
- если аванс был перечислен в предыдущие годы, возвращенные поставщиком (исполнителем) денежные средства уплачиваются в доход соответствующего бюджета (п. 2.5.6 Порядка N 8н)*(2).
Следует учитывать, в Письме Минфина РФ N 02-07-07/5669, Федерального казначейства N 07-04-05/02-120 от 02.02.2017 сказано, что в составе показателей счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" не отражается просроченная дебиторская задолженность по расходам, в отношении которой получатель бюджетных средств осуществляет мероприятия по восстановлению расходов бюджета (возврату в бюджет ранее произведенных расходов), в том числе по осуществленной в рамках государственных (муниципальных) контрактов, соглашений предварительной оплате, подлежащим возврату контрагентом в случае расторжения контрактов (соглашений) по результатам претензионной работы.
Указанная дебиторская задолженность по восстановлению расходов бюджета подлежит отражению на счете 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" в соответствии с п. 220 Инструкции N 157н*(3), п. 85 Инструкции N 162н*(4).
Суммы, подлежащие возмещению в бюджет, в данном случае являются компенсацией затрат государства и, соответственно, отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджета 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" и статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ в соответствии с Указаниями N 65н*(5).
Предъявление требования к получателю авансовых платежей по произведенной предварительной оплате, не возвращенной контрагентом в случае расторжения контрактов (соглашений), в том числе по результатам претензионной работы (по решению суда), оформляется записью по дебету счета 1 209 30 560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат" и кредиту счета 1 206 хх 660 "Расчеты по выданным авансам" (п. 86 Инструкции N 162н).
Поэтому в данном случае поступление средств на восстановление расходов в отчетном году, в погашение дебиторской задолженности отражается по дебету счета 1 304 05 226 и кредиту счета 1 209 30 000. Указанная корреспонденция счетов приведена в Письме Минфина РФ от 09.11.2016 N 02-07-10/65575.
Для учета расчетов между учреждением, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию доходов бюджета, и администратором доходов бюджета применяется счет 1 304 04 130 "Внутриведомственные расчеты" (п. 276 Инструкции N 157н, п. 105 Инструкции N 162н).
К сведению. Для уведомления об ожидаемом поступлении в бюджет указанной суммы доходов казенное учреждение направляет в адрес администратора доходов извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах.
Суммы расчетов по начислению задолженности перед бюджетом отражаются по дебету счета 1 304 04 130 в корреспонденции с кредитом счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет".
В этом случае перечисление суммы в доход бюджета с лицевого счета учреждения показывается по дебету счета 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 1 304 05 226 (п. 104 Инструкции N 162н).
В бюджетном учете операции по зачислению дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет получателя средств бюджета и ее перечислению в доход бюджета (код бюджетной классификации доходов 1 13 02992 01 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета") отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Предъявлены к исполнителю требования о возврате аванса по условиям контракта | 00 000000000000 | 00 000000000000 | 130 000 |
Поступили денежные средства в погашение дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет учреждения | 00 000000000000 | 00 000000000000 | 130 000 |
Перечисление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета | |||
Отражена задолженность перед бюджетом по перечислению суммы возмещения дебиторской задолженности прошлых лет | 00 000000000000 | 00 000000000000 | 130 000 |
Отражено исполнение обязательств по перечислению средств на счет администратора в доход бюджета | 00 000000000000 130 1303 05 830 | 00 000000000000 130 1304 05 225 | 130 000 |
1 ноября 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(5) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"