Платные услуги лаборатории судебной экспертизы
С. Валова,
редактор журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 25-34.
Как следует из ст. 37 Закона N 73-ФЗ*(1), государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за проведение судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях. В статье рассмотрим порядок оказания данных услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете.
В соответствии с Положением о лабораториях судебной экспертизы и центральных лабораториях судебной экспертизы системы Минюста РФ, утвержденным Приказом Минюста РФ от 17.01.1995 N 19-01-7-95 (далее - Положение), лаборатории судебной экспертизы и центральные лаборатории судебной экспертизы являются государственными учреждениями, выполняющими экспертные исследования для судов и правоохранительных органов. Свою деятельность данные организации исполняют в статусе бюджетных учреждений, в связи с чем на них распространяются нормы Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
К сведению. В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе).
Как было отмечено выше, ст. 37 Закона N 73-ФЗ и п. 7 Положения разрешают проводить на договорной платной основе экспертизы и другую работу, соответствующую профилю лабораторий, для судов, органов следствия. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В пункте 7 Положения рекомендовано направлять средства, полученные за выполнение платных исследований, на оплату труда и материальное поощрение сотрудников, развитие материально-технической базы, хозяйственные нужды, решение социальных вопросов коллектива соответствующей лаборатории.
Расчет стоимости платной услуги за экспертизу
В соответствии с п. 15 Положения цена платных экспертиз и исследований определяется разрабатываемыми в лабораториях калькуляциями, включающими затраты на проведение этих экспертиз и исследований.
При расчете стоимости конкретной судебной экспертизы следует умножить стоимость экспертного часа на количество часов, затрачиваемых на ее проведение.
Стоимость экспертного часа утверждена Приказом ФБУ "Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ" от 09.01.2013 N 9/1-1 (далее - Приказ N 9/11). Так, согласно действующей редакции данного приказа эта стоимость составляет 1 136,18 руб. (в том числе НДС).
Нормы затрат времени на проведение экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Минюста утверждены Приказом Минюста РФ от 22.06.2006 N 241.
Некоторые нормативы затрат в качестве ознакомительного материала приведем в таблице.
Вид экспертизы | Затраты времени на проведение одной экспертизы в зависимости от категории сложности, ч | ||
1 | 2 | 3 | |
Почерковедческая | 16 | 38 | 95 |
Автороведческая | 16 | 38 | 95 |
Почвоведческая | 19 | 38 | 67 |
Бухгалтерская | 28 | 57 | 115 |
Финансово-экономическая | 28 | 57 | 115 |
Стоимость конкретного экспертного исследования для граждан и юридических лиц определяется договором. Для справки отметим, что Приказом N 9/1-1 утвержден прейскурант цен на оказание платных услуг при проведении судебных экспертиз и экспертных исследований. Приведем некоторые стоимостные показатели по отдельным экспертизам.
Вид экспертизы | Затраты времени на проведение одной экспертизы в зависимости от категории сложности, ч / Стоимость экспертизы, руб. | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
Почерковедческая | 16 | 18 178,88 | 38 | 43 174,84 | 95 | 107 937,10 |
Автороведческая | 16 | 18 178,88 | 38 | 43 174,84 | 95 | 107 937,10 |
Почвоведческая | 19 | 21 587,42 | 38 | 43 174,84 | 67 | 76 124,06 |
Бухгалтерская | 28 | 31 813,04 | 57 | 64 762,26 | 115 | 130 660,70 |
Финансово-экономическая | 28 | 31 813,04 | 57 | 64 762,26 | 115 | 130 660,70 |
Заключение договора на оказание платных услуг
Договор о проведении исследования является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик - оплатить их.
Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать следующие сведения о заказчике и исполнителе:
- вид заказываемого исследования;
- форму и сроки его проведения;
- поставленные на разрешение эксперта вопросы;
- стоимость оказываемых услуг;
- последствия его невыполнения одной из сторон и др.
Следует отметить, хотя непосредственным исполнителем оказания судебно-экспертных услуг является конкретный эксперт, субъектом договора может быть только экспертное учреждение.
В интересах заказчика целесообразно включение в договор положений о том, что исполнитель обязан:
- применить при оказании услуги все установленные методики и имеющиеся в распоряжении экспертной лаборатории технические средства для правильного и научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов, относящихся к компетенции эксперта (специалиста), при этом эксперт (специалист) самостоятельно определяет методы и способы исполнения задания заказчика;
- оформить результаты исследования документально (поскольку стороны в силу ст. 421 ГК РФ вправе определять условия договора по своему усмотрению, обязанности исполнителя могут включать в себя не только совершение определенных действий (осуществление деятельности), но и представление заказчику результата действий исполнителя);
- возвратить представленные для исследования объекты, за исключением объектов, которые были повреждены или израсходованы с согласия заказчика при проведении исследования (ряд методик предполагает полное уничтожение объекта в результате проведения исследования).
Включение в договор указанных условий позволит предотвратить возможные разногласия сторон, которые могут возникнуть в процессе исполнения обязательства.
Бухгалтерский учет доходов, полученных от оказания платных услуг
Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции N 157н*(2), п. 92 Инструкции N 174н*(3)).
Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных экспертных услуг.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Основание |
Начислены доходы от оказания платных экспертных услуг | 2 205 31560 | 2401 10130 | Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор |
Поступила плата за оказанные экспертные услуги на лицевой счет учреждения | 2 201 11510 | 2 205 31660 | Выписка из лицевого счета |
Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения | 2 20134 510 | 2 205 31660 | Приходный кассовый ордер |
Сдана выручка на лицевой счет учреждения | 221003560 2 201 11610 | 2 20134 610 221003660 | Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения |
Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой | 2 20123 510 | 2 205 31660 | Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста |
Поступила выручка на лицевой счет | 2 201 11510 | 2 20123 610 | Выписка из лицевого счета |
Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных экспертных услуг.
Пример 1
Экспертная лаборатория, являющаяся бюджетным учреждением, в октябре 2017 года оказала юридическим лицам платные услуги на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.). Вся выручка поступила на лицевой счет организации.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислен доход, полученный от оказания платных услуг | 2 205 31560 | 2 401 10 130 | 236000 |
Начислен НДС при оказании платных услуг | 1401 10 130 | 230304730 | 36 000 |
Поступила выручка на лицевой счет учреждения | 2 201 11510 17 | 2 205 31660 | 236000 |
Пример 2
Изменим условия примера 1. Предположим, что экспертная лаборатория получила денежные средства в кассу и впоследствии сдала выручку, полученную от оказания платных услуг, через инкассаторскую службу банка. Денежные средства, сданные 31.10.2017, поступили на счет 01.11.2017.
В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 N 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).
Порядок внесения наличных денежных средств учреждением в банк регламентируется положением, утвержденным ЦБ РФ 24.04.2008 N 318-П (далее - Порядок N 318-П).
В силу п. 9.6, 9.7 Порядка N 318-П перед получением в организации сумки с наличными деньгами инкассаторский работник предъявляет кассовому работнику организации документы, предусмотренные в п. 7.5 данного порядка, явочную карточку (ф. 0402303) и порожнюю сумку. Кассовый работник учреждения предъявляет инкассаторскому работнику образец пломбы, передает сумку с наличными деньгами, а также накладную к сумке (ф. 0402300) и квитанцию к сумке (ф. 0402300) и заполняет явочную карточку (ф. 0402303).
При приеме в учреждении сумки с наличными деньгами инкассаторский работник в присутствии кассового работника проверяет целостность сумки и пломбы, соответствие пломбы имеющемуся образцу, правильность заполнения накладной к сумке, квитанции к сумке, подписывает квитанцию, проставляет оттиск штампа, дату приема сумки с наличными деньгами и возвращает квитанцию кассовому работнику учреждения.
Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции N 174н).
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг | 2 205 31560 | 2 401 10 130 | 236000 |
Начислен НДС | 2 401 10 130 | 230304730 | 36 000 |
Поступила выручка в кассу учреждения | 2 20134 510 17 | 2 205 31660 | 236000 |
Отражена передача денежных средств инкассатору | 2 20123 510 17 | 2 20134 610 18 | 236000 |
Внесены наличные денежные средства на счет 40116 | 2210 03560 17 | 2 20123 610 18 | 236000 |
Поступила выручка на лицевой счет учреждения | 2 201 11510 17 | 221003 660 18 | 236000 |
Учет расходов на оказание платных услуг
В соответствии с п. 134 Инструкции N 157н расходы, формирующие себестоимость платной услуги, учитываются на счете 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг". Отметим, что затраты, которые учреждение несет при оказании услуги (выполнении работы), в силу ст. 138 Инструкции N 157н подразделяются на прямые и накладные.
Классификация расходов |
| |
/------------------------------------------\/---------------------------------------------\
| Прямые расходы || Накладные расходы |
\------------------------------------------/\---------------------------------------------/
| |
/------------------------------------------\/---------------------------------------------\
|Непосредственно относятся на себестоимость||Не имеют прямой пропорциональной связи |
|изготовления единицы готовой продукции, ||с отдельными видами продукции и включа- |
|выполнения работы, оказания услуги ||ются в себестоимость при помощи специ- |
| ||альных методов |
\------------------------------------------/\---------------------------------------------/
| |
/------------------------------------------\/---------------------------------------------\
|Отражаются на счете 0 109 60 000 "Себе- ||Отражаются на счете 0 109 70 000 "Накладные |
|стоимость готовой продукции, работ, услуг"||расходы производства готовой продукции, |
| ||работ, услуг" |
\------------------------------------------/\---------------------------------------------/
| |
/------------------------------------------\/---------------------------------------------\
|Заработная плата сотрудников, непосред- ||Расходы на содержание и эксплуатацию иму- |
|ственно участвующих в изготовлении готовой||щества, командировки, обучение сотрудников, |
|продукции, оказании услуги, выполнении ра-||коммунальные расходы (затраты на тепло-, |
|боты, материальные расходы, произведенные ||электроэнергию, воду и прочие коммунальные |
|в связи с оказанием услуги ||услуги), стоимость повышения квалификации |
| ||сотрудников и др. |
\------------------------------------------/\---------------------------------------------/
|
/---------------------------------------------\
|Распределение накладных расходов произво- |
|дится одним из способов: пропорционально |
|прямым затратам по оплате труда, матери- |
|альным затратам, иным прямым затратам, |
|объему выручки от реализации продукции |
|(работ, услуг), другому показателю, харак- |
|теризующему результаты деятельности |
|учреждения |
\---------------------------------------------/
Помимо прямых и накладных расходов выделяют (п. 138 Инструкции N 157н):
- общехозяйственные расходы, которые осуществляются для целей управления, обслуживания производства и отражаются на счете 0 109 80 000 "Общехозяйственные расходы". Примером таких расходов может служить заработная плата руководителя учреждения, его заместителей и другого управленческого персонала, включая суммы начислений на заработную плату;
- издержки обращения, которые связаны с процессом доведения до потребителей и продвижения услуг (реклама) и отражаются на счете 0 109 90 000 "Издержки обращения".
Перечень накладных расходов утверждается учетной политикой учреждения, как и база для распределения таких расходов. Выбор способа распределения накладных и общехозяйственных расходов зависит от особенностей работ (услуг), выполняемых (оказываемых) работниками учреждения.
Пример 3
Учетной политикой экспертной лаборатории установлено, что накладные и общехозяйственные расходы распределяются между видами деятельности пропорционально объему доходов по соответствующему источнику финансирования.
В октябре 2017 года учреждение получило субсидию на выполнение государственного задания в размере 4 000 000 руб. и доходы от оказания платных услуг в размере 1 000 000 руб. (цифры условные).
Ресурсоснабжающая организация выставила учреждению счет за потребленную им в октябре 2017 года электроэнергию на сумму 85 000 руб.
Коэффициент распределения накладных расходов - 0,2 (1 000 000 руб. / 4 000 000 руб. + 1 000 000 руб.). Накладные расходы на электроэнергию по деятельности, финансируемой за счет платных услуг, составляют 17 000 руб. (85 000 руб. x 0,2). Соответственно, сумма оплаты электроэнергии, осуществляемой за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, - 68 000 руб. (85 000 руб. x 0,8).
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Октябрь 2017 года | |||
Отражены расходы на электроэнергию, относимые на деятельность по платным услугам* | 210970223 | 230223730 | 17 000 |
Отражены расходы на электроэнергию, относимые на деятельность по оказанию услуг в рамках госзадания* | 410970223 | 430223730 | 68 000 |
Отражена оплата электроэнергии поставщику | 2 302 23 830 | 2 201 11610 | 17 000 |
4 302 23 830 | 4 201 11610 | 68 000 | |
* Отметим, что все операции по распределению накладных и общехозяйственных затрат на себестоимость конкретных видов услуг подлежат документальному оформлению справками (ф. 0504833) с приложением соответствующих расчетов. |
По окончании месяца показатели аналитических счетов к счетам 0 109 70 000 и 0 109 80 000 переносятся на соответствующие аналитические счета к счету 0 109 60 000.
В дальнейшем расходы учреждения, связанные с оказанием услуг, списываются в дебет счета 2 401 10 130 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета к счету 2 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг" (п. 67 Инструкции N 174н).
Пример 4
Предположим, что в октябре 2017 года доходы, полученные от проведения платных экспертиз, составили 354 000 руб. (в том числе НДС - 54 000 руб.). Материальные затраты - 80 400 руб., расходы на оплату труда экспертов - 100 000 руб., отчисления во внебюджетные фонды - 30 200 руб. Все расходы являются прямыми.
Накладные расходы на оплату коммунальных услуг равны 17 000 руб.
Денежные средства были внесены в кассу учреждения и перечислены на лицевой счет организации.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг | 1205 31560 | 140110 130 | 354000 |
Начислен НДС | 2 401 10 130 | 2 30304730 | 54 000 |
Поступила выручка в кассу учреждения | 2 20134 510 | 120531660 | 354000 |
Отражено внесение денежных средств на лицевой счет | 2210 03560 | 120134 610 | 354000 |
Поступила выручка на лицевой счет | 2 201 11510 | 221003 660 | 354000 |
Отражены расходы на оказание платных услуг | 210960272 2 109 60 211 2 10960 213 210970223 | 210536340 2 302 11730 2 30300730 2 30223730 | 80 400 100 000 30 200 17 000 |
Накладные расходы учтены в себестоимости платных услуг | 210960223 | 210970223 | 17 000 |
Отражено списание расходов в связи с оказанием услуг | 2 401 10 130 | 210960272 2 109 60 211 210960 213 210960223 | 80 400 100 000 30 200 17 000 |
Отражен финансовый результат деятельности учреждения* (354 000 - 54 000 - 80 400 - 100 000 - 30 200 - 17 000) руб. | 2 401 10 130 | 2 40130 000 | 72 400 |
* По завершении финансового года суммы доходов и расходов, рассчитанные методом начисления, отраженные на соответствующих счетах учета финансового результата текущего финансового года, относятся на финансовый результат прошлых отчетных периодов (на счет 0 40130 000) (п. 297 Инструкции N 157н). |
* * *
Кратко сформулируем основные выводы.
1. Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за проведение судебных экспертиз. При оказании платной услуги в обязательном порядке заключается договор.
2. Цена платных экспертиз и исследований определяется разрабатываемыми в лабораториях калькуляциями, включающими затраты на проведение этих экспертиз и исследований.
3. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение экспертной лаборатории.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"