Какие документы банк может запрашивать у клиентов на законных основаниях
А.В. Макаров,
юрист по налоговому праву
Журнал "БУХ.1С", N 11, ноябрь 2017 г.
Закон обязывает банки не только идентифицировать клиента, но и проверять информацию о совершаемых клиентом сделках, которые вызывают подозрение. В настоящее время перечень запрашиваемой банками информации сравним разве что с данными, которые требует от компаний и ИП налоговая инспекция. А.В. Макаров, юрист по налоговому праву, разобрался с тем, какие документы могут быть запрошены банками на законных основаниях, и какие последствия ожидают клиентов за их непредставление.
Какие документы требуют банки на основании 115-ФЗ
Банковскую деятельность регулирует огромное число всевозможных законов и подзаконных актов. Один из таких документов - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Во исполнение этого закона и, ссылаясь на его же нормы, банки требуют у клиентов массу разнообразной документации. Клиентам порой кажется, что запрашиваемые данные вообще никак не касаются деятельности банков и не затрагивают интересы государства. Но банкам кажется иначе. К примеру, банки, проверяя чистоту сделок, запрашивают документы по стандартным договорам, которые организации заключают уже на протяжении многих лет. По мнению клиентов, такие требования банков, как минимум, являются странными, а, как максимум - противоречат действующему законодательству. В частности, например, в тех случаях, когда запрашиваемая информация составляет охраняемые законом сведения.
Действительно, порой банки требуют предоставления персональных сведений работников организаций, бухгалтерский баланс, сведения об уплаченных налогах и т.п. Само собой, подобные запросы вызывают у клиентов массу негодования.
Чтобы не быть голословными, приведем образец типичного письма, рассылаемого банками в адрес своих клиентов в целях соблюдения Закона N 115 (рис. 1). Как мы видим, перечень документации весьма обширен, а в некоторых случаях он может оказаться еще больше. Причем времени на подготовку и сдачу этих документов дается подчас слишком мало, что обусловливает еще большее недовольство клиентов и их справедливое возмущение. В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?
Рис.1
Коротко. 1. В настоящее время банки требуют у клиентов массу разнообразной документации, проверяя чистоту сделок.
2. Идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными, требуют Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов...".
3. Пункт 14 статьи 7 Закона N 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.
4. Анализ Федерального закона от 07.08.2001 N 115 и Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.
Законны ли требования банков о представлении документации
Как поясняют сами банки, в подобных объемах документы ими запрашиваются не просто так. Это не их личная прихоть, а требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ и Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов..." (далее - Положение Банка России N 499-П). Эти НПА обязывают кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными.
И если клиента можно проверить на этапе открытия ему банковского счета, то проверить чистоту сделки банк может только на стадии совершения денежных расчетов.
Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, статья 7 Закона N 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.
В их перечень входят документы удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также банком могут быть запрошены и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.
А пункт 14 статьи 7 Закона N 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.
Приложение 2 к Положению Банка России N 499-П содержит подпункты 2.7-2.9, которые конкретизируют полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов.
Так, подпункт 2.7 устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента.
В подпункте 2.8 указано, что банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.
Наконец, подпункт 2.9 разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.
Анализ Федерального закона от 07.08.2001 N 115 и Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательство никаких подобных ограничений не содержит, как не содержит и точный список документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации. Получается, что банки вправе запрашивать абсолютно любую документацию и в любом объеме. Так ли это на самом деле? БУХ.1С попросил прояснить ситуацию руководителя отдела юридического сопровождения профучастников фондового рынка ГК "ФИНАМ" Сергея Володькина.
Итак, получается, банки не только вправе истребовать с клиентов документы, но это является их обязанностью. Если этого не делать, банк могут оштрафовать на значительную сумму. Ответственность банков установлена в статье 15.27 КоАП РФ "Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
По данной статье штрафы могут достигать 1 млн. руб., а деятельность банка может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Понятно, что банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Выходит, что направление клиентам писем о представлении информации - обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов РФ и требований Центробанка России.
То, что банки могут истребовать у своих клиентов практически ничем неограниченный объем документов, БУХ.1С подтвердили и в Ассоциации российских банков (АРБ). Как нам рассказала главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская, закон не регулирует вопрос о том, какие именно документы и сведения подлежат истребованию у физических и юридических лиц в целях проверки их непричастности к экстремистской деятельности или терроризму. Также закон не определяет порядок проведения кредитными организациями проверок деятельности своих клиентов. Что именно затребовать и как именно проверять клиентов, банк решает самостоятельно.
Страдают во всей этой ситуации, конечно же, добросовестные клиенты, которые ведут торговую или производственную деятельность и никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег. Зачастую объем запрашиваемой банком информации оказывается настолько велик, что в назначенные сроки представить документы не получается чисто физически. Как поступать в подобных ситуациях клиентам банков? Вот такой совет дает генеральный директор консалтингового центра "Профдело" Татьяна Никанорова.
Можно сделать вывод, что клиентам придется исполнять требования банков о представлении документов и информации. И если имеется такая возможность, документы лучше направлять в полном объеме и точно в срок. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все чаще и больше, разумнее не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.
Каких клиентов банки считают сомнительными
Итак, по закону банки должны проверять информацию о сделках, совершаемых клиентами. Это делается, чтобы пресечь легализацию (отмывание) преступных доходов, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации и другие противозаконные операции. Если у банка возникнут подозрения в законности операции, он может даже отказать в выполнении распоряжения клиента (п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
В первую очередь банки будут обращать внимание на тех клиентов, которые платят налоги в незначительных размерах - менее 0,9% от дебетового оборота по счету. Напомним, что ранее это значение составляло 0,5% оборота по счету (см. методические рекомендации Банка России от 13.04.2016 N 10-МР, опубликованы 20.04.2016 в "Вестнике Банка России", N 40).
Это не единственный признак совершения клиентом сомнительных операций. Дополнительные признаки деятельности, вызывающей подозрения, Банк России перечислил в Методических рекомендациях Банка России от 21.07.2017 N 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (опубликованы 27.07.2017 в "Вестнике Банка России", N 63):
- со счета не производятся выплаты зарплаты работникам клиента, перечисление НДФЛ, страховых взносов либо такие платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников и свидетельствуют о занижении реальных сумм зарплаты;
- фонд зарплаты сотрудников установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
- по счету уплачивается НДФЛ, но не перечисляются страховые взносы;
- остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами обычных операций клиента;
- производимые по счету клиента платежи не имеют отношения к затратам по осуществляемому им виду деятельности. При этом не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента, например оплата аренды, коммунальных платежей, закупка канцелярских товаров и др.;
- нет связи между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
- резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного клиентом максимального оборота денежных средств по счету;
- денежные средства зачисляются на счет клиента от покупателей за товары, услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, которые НДС не облагаются (например заем, обеспечение обязательств, реализация лома и пр. необлагаемые операции).
Также банки обязаны знать об устройстве, с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью перевода денежных средств. Речь идет об IP-адресе, МАС-адресе, номере SIM-карты, номере телефона или ином идентификаторе устройства. Если идентификатор устройства клиента совпадает с идентификатором другого клиента, счета которого ранее были закрыты, такого клиента следует относить к категории повышенного риска и проверять информацию о совершаемых им сделках.
Кроме того, к категории повышенного риска будут отнесены клиенты банка, доверенные лица которых (получили криптографические ключи и аутентификационную информацию для работы в системе дистанционного банковского обслуживания) представляют также интересы других клиентов, счета которых были закрыты в рамках противолегализационных мероприятий.
Мнение
С. Володькин, руководитель отдела юридического сопровождения профучастников фондового рынка ГК "ФИНАМ"
Какие документы могут запрашивать банки во исполнение требований закона о противодействии легализации преступных доходов?
Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. И обычно это открытый перечень, т.к. изначально невозможно определить полный список документов, который может понадобиться для того, чтобы определить, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет. То есть любые документы, которые могут потребоваться для анализа конкретной операции или деятельности клиента в целом.
Могут ли банки требовать информацию, содержащую личные данные третьих лиц? Например, личные данные сотрудников фирмы-клиента банка?
По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец - это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.
Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов установлены законом?
По некоторым данным сроки установлены, по другим - в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 N 115.
Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?
Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции. Если банк отказал уже два и более раз - он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБ рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.
Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк - в Москве.
И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.
Мнение
В. Кинсбурская, главный специалист правового департамента Ассоциации российских банков (АРБ)
Точный перечень истребуемых у клиента документов и сведений, порядок проведения проверки клиента, в том числе процедура и сроки представления запрошенных документов в банк, а также порядок фиксирования полученной от клиента информации устанавливаются каждой кредитной организацией самостоятельно. Они прописываются в правилах внутреннего контроля. Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, банк может запросить у клиента подробные сведения о целях деятельности клиента, деловой репутации, целях совершения конкретной операции и источниках происхождения денег.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Но при этом контролю подлежат и все прочие подозрительные операции. Проверка деятельности клиента и совершаемых им операций может проводиться при наличии у сотрудников банка субъективных подозрений в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма. Соответствующее право предоставлено банкам в пункте 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
В случае непредставления клиентом информации, необходимой для его проверки, банк может заблокировать счет, приостановить расходную операцию, отказаться от заключения договора, или же расторгнуть договор банковского счета (вклада) с таким клиентом.
Мнение
Т. Никанорова, директор консалтингового центра "Профдело"
Банки должны принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить незаконные операции. Мы понимаем, что для этого они могут запрашивать практически любые документы и в любом количестве. Бухгалтерам известны банки, которые требуют чрезмерно много. Если не представить документы в полном объеме, банк может закрыть расчетный счет. И тут кроется подвох: закрытие счета по такому основанию часто подразумевает повышенный тариф на вывод средств с расчетного счета в другой банк. Это до 10% от суммы. Можно, конечно, жаловаться в ЦБ РФ, а он уже будет определять, правомерен ли был запрос из банка или нет. Моя рекомендация для "белых" фирм: если вы получаете избыточный запрос, срочно выводите из такого банка деньги и открывайте счет в другом месте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667