Учет ДТП владельцами ТС и участие в конкурсе
Е.Н. Моряк,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2017 г., с. 34-37.
Организатор торгов при организации и проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на определенной территории, по результатам которого выдается свидетельство об осуществлении указанных перевозок, потребовал от участников конкурса представить в составе заявки заверенные органами ГИБДД МВД копии журнала учета дорожно-транспортных происшествий. Правомерно ли данное требование?
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины ДТП и нарушений Правил дорожного движения*(1) с участием принадлежащих им ТС.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 утверждены Правила учета дорожно-транспортных происшествий, они обязательны для выполнения на всей территории РФ. На основании этих правил учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия. Учет ведется:
органами внутренних дел;
владельцами транспортных средств - юридическими лицами независимо от форм собственности, являющимися собственниками транспортных средств либо пользующимися или распоряжающимися ТС в установленном порядке;
государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.
В соответствии с п. 15 Правил учета дорожно-транспортных происшествий владельцы транспортных средств учитывают ДТП с участием принадлежащих им ТС независимо от места их совершения. О произошедшем ДТП владелец ТС должен незамедлительно проинформировать орган внутренних дел по месту своего нахождения.
Учет ДТП владельцами ТС организуется по форме, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 N 22 и состоящей из двух разделов.
В первом разделе отражаются сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел (сверка проводится ежемесячно), а именно:
учетный номер карточки (МВД); дата, время и место ДТП;
вид ДТП;
модель, номерной знак ТС;
Ф.И.О. водителя;
условия и обстоятельства, способствовавшие возникновению ДТП (погодные, дорожные условия, состав и действия участников происшествия);
выявленные причины ДТП;
последствия ДТП (сколько ранено или погибло человек).
Во втором разделе формы учета фиксируются сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования, это:
1) данные о водителе:
- Ф.И.О.;
- квалификация, стаж работы (всего лет, в том числе в организации на данном автомобиле);
- на каком часу работы произошло ДТП;
- состояние здоровья;
2) данные о транспортном средстве:
- срок эксплуатации;
- пробег;
- время проведения последних ТО-1 и ТО-2;
3) условия организации и осуществления перевозок, приведших к ДТП:
- вид и вес груза, правильность загрузки ТС, число пассажиров, маршрут, отклонение от маршрута, вид перевозки;
- нарушение правил перевозки, эксплуатации, ремонта, режима труда и отдыха водителя и др.;
4) последствия ДТП:
а) сведения о пострадавших по вине работников организации, а именно:
- категория (пассажир, водитель, пешеход, иное лицо);
- тяжесть последствий (погиб, ранен);
- Ф.И.О., возраст;
б) материальный ущерб от повреждений (в руб.):
- транспортных средств;
- груза;
- дорог, иных сооружений;
5) принятые меры.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 220-ФЗ*(2) доступность транспортных услуг для населения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (местного самоуправления) путем установления муниципальных, межмуниципальных и смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Наряду с перечисленными маршрутами уполномоченные органы определяют смежные межрегиональные, межмуниципальные и муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (ч. 1 ст. 17). Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по указанным маршрутам подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. Свидетельство может быть выдано без проведения конкурса только в особо оговоренных ст. 19 Федерального закона N 220-ФЗ случаях.
/---------------------------------\ /------------------------------\
| Свидетельство об осуществлении | |Документ, подтверждающий право|
|перевозок по маршруту регулярных |-------| осуществления регулярных |
| перевозок | | перевозок по нерегулируемым |
| | |тарифам по маршруту регулярных|
| | | перевозок |
\---------------------------------/ \------------------------------/
Таким образом, проведение конкурса при выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному, межмуниципальному, смежному межрегиональному маршрутам регулярных перевозок является обязательным в силу закона.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к нарушению порядка определения победителя или победителей торгов (ч. 3).
По мнению судей, требование организатора торгов о заверении журнала учета дорожно-транспортных происшествий в органах ГИБДД МВД создает дополнительные ограничения доступа для участников конкурса и является нарушением антимонопольного законодательства РФ (Постановление АС ПО от 31.05.2017 N Ф06-20187/2017 по делу N А12-50488/2016, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 07.09.2017 N 306-КГ17-11928).
* * *
Организатор торгов при организации и проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на определенной территории не вправе требовать от участников конкурса представить в составе заявки заверенные органами ГИБДД МВД копии журнала учета дорожно-транспортных происшествий.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
*(2) Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"