Приказом Главного управления культуры города Севастополя от 20.06.2017 N 166 утверждено Типовое положение об оплате труда работников государственных учреждений в сфере культуры города Севастополя. Согласно пункта 2.4. указанного Типового положения при формировании штатного расписания запрещается применять наименования должностей (профессий) работников, не соответствующие наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений". Кроме того, пункт 1.7. указанного Типового положения в редакции приказа Главного управления культуры города Севастополя от 25 октября 2017 года N 308 также определяет, что при разработке штатного расписания руководители учреждений не вправе применять наименования должностей (профессий) работников, не соответствующие наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов. Руководитель учреждения несет персональную ответственность за соответствие штатного расписания требованиям данного Положения. Эти нормы, корреспондирует с позицией, изложенной в пункте 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016 года протокол N 1. Изложенное, трактуется Главным управлением культуры города Севастополя как необходимость указания в штатном расписании только наименование должности по ЕТКС и ЕКСДС без указания класса (категории) квалификации, если таковой не указан непосредственно в названии, предшествующем квалификационным характеристикам. При этом, согласно пункта 3 Порядка согласования штатных расписаний государственных учреждений города Севастополя, в отношений которых функции и полномочия учредителя осуществляет Главное управление культуры города Севастополя, утвержденного Приказом Главного управления культуры города Севастополя от 25.10.2017 года N 309 пакет документов для согласования штатного расписания состоит в том числе из проекта штатного расписания по унифицированной форме первичной учетной документации по учету кадров N Т-3 "Штатное расписание", утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". На мое утверждение о том, что форма Т-3 требует указания должности (специальности, профессии), разряда, класса (категории) квалификации, специалисты Главного управления культуры города Севастополя утверждают, что указанная форма имеет рекомендательный характер, в связи с чем, ее полное заполнение не обязательно. Однако, указанная позиция (высказываемая в устной форме) является ошибочной и не соответствует букве Приказов самого Главного управления культуры города Севастополя, а также действующего законодательства о труде. Так, согласно преамбулы Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (в том числе форма Т-3) утверждены с целью реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике N 20 от 24 марта 1999 года, утвержден Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации (который действует и на сегодня). Указанный Порядок определяет, что в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно - распорядительным документом организации. Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться. При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом значности показателей, включения дополнительных строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации. Таким образом, рекомендательный характер имеет лишь формат бланка. Более того, Порядок исключает возможность удаления реквизитов из унифицированной формы. В системе при открытии Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", в верхней части нормативно-правого акта расположена ссылка следующего содержания: "С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (информации Минфина России N ПЗ-10/2012)." Думаю, изложенная формулировка послужила основанием для Главного управления культуры города Севастополя сделать вывод о том, что форма Т-3 является рекомендательной для например, бюджетного учреждения, коим является ГБУК "САРДТ им. А.В. Луначарского". Однако, преамбула информации Минфина России N ПЗ-10/2012 четко определяет круг субъектов хозяйствования, на которых распространяется такое утверждение. Цитирую: "Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступающие в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), и в отношении организации и ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора, кредитных организаций и Центрального банка Российской Федерации) сообщает следующее. Организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов". Таким образом, позиция Министерства Финансов Российской Федерации заключается в том, что с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, за исключением организаций государственного сектора, коим является бюджетное учреждение. Изложенное свидетельствует о том, что для бюджетного учреждения заполнение штатного расписания в соответствии с позициями формы Т-3 является обязательным. Так, Графа 3 "Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации" четко определяет, что название должности необходимо указать с указанием разряда, квалификации или категории. И это никоим образом не противоречит пункту 1.7. Типового положения в редакции приказа Главного управления культуры города Севастополя от 25 октября 2017 года N 308 и иным нормативно-правовым актам, содержащим аналогичное положение, а только дополняет, как соотношение общей и частной нормы. Принципиальность этого вопроса для органов власти, создающих нормативно-правовую базу можно увидеть сравнив, форму штатного расписания, действующую до утверждения существующей формы Т-3. До принятия Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1, действовали Унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. N 26. В Графе 3 такой Формы, указывалась "Профессия (должность)" без указания разряда, квалификации или категории. Вместе с тем, согласно статье 15 ТК РФ Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Согласно статье 57 ТК РФ - существенным условием трудового договора является трудовая функция, а именно: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Также в п. 3.1. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. N 69, отмечается, что записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации. При заполнении графы 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." в соответствии с требования Главного управления культуры города Севастополя, указываются базовые оклады, утвержденные постановлением Правительства города Севастополя от 22.12.2016 N 1242-ПП, а не оклад. В устной форме учреждению было предложено сделать приложением к штатному расписанию Тарификацию, в которой указать наименование должностей с категориями, разрядами, классом и должностными окладами. На основании изложенного, ГБУК "САРДТ им. А.В. Луначарского" просит дать пояснения в части, касающейся заполнения штатного расписания учреждения в соответствии с требованиями Главного управления культуры города Севастополя и введения приложения к штатному расписанию (Тарификации), на предмет соблюдения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель, являющийся государственным учреждением, должен утверждать штатное расписание только в унифицированной форме Т-3.
Правовое обоснование:
С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", за исключением организаций государственного сектора.
Согласно ст. 3 данного Федерального закона к организациям государственного сектора относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.