Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Размер дополнительного тарифа
В части 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ перечислены лица, страховая пенсия по старости которым (в зависимости от выполняемой ими работы с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда) назначается ранее достижения обычного пенсионного возраста (60 лет мужчинами и 55 лет женщинами). Так, с вознаграждений мужчинам и женщинам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (п. 1 указанной части), начисляются дополнительные страховые взносы на ОПС по тарифу в размере 9%. В отношении вознаграждений лицам, занятым на иных работах с особыми условиями труда (п. 2-18), применяется тариф в размере 6% (ст. 428 НК РФ).
Тариф составляет другую величину, если в отношении рабочих мест указанных лиц проведена специальная оценка условий труда. Тогда тариф зависит от присвоенного класса условий труда.
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
|||
Опасный |
4 |
8% |
|||
Вредный |
3.4 |
7% |
|||
3.3 |
6% |
||||
3.2 |
4% |
||||
3.1 |
2% |
||||
Допустимый |
2 |
0% |
|||
Оптимальный |
1 |
0% |
Допустим, в результате проведения СОУТ в отношении рабочего места сотрудника, занятого на работах с особыми условиями труда, установлен допустимый класс условий труда. В этом случае к выплатам в пользу такого сотрудника должен применяться дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 0%.
К выплатам работникам, не занятым в видах работ, указанных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, у которых по результатам СОУТ установлен опасный или вредный класс условий труда, дополнительные тарифы страховых взносов на ОПС не применяются (письма Минфина РФ от 23.10.2017 N 03-15-06/69113, от 24.03.2017 N 03-15-06/17262).
К сведению. Датой завершения СОУТ следует считать дату утверждения отчета о ее проведении, соответственно, именно с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов с учетом специальной оценки (Письмо Минтруда РФ от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).
А как быть, если СОУТ не проводилась, но имеются актуальные результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест?
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в отношении рабочих мест, по которым до 01.01.2014 была проведена аттестация по условиям труда*(1), СОУТ можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения этой аттестации. (Исключением является только ситуация, когда возникают обстоятельства для проведения внеплановой СОУТ.) Результаты аттестации можно использовать среди прочего для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Таким образом, при установлении размера дополнительного тарифа можно использовать актуальные результаты аттестации рабочих мест, что подтверждает судебная практика (см., например, Постановление АС ВВО от 01.11.2016 N Ф01-4583/2016 по делу N А28-560/2016).
В то же время в ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ*(2) содержится такое правило. Результаты аттестации рабочих мест, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении дополнительных тарифов страховых взносов в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам обозначенной аттестации признаны вредными и (или) опасными. (Допустим, по результатам аттестации условия труда признаны опасными; тогда дополнительный тариф составляет 8%.)
На основании указанного Минтруд сделал следующий вывод. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу работника, трудящегося в особых условиях, нужно начислять по дополнительным тарифам в размере 9 или 6% (письма от 16.10.2015 N 17-3/В-512, от 24.04.2015 N 17-3/В-215, от 22.08.2014 N 17-3/В-402). Судьи с таким подходом не соглашаются, считая, что в описанной ситуации дополнительные страховые взносы начислять не нужно (страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу, если по итогам аттестации условия труда соответствующего работника не признаны вредными либо опасными). Информацию об этом можно найти в следующих судебных решениях.
Арбитражный суд |
Судебный акт |
АС ВВО |
Постановление от 28.09.2017 N Ф01-4216/2017 по делу N А11-7412/2016 |
Постановление от 19.09.2016 N Ф01-3575/2016 по делу N А43-13863/2015 | |
АС ВСО |
Постановление от 25.05.2016 N Ф02-2431/2016 по делу N А33-22570/2015 |
АС СЗО |
Постановление от 24.04.2017 N Ф07-2622/2017 по делу N А66-9329/2016 |
Постановление от 20.04.2017 N Ф07-2928/2017, Ф07-3125/2017 по делу N А56-69832/2016, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 25.07.2017 N 307-КГ17-8877 | |
Постановление от 12.10.2015 N Ф07-3/2015 по делу N А44-1480/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 22.01.2016 N 307-КГ15-18130 | |
АС УО |
Постановление от 18.07.2017 N Ф09-4086/17 по делу N А60-49663/2016 |
Постановление от 01.07.2016 N Ф09-6986/16 по делу N А60-47174/2015 | |
АС ЦО |
Постановление от 07.02.2017 N Ф10-5599/2016 по делу N А68-288/2016 |
И еще: если в отношении рабочих мест с особыми условиями труда не проведена ни СОУТ, ни аттестация, дополнительные страховые взносы начисляются с применением тарифа в размере 9 или 6%. На вновь создаваемых рабочих местах с особыми условиями труда (например, в 2017 году) должна проводиться СОУТ. Без этой оценки дополнительный тариф также составляет 9 или 6% (письма ФНС РФ от 24.05.2017 N БС-4-11/9763, Минфина РФ от 24.03.2017 N 03-15-06/17278, Минтруда РФ от 18.11.2016 N 17-3/В-455).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.