Реализация полномочий прокурора, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ
А.О. Бозоян,
прокурор Ферзиковского района Калужской области,
советник юстиции, кандидат юридических наук
Журнал "Законность", N 11, ноябрь 2017 г., с. 19-22.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В 2016 г. прокуратурой Ферзиковского района*(1) Калужской области в органы предварительного расследования во исполнение требований п. 1.1 приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности" (согласно которому прокурорам надлежит принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам нарушения закона, принципиально отстаивать свою позицию, придавая первостепенное значение качеству прокурорского надзора) направлено с постановлениями 17 материалов общенадзорных проверок, по 16 из которых возбуждены уголовные дела. Почти по всем делам к настоящему времени вынесены обвинительные приговоры.
Планирование надзорной деятельности прокуратуры района на 2016 г. осуществлялось с учётом требований приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" с учётом специфики района - примыкание к областному центру, а это сложные миграционные процессы, активное развитие земельных правоотношений, повышенная рекреационная нагрузка на лесной фонд.
Тревогу вызывало и непростое состояние жилищно-коммунального хозяйства, о чём свидетельствовало возросшее с 2015 г. на четверть количество обращений граждан по вопросам ЖКХ, ветхость материальной базы муниципальных предприятий, при том что большинство жителей района и организаций добросовестно платят за услуги ЖКХ.
В ходе проведения прокуратурой района в рамках исполнения приказа Генерального прокурора РФ от 1 июля 2015 г. N 343 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции" проверки исполнения миграционного законодательства было выявлено 9 фактов фиктивной регистрации иностранных граждан.
При изучении документов в территориальном отделении миграционной службы вызвали интерес факты единовременной регистрации значительного количества иностранцев, несоответствие элементарным жилым нормам площади жилого помещения и числа зарегистрированных лиц, регистрация по одному адресу людей различного вероисповедания, гражданства и национальности, половозрастная разница и т.д.
Так, в квартире площадью 100 кроме хозяйки с мужем и малолетним ребёнком были зарегистрированы 9 граждан Украины, в квартире площадью 60
кроме супругов с 2 детьми зарегистрированы гражданин Узбекистана и 2 гражданки Украины, в квартире площадью 40
кроме супругов и дочки-школьницы - 2 гражданина Молдовы, 1 гражданин Узбекистана, 1 гражданин Украины и т.п.
После выявления этих фактов прокуратурой района с привлечением сотрудников полиции проведены опросы соседей, представителей администраций сельских поселений, местных фельдшеров, почтальонов, продавцов ближайших продуктовых магазинов. Истребованы и проанализированы данные об объёмах потребляемых жилищно-коммунальных услуг. Полученная информация свидетельствовала о совершении преступлений - фиктивной регистрации граждан.
По всем выявленным прокуратурой района фактам фиктивной регистрации возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 322.2 УК. Дела направлены в суд. В 7 случаях граждане признали свою вину, активно содействовали расследованию, самостоятельно сняли с учёта незаконно зарегистрированных ими граждан. В двух случаях вину не признавали, были осуждены к штрафам в размере 100 тыс. руб., приговоры вступили в законную силу.
В отношении сотрудников миграционной службы, осуществивших регистрацию, по указанным фактам проведены доследственные проверки. В возбуждении уголовных дел отказано. По результатам рассмотрения представления прокурора в местном подразделении миграционной службы (теперь органов внутренних дел) введена практика предупреждения граждан об уголовной ответственности за фиктивную регистрацию, что резко снизило число желающих незаконно обогатиться.
Отслеживая по поручению заместителя прокурора Калужской области от 3 мая 2012 г. N 15/1-160-2012 "О мерах по усилению прокурорского надзора за законностью использования финансовых ресурсов в сфере ЖКХ" финансовые операции, проводимые в сфере ЖКХ района, прокуратура района установила, что управляющие компании - муниципальные унитарные предприятия (далее - МУП) накопили к 2016 г. многомиллионные долги перед ресурсоснабжающими организациями и федеральным бюджетом по налоговым и пенсионным начислениям. И это при условии стабильных платежей со стороны граждан и бюджетных организаций (школы, детсады, дома культуры, администрации сельских поселений).
Простой экономический анализ ежемесячных оборотных средств свидетельствовал о значительном расходовании денежных средств, что ставило под сомнение реальность этих расходов.
Так, сомнения вызвали расходы, связанные с эксплуатацией единственного в районе полигона твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО). Согласно подписанным в декабре 2015 г. двум контрактам между районным МУП и крестьянско-фермерским хозяйством гражданина Т. последний в декабре 2015 г. - январе 2016 г. выполнил за 250 тыс. руб. работы по обваловке полигона, перемещению отходов, уплотнению, пересыпке грунта в соответствии с требованиями технологического регламента по эксплуатации полигона ТБО.
Информация, полученная в ходе обследования полигона ТБО, проведённого помощником прокурора совместно со специалистами Росприроднадзора, опроса ответственных сотрудников полигона и МУП, факт несоответствия предмета контрактов видам деятельности КФХ, факт увольнения директора в ходе проверки - всё свидетельствовало о том, что работа не выполнялась, контракты были фиктивными, а деньги предприятия похищены. По материалам прокурорской проверки в отношении директора возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК.
Более того, в ходе прокурорской проверки от одного из опрошенных сотрудников МУП прокурором района были получены сведения и о других сомнительных финансовых операциях при закупке запчастей, строительных материалов, ремонте автопарка, поставке материалов для эксплуатации полигона ТБО. Фактически директор предприятия наладил преступную схему по выводу денег.
С учётом масштабности хищения было принято решение о продолжении проверки с привлечением через аппарат прокуратуры области сотрудников УБЭП и ПК УМВД России по Калужской области, которые, действуя в рамках оперативно-розыскной деятельности, под контролем прокурора сумели сформировать достаточную доказательную базу для возбуждения ещё 6 уголовных дел. Всего выявлено 7 эпизодов хищений на сумму 860 тыс. руб. Расхититель вину не признал, ущерб возмещать отказался, в феврале 2017 г. осуждён на 4 года лишения свободы условно. Приговор обжалован в связи с несправедливостью назначенного мягкого наказания.
Однако трудности значимого для района предприятия в сфере ЖКХ на этом не закончились. На предприятии были задержки выплаты заработной платы. Исполняя распоряжение прокурора Калужской области от 10 июня 2013 г. N 115/20р "О дополнительных мерах по устранению нарушений законодательства, регулирующего оплату труда, занятость населения и социальное обеспечение граждан", прокуратура района при осуществлении постоянного контроля за выплатой зарплаты на предприятии, фактически находящемся в предбанкротном состоянии, пресекла новые хищения.
В ходе изучения штатного расписания, ежемесячного зарплатного фонда, фактических выплат было выявлено, что руководящий состав предприятия, в том числе и вновь назначенный директор, ежемесячно получают премиальное вознаграждение за достигнутые положительные результаты, при этом долги предприятия продолжают расти, а качество оказанных услуг населению района оставляет желать лучшего.
Установлено, что в нарушение устава предприятия, трудового договора, согласно которым премия директору выплачивается только с согласия учредителя и работодателя, новый директор за 6 месяцев сам себе выплатил премию в размере 150 тыс. руб. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК. Директор уволен, уголовное дело направлено в суд, вину в содеянном он признал полностью, возместил ущерб.
В настоящее время на предприятии проводится инвентаризация, назначен аудит. Прокуратура района внимательно следит за ситуацией.
Востребованность жителями областного центра земельных участков в пригороде для дачного и жилищного строительства в совокупности с развитой транспортной, газовой и энергетической инфраструктурами стимулирует активное развитие земельных правоотношений. Развитый рынок пригородной недвижимости с высокими ценами на землю в условиях современного земельного законодательства, "дачной амнистии" способствует увеличению доли криминальных посягательств в указанной сфере.
Прокуратура района в рамках исполнения приказа прокурора Калужской области от 3 февраля 2014 г. N 21 "Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства" в 2016 г. истребовала и изучила похозяйственные книги, ведущиеся в администрациях сельских поселений (далее - СП), с одновременным истребованием из Росреестра сведений о земельных участках, оформленных за последние годы на основании выписки из похозяйственной книги в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Выявлено 2 факта совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК (служебный подлог), при составлении главами подложных выписок из похозяйственных книг. По одному факту бывший глава администрации СП вину признала, однако в связи с истечением сроков давности в возбуждении уголовного дела было отказано.
По второму факту постановление о возбуждении уголовного дела обжаловано главой в порядке ст. 124 УПК в прокуратуру района, руководству СУ СК по Калужской области и в порядке ст. 125 УПК в суд. В удовлетворении жалоб отказано. Расследование дела продолжается.
При проверке выяснилось, что в СП "Село Авчурино", где калужские прокуроры каждый год проводят субботники на территории усадьбы первого генерал-прокурора Павла Ивановича Ягужинского и высаживают дубы*(2), похозяйственных книг нет, так как они сгорели вместе со зданием администрации поселения осенью 2005 г.
Это открывало практически безграничные возможности злоупотребления с землёй вокруг памятника истории и культуры федерального значения, находящегося под государственной охраной. Было принято решение о проведении целевой проверки для выявления фактов захвата земли, незаконного строительства и т.д.
По поручению прокурора области особое внимание было уделено вопросам законности выделения земли на границе смотрового парка усадьбы, на высоком левом берегу реки Оки, откуда открывается прекрасный вид на реку и её окрестности.
В ходе проверки установлено, что группа лиц, возглавляемая гражданином М., в 2009 г., подделав документы администрации СП за 1993 г., с помощью соучастников в органах государственной регистрации, нарушая установленные законом процедуры выделения земли, формирования участков, постановки их на государственный кадастровый учёт, оформила право собственности через подставных лиц на 3 земельных участка общей площадью 1 га в парковой зоне. Участки впоследствии были неоднократно перепроданы.
По материалам проверки следственные органы возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК. На земельные участки наложен арест. Расследование контролируется руководством прокуратуры области.
Разнообразность надзорной деятельности позволила прокуратуре района выявить преступления и в иных сферах.
В ходе исполнения указания Генерального прокурора РФ от 9 июня 2014 г. N 307/36 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере лесопользования" в апреле 2016 г. при осуществлении выезда совместно с лесниками помощник прокурора выявил следы незаконной порубки. Было установлено, что местный житель решил оборудовать себе для отдыха пруд на лесном ручье, для чего спилил 17 деревьев породы липа. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК. Виновное лицо привлечено к уголовной ответственности. Ущерб в сумме 37 тыс. им возмещён.
Прокуратура района в своей повседневной деятельности придаёт приоритетное значение надзору за соблюдением прав несовершеннолетних, обеспечением их интересов и благосостояния. Осуществляется в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" постоянное взаимодействие прокуратуры района с органами и учреждениями районной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Дважды в месяц помощник прокурора принимает участие в заседании районной КДН.
В 2016 г. на одном из заседаний КДН по вопросу привлечения к административной ответственности местной жительницы за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении 15-летней приёмной дочери помощник прокурора района установил, что девочка убегает из дома и ночует в городе Калуге у своего знакомого, с которым вступала в интимные отношения. По материалам проверки следственные органы возбудили и расследовали уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 134 УК. Виновное лицо осуждено.
Статья 37 УПК указывает, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, но при этом прокуроры лишены права возбуждать уголовное дело по своим же материалам общенадзорных проверок. На практике с момента выявления прокурором преступления до возбуждения уголовного дела проходит важное для расследования время, возможна утрата доказательств, теряется актуальность уголовного преследования.
Генеральный прокурор РФ требует от нижестоящих прокуроров исключить поверхностный подход к подготовке материалов, направляемых в следственные органы и органы дознания в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК*(3). Это означает, что прокурорам надлежит качественнее проводить общенадзорные проверки для того, чтобы следственные органы безальтернативно фиксировали в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, и незамедлительно возбуждали уголовное дело.
Качественно проведённая прокурорская проверка, повлёкшая своевременное возбуждение уголовного дела, расследование под постоянным надзором прокурора, вынесение судом с участием государственного обвинителя законного, обоснованного и справедливого приговора способствуют укреплению законности и повышению авторитета органов прокуратуры среди населения района, органов местного самоуправления и территориальных подразделений правоохранительных органов.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Для справки: прокуратура района относится к категории малосоставных (прокурор, заместитель прокурора, помощник прокурора), район расположен на востоке Калужской области, граничит с городом Калугой, площадь 1249,9 , население 17 153 человек, в 2016 г. в районе зарегистрировано 287 преступлений, раскрываемость 52,2%.
*(2) При Ягужинском П.И. в усадьбе, ожидая приезда императора Петра I, проложили "дубовый проспект" протяжённостью около двух километров. http://admoblkaluga.ru/sub/upr_ar-chitecture/resources/project/avchurino_ church.php (дата обращения: 27.02.2017).
*(3) Пункт 1.9 приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Бозоян А.О. Реализация полномочий прокурора, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ
Bozoyan A.O. Exercise of powers of a public prosecutor envisaged by article 37, part 2 para. 2 of the Code of Criminal procedure of the Russian Federation
А.О. Бозоян - прокурор Ферзиковского района Калужской области, советник юстиции, кандидат юридических наук
A.O. Bozoyan - PhD (Law), Public Prosecutor, Ferzikovsky District, Kaluga Region, Counselor of Justice
В статье на основании опыта районной прокуратуры анализируется практика реализации прокурором полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по итогам прокурорских проверок.
In the article on the basis of experience of the district prosecutor's office reviewed the practice of implementing powers of the prosecutor provided claim 2 Part 2 of Art. 37 Code of Criminal Procedure on the basis of the prosecutor's checks.
Ключевые слова: прокуратура; полномочия прокурора; надзор за исполнением миграционного, земельного, лесного законодательства; надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства; использование финансовых ресурсов.
Keywords: powers of the prosecutor; super vising the execution of the migration, land, forest legislation; supervision in the sphere of housing and communal services; the use of financial resources.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.