Совершение односторонних сделок под условием в российском праве
К.О. Осипенко,
кандидат юридических наук
Журнал "Законодательство", N 8, август 2017 г., с. 34-36.
В рамках продолжающейся реформы гражданского законодательства Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ в Гражданский кодекс Российской Федерации были внесены существенные изменения, в том числе по вопросу правового регулирования условных сделок. Но законодательные новеллы разрешили далеко не все проблемы условных сделок, известные отечественной цивилистической доктрине и правоприменительной практике. Одним из нерешенных остается вопрос о том, могут ли односторонние сделки совершаться под условием. Этой теме и посвящена данная статья.
В рамках продолжающейся реформы гражданского законодательства Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-фЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"*(1) были внесены существенные изменения в Гражданский кодекс РФ, в том числе по вопросу правового регулирования условных сделок. Так, ГК РФ был дополнен ст. 327.1, предусматривающей возможность обусловить исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон.
Тем не менее указанные законодательные новеллы разрешили не все проблемы условных сделок, возникающие в отечественной цивилистической доктрине и правоприменительной практике. Одной из таких не решенных до конца проблем является пробельная законодательная регламентация возможности совершения условных односторонних сделок, в особенности содержащих потестативные условия*(2).
Отсутствие прямого законодательного регулирования совершения условных односторонних сделок вызывает значительные затруднения в правоприменительной практике. В настоящем исследовании мы будем рассматривать возможность совершения односторонних сделок, содержащих потестативные условия, на примере выдачи доверенности.
Анализ существующих доктринальных позиций отечественных цивилистов по отмеченной проблематике демонстрирует отсутствие системного исследования данного вопроса и единства мнений ученых.
Так, одна группа исследователей выступает за возможность обусловливания практически любых односторонних сделок, таких как совершение завещания, выдача доверенности и пр. С этой точки зрения установление определенных или существенных ограничений совершения односторонних сделок под условием может быть сделано законодателем в связи с необходимостью поддержания стабильности гражданского оборота; отсутствие указанных ограничений не может в достаточной степени обеспечить охрану и защиту законных интересов третьих лиц*(3).
Согласно другой точке зрения, односторонние сделки не могут совершаться под условием, поскольку не являются актами индивидуального регулирования*(4) или в связи с тем, что будет нарушен принцип транспарентности полномочий представителя по доверенности*(5).
Для ответа на вопрос о возможности совершения односторонней сделки выдачи доверенности под отлагательным или отменительным условием de lege lata обратимся к действующему законодательному регулированию указанной проблематики. Так, исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон (ст. 327.1 ГК РФ).
В то же время сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит (п. 1, 2 ст. 157 ГК РФ).
Исходя из приведенного законодательного регулирования возможность обусловливания выдачи доверенности отлагательными или отменительными условиями, в том числе потестативными, например необходимостью получения представителем согласия представляемого на осуществление полномочий представителем по доверенности, не вытекает из действующего гражданского законодательства. При этом, анализируя указанные законоположения, необходимо учитывать, что сопоставительный анализ положений ГК РФ об условных сделках (ст. 157) и об исполнении обязанностей, осуществлении, изменении и прекращении прав по договорному обязательству под условием (ст. 327.1) предполагает определенные допущения с позиции формальной логики, поскольку данные понятия не являются логически тождественными.
Рассматривая вопрос о возможности совершения односторонней сделки выдачи доверенности под отлагательным или отменительным условием de lege ferenda, надо иметь в виду следующее.
В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации*(6) (далее - Концепция) отмечается, что с учетом существующей судебной практики и нужд имущественного оборота следует рассмотреть вопрос о возможном расширении понятий "отлагательное условие" и "отменительное условие" в сделках под условием (п. 4.1.1 Концепции).
Как отмечается в научной литературе, в проекте федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект) предполагалось дополнить текст ст. 157 ГК РФ положением о том, что сделка не может быть совершена под условием, наступление которого исключительно или преимущественно зависит от воли одной из сторон сделки, если иное не установлено законом или не вытекает из существа сделки; совершение сделки под условием также не допускается, если это противоречит существу сделки (заявление о зачете, доверенность и т.п.)*(7). Однако впоследствии ст. 157 ГК РФ так и не была изменена в соответствии с нормами, содержащимися в Проекте.
Исходя из положений Концепции и Проекта de lege ferenda можно сделать два вывода:
1) односторонняя сделка не может быть совершена под условием, наступление которого исключительно или преимущественно зависит от воли одной из сторон сделки, если иное не установлено законом или не вытекает из существа сделки;
2) совершение односторонней сделки выдачи доверенности под условием также не допускается, поскольку это противоречит существу такой односторонней сделки.
Проведенный анализ действующего гражданского законодательства и цивилистической доктрины позволяет утверждать, что, во-первых, возможность совершения сделки по выдаче доверенности под условием не вытекает из действующего гражданского законодательства; во-вторых, законодатель не допускает возможности совершения сделки по выдаче доверенности под условием, поскольку это противоречит существу указанной сделки.
Список литературы
1. Витрянский В.В. Новеллы о сделках и решениях собраний // Хозяйство и право. 2016. N 1 (Приложение).
2. Ермолова Н.А. Условные сделки в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011.
3. Карапетов А.Г. Зависимость условия от воли сторон условной сделки в контексте реформы гражданского права // Вестник ВАС РФ. 2009. N 7.
4. Кузнецова Л.В. Сделки, совершенные под условием // Сделки: проблемы теории и практики: Сборник статей / Рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2008.
5. Останина Е.А. Сделки с отлагательным и отменительным условием как основание приобретения вещного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007.
6. Российское гражданское право: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2011. Т. 1.
------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1412.
*(2) Как отмечается в научной литературе, действующее российское законодательство не содержит прямого запрета на признание условиями действий самих участников сделки. См.: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2011. Т. 1.
*(3) См.: Кузнецова Л.В. Сделки, совершенные под условием // Сделки: проблемы теории и практики: Сборник статей / Рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2008; Ермолова Н.А. Условные сделки в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. С. 21.
*(4) См.: Останина Е.А. Сделки с отлагательным и отменительным условием как основание приобретения вещного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 28.
*(5) См.: Карапетов А.Г. Зависимость условия от воли сторон условной сделки в контексте реформы гражданского права // Вестник ВАС РФ. 2009. N 7. Данная позиция неоднозначна, поскольку отдельные виды односторонних сделок, с точки зрения А.Г. Карапетова, могут быть совершены под условием.
*(6) Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
*(7) Витрянский В.В. Новеллы о сделках и решениях собраний // Хозяйство и право. 2016. N 1 (Приложение).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Осипенко К.О. Совершение односторонних сделок под условием в российском праве
Osipenko K.O. Conditional unilateral transactions under Russian law
К.О. Осипенко - кандидат юридических наук
Osipenko K.O. - Candidate of legal sciences
В рамках продолжающейся реформы гражданского законодательства Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ в Гражданский кодекс Российской Федерации были внесены существенные изменения, в том числе по вопросу правового регулирования условных сделок. Но законодательные новеллы разрешили далеко не все проблемы условных сделок, известные отечественной цивилистической доктрине и правоприменительной практике. Одним из нерешенных остается вопрос о том, могут ли односторонние сделки совершаться под условием. Этой теме и посвящена данная статья.
As part of the ongoing reform of Russian civil law the Federal law as of 8th of March 2015 N 42-FZ introduced significant changes to the RF Civil Code, which among other things also dealt with legal regulation of conditional transactions. However these novellas have not resolved all problems of conditional unilateral transactions germane to civil law doctrine and law enforcement. One of the unresolved issues is whether unilateral transactions can be executed upon condition. This and other issues are discussed in the article.
Ключевые слова: односторонние сделки под условием; доверенность; потестативные условия сделок
Key words: Conditional unilateral transactions; power of attorney; potestative conditions
Совершение односторонних сделок под условием в российском праве
Автор
К.О. Осипенко - кандидат юридических наук
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2017, N 8