Инвестиции в СЭЗ
Д.В. Дурново,
главный редактор ИД "Аюдар Инфо"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 63-67.
Можно ли совершать капитальные вложения по договору о деятельности в свободной экономической зоне (на территории Крыма и Севастополя) путем приобретения оборудования по договору лизинга?
Какие вложения считаются инвестициями?
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона N 377-ФЗ*(1) под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Путем заключения каких сделок данные вложения должны быть совершены (купля-продажа, мена, лизинг и т.д.), в законе не сказано, поэтому при ответе на поставленный вопрос в первую очередь необходимо учитывать содержание инвестиционной декларации и договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (СЭЗ).
За счет каких источников должны совершаться инвестиции?
В силу ст. 13 Закона N 377-ФЗ для получения статуса участника СЭЗ и заключения договора об условиях деятельности в такой зоне хозяйствующий субъект представляет уполномоченному органу инвестиционную декларацию*(2). Согласно закону инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:
цель инвестиционного проекта;
виды деятельности с учетом требований, установленных ч. 2, 3 ст. 12 Закона N 377-ФЗ;
технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы;
общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ (в сумме не менее 3 млн. руб. для СМП и не менее 30 млн. руб. для иных лиц);
график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта;
порядок реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя.
В инвестиционной декларации раскрывается информация по каждому из названных выше пунктов, в том числе в разделе "Резюме проекта" все претенденты на статус участника СЭЗ (кроме СМП) указывают источники финансирования инвестиционного проекта (см. п. 1.9 формы инвестиционной декларации).
Полагаем, что и в договор об условиях деятельности в СЭЗ могут быть включены специальные положения об осуществлении инвестиций и источниках финансирования проекта.
Таким образом, если заключение договора лизинга не противоречит содержанию инвестиционной декларации, а в тексте договора отсутствует прямой запрет на совершение инвестиций в оборудование путем его приобретения по договору лизинга, то, пока не доказано обратное, данный вид капитальных вложений в оборудование следует считать надлежащими инвестициями в рамках работы предприятия в СЭЗ.
Контроль в СЭЗ
В соответствии со ст. 14 Закона N 377-ФЗ уполномоченные органы осуществляют контроль за выполнением участниками СЭЗ договоров об условиях деятельности в СЭЗ. В данный момент порядок осуществления такого контроля утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 11.08.2016 N 509 (далее - Порядок).
Согласно Порядку первая плановая проверка участника СЭЗ может быть проведена спустя год после внесения записи об участнике в единый реестр участников таковых. Могут проводиться и внеплановые проверки при наличии информации о нарушениях участником СЭЗ условий договора, выявлении недостоверной информации в отчетности и документах, представленных участником в орган контроля, и т.д. В рамках проверки (плановой, внеплановой) изучаются (см. приложение к Порядку):
учетная политика юридического лица;
бухгалтерская отчетность;
документы и сведения о характеристиках и качестве производимой продукции (разрешения, лицензии, сертификаты, акты, свидетельства, заключения, письма, подтверждения и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами);
декларации по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество;
платежные документы (платежные поручения, выписки банка), подтверждающие осуществление инвестиций;
договоры с контрагентами (включая дополнительные соглашения к ним) или выписки из договоров при условии, что в них содержатся необходимые для проверки сведения;
акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг);
товарные накладные, подтверждающие приход (расход) товара стоимостью свыше 20 000 руб.
Если в результате анализа данных документов уполномоченный орган установит занижение объема капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным договором, он вправе потребовать расторжения такого договора в судебном порядке.
Выйти в суд с требованием о расторжении договора проверяющие могут и по другим основаниям. Так, примерная форма договора (утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 18.11.2015 N 859) содержит п. 2.3.5, согласно которому участник СЭЗ обязан немедленно информировать уполномоченный орган обо всех изменениях, которые могут повлиять на надлежащее осуществление участником деятельности и реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ в рамках настоящего договора. Риск невозможности выкупа лизингового имущества вполне может рассматриваться в качестве обстоятельства (изменения), препятствующего реализации инвестиционного проекта, о котором необходимо сообщить в уполномоченные органы. При несообщении о данном факте в совокупности с другими обстоятельствами (финансовыми показателями уровня чистых активов, собственного капитала, финансовой устойчивости и т.д., определяемыми на основе данных бухгалтерской отчетности) может быть поставлен вопрос о расторжении договора с участником СЭЗ. Для последнего это чревато исключением из соответствующего реестра и потерей всех экономических и налоговых преференций (ч. 23 ст. 13 Закона N 377-ФЗ).
Дополнительные риски
Заключение договора лизинга в рамках исполнения обязанностей по реализации определенного инвестиционного проекта может представлять интерес для налоговых органов и в контексте проверки организации на предмет получения обоснованной (необоснованной) налоговой выгоды (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").
Под налоговой выгодой понимаются уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной в том числе в случае, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Таким образом, если налоговый орган сочтет заключение договора лизинга оборудования сделкой, направленной на имитацию капитальных вложений в рамках инвестиционной программы, направленной исключительно на получение организацией налоговых льгот, и докажет данный факт в суде, для участника СЭЗ это также будет иметь негативные последствия в виде потери льгот и доначисления налогов на общих основаниях.
* * *
Закон N 377-ФЗ и принятые в его исполнение подзаконные акты не запрещают участникам СЭЗ совершать капитальные вложения, приобретая имущество по договору лизинга. Специальные положения на этот счет могут быть включены в договор об условиях деятельности в СЭЗ, поэтому, прежде чем совершать инвестиции путем покупки оборудования на условиях лизинга, необходимо внимательно изучить текст договора о деятельности в СЭЗ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
*(2) Форма декларации утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 18.11.2015 N 856.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"