Некоторые вопросы проведения независимой оценки квалификации
Л.В. Куревина,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном)
учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2017 г., с. 61-71.
Вот уже полгода действует Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Закон N 238-ФЗ), регламентирующий процедуру проведения независимой оценки квалификации работника или соискателя, устанавливающую, может ли он занимать ту или иную должность, соответствует ли его квалификация работе, которую он выполняет или на осуществление которой претендует. Как и любое новое дело, проведение независимой оценки квалификации вызывает у работодателей немало вопросов. Ответы на основные из них представил Минтруд в Информации от 21.04.2017. В статье рассмотрим, какие моменты интересуют работодателей и работников в части независимой оценки квалификации и какие разъяснения привел Минтруд.
Нормативно-правовая база
Для начала представим перечень документов, составляющих нормативно-правовую базу, регулирующую проведение независимой оценки квалификации работников, кроме Закона N 238-ФЗ:
1) Федеральный закон от 03.07.2016 N 251-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации";
2) Указ Президента РФ от 16.04.2014 N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям";
3) Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена" (далее - Постановление N 1204);
4) Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 N 2042-р "О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров";
5) приказы Минтруда РФ:
- от 01.11.2016 N 601н "Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации" (далее - Приказ N 601н);
- от 15.11.2016 N 649н "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре";
- от 01.12.2016 N 701н "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации";
- от 02.12.2016 N 706н "Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления";
- от 12.12.2016 N 725н "Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена";
- от 12.12.2016 N 726н "Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации";
- от 14.12.2016 N 729н "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации";
- от 19.12.2016 N 758н "Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий";
- от 19.12.2016 N 759н "Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий" (далее - Приказ N 759н).
Цели проведения независимой оценки квалификации работников
Итак, независимая оценка квалификации работника - это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (далее - соискатель) профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Закона N 238-ФЗ).
Какой характер носит независимая оценка квалификации: добровольный или обязательный?
Оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет каких-либо обязательных последствий или требований.
При этом, если для прохождения независимой оценки квалификации работник направляется по инициативе работодателя, с работника следует запросить письменное согласие, а в период прохождения оценки квалификации ему предоставляются гарантии и компенсации.
К сведению. При прохождении независимой оценки квалификации за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Если независимая оценка квалификации осуществляется в другой местности, работнику оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. При направлении работодателем работника для прохождения независимой оценки квалификации оплата такой процедуры осуществляется за счет средств работодателя (ст. 187 ТК РФ). Кроме того, в силу ст. 196 ТК РФ гарантии при направлении работодателем работника для прохождения независимой оценки квалификации могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Должны ли проводить независимую оценку квалификации организации, для которых установлены другие способы оценки квалификации (например, аттестация)?
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N 238-ФЗ иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
Применение указанного порядка в силу ст. 11 Закона N 238-ФЗ допускается до 1 июля 2019 года.
Если необходимо установить иной порядок проведения оценки квалификации работников (аттестация и т.п.), чем установлено Законом N 238-ФЗ, федеральному органу исполнительной власти в соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения к Трудовому кодексу в части введения особенностей регулирования труда работников, требования к занятию должностей которых определены в Законе N 238-ФЗ.
От редакции. Так, в Трудовом кодексе установлены особенности регулирования труда педагогических и научных работников, спортсменов и тренеров, медицинских и творческих работников. Для некоторых из них (например, для педагогических и медицинских работников) другими федеральными законами и нормативными правовыми актами установлен и применяется свой порядок подтверждения квалификации - в форме аттестации.
Если же в отношении отдельных категорий работников особенности регулирования труда Трудовым кодексом не установлены, при этом существуют законодательные и иные нормативные акты, предусматривающие особый порядок оценки их квалификации, Закон N 238-ФЗ можно не применять до 1 июля 2019 года.
Порядок прохождения независимой оценки квалификации
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций (далее - ЦОК) в порядке, установленном Правительством РФ, а именно Постановлением N 1204.
Оценка квалификации может проводиться по инициативе:
- работника (лица, поступающего на работу);
- работодателя;
- иных физических и (или) юридических лиц.
Для прохождения экзамена соискатель лично или через законного представителя подает в ЦОК на бумажном или электронном носителе комплект следующих документов:
заявления о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профессиональный экзамен. При этом в заявлении соискатель дает согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;
копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
иных документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.
ЦОК в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов соискателя информирует его способом, указанным в заявлении о проведении профессионального экзамена, о результатах рассмотрения заявления и комплекта документов и согласовывает с ним дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о процедурах проведения профессионального экзамена.
Примечание. Если экзамен проводится по направлению работодателя, ЦОК согласовывает с ним дату, место и время проведения такого экзамена.
Если соискатель представил неполный комплект документов, ЦОК информирует его об этом.
Соискатель допускается к прохождению профессионального экзамена на основании документа, удостоверяющего личность.
Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.
Соискатель, не явившийся на профессиональный экзамен, допускается к его прохождению в случаях и на условиях, которые предусмотрены договором.
Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации.
Результаты экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии, который ЦОК вместе с копиями комплекта документов соискателя и других материалов экзамена не позднее семи календарных дней после завершения профессионального экзамена направляет в совет по профессиональным квалификациям.
В свою очередь, совет по профессиональным квалификациям на основании полученных документов не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена:
- проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации;
- принимает решение о выдаче ЦОК соискателю или его законному представителю свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена;
- направляет в автономную некоммерческую организацию "Национальное агентство развития квалификаций" для внесения в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации информацию о свидетельствах о квалификации и заключениях о прохождении профессионального экзамена.
Результаты прохождения независимой оценки квалификации
ЦОК на основании решения совета по профессиональным квалификациям по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена не позднее 30 календарных дней после завершения экзамена оформляет и выдает соискателю или его законному представителю:
1) свидетельство о квалификации - в случае успешного прохождения экзамена;
2) заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя, - в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена.
Заключение может быть направлено по адресу соискателя, указанному в заявлении о прохождении профессионального экзамена.
Может ли работодатель учесть результаты независимой оценки квалификации в целях увольнения работника?
Процедура прохождения независимой оценки квалификации является добровольной и не предоставляет работодателю право расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации.
В отличие от независимой оценки квалификации, аттестация, предусмотренная ст. 81 ТК РФ, является внутренним инструментом работодателя и позволяет учитывать оценку квалификации, как профессиональный стандарт, так и вышеуказанные квалификационные характеристики.
Таким образом, применить результаты аттестации, в том числе для увольнения по причине несоответствия работника занимаемой должности, работодатель может, а результаты независимой оценки квалификации - нет.
Что могут дать соискателю и работодателю результаты прохождения независимой оценки квалификации?
1. Свидетельство о квалификации может быть предъявлено гражданином при трудоустройстве.
2. В соответствии с результатами прохождения оценки квалификации работник может планировать дальнейшую профессиональную карьеру, а работодатель - организовывать обучение работников, включение их в кадровый резерв и др.
3. Оценка квалификации дает возможность человеку, не получившему профессиональное образование, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность граждан на рынке труда.
4. Заключение о прохождении профессионального экзамена при неудовлетворительном результате подскажет соискателю и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти такой экзамен.
Каков срок действия свидетельства о квалификации?
Срок действия свидетельства о квалификации, которое выдается по итогам успешного прохождения независимой оценки квалификации, определяется советами по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития вида профессиональной деятельности (обновления технологий, знаний и умений, применяемых в конкретных видах профессиональной деятельности).
Сроки действия свидетельств о квалификации можно получить в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенном в Интернете на сайте АНО "Национальное агентство развития квалификаций" (nok-nark.ru).
Здесь же можно получить информацию о перечне наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации.
Оплата услуг по проведению независимой оценки квалификации
Оценка квалификации по инициативе соискателя проводится за счет средств соискателя либо иных физических и (или) юридических лиц. Если же оценка квалификации проводится по направлению работодателя, она оплачивается им.
Оплата услуг по проведению профессионального экзамена осуществляется на основании заключенного между лицом, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен, и ЦОК договора о возмездном оказании услуг.
Сколько будет стоить прохождение независимой оценки квалификации?
Стоимость прохождения независимой оценки квалификации определяется ЦОК. Соответствующая информация будет размещаться на их сайтах.
При этом для граждан предусмотрены социальные налоговые вычеты в случае осуществления расходов на прохождение оценки квалификации (таким образом, расширяется перечень оснований для предоставления налоговых вычетов, при этом совокупный размер вычетов по всем основаниям не увеличивается) (ст. 219 НК РФ).
Какие преимущества и льготы предоставляются работодателям, участвующим в системе независимой оценки квалификации?
Предусмотрено, что расходы работодателей на проведение оценки квалификации работников относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и не облагаемым налогом на прибыль (ст. 264 НК РФ).
При этом налоговики проверяют наличие договора на оказание услуг с ЦОК и трудового договора с работником.
О центрах оценки квалификации
Интересуют работодателей и вопросы, связанные с созданием ЦОК.
На базе каких организаций могут создаваться ЦОК?
Согласно Приказу N 759н ЦОК является юридическое лицо, которое наделено советом полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.
Обратите внимание! Полномочиями ЦОК не может быть наделено юридическое лицо, которое является образовательной организацией и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).
Отбор организаций для наделения полномочиями по проведению независимой оценки квалификации осуществляется на основе заявления юридического лица о наделении его этими полномочиями и документов, которые представляются в совет. Вся необходимая информация по данному вопросу размещена в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенном на интернет-сайтах АНО "Национальное агентство развития квалификаций" и Минтруда.
Совет рассматривает заявление и направляет организации-заявителю решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в наделении полномочиями по проведению независимой оценки квалификации в течение 100 календарных дней со дня поступления документов.
Сведения о ЦОК формируются советом и представляются в АНО "Национальное агентство развития квалификаций" для размещения в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации не позднее пяти календарных дней после принятия советом решения о наделении организации-заявителя полномочиями по проведению такой оценки.
Какие требования предъявляются к членам экспертной комиссии ЦОК?
Согласно пп. "в" п. 3 требований к ЦОК, утвержденных Приказом N 759н, члены экспертной комиссии должны иметь подтвержденную советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации.
В соответствии с Законом N 238-ФЗ и Приказом N 601н оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых ЦОК при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена. Разработку оценочных средств организует совет.
Для информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций о деятельности по оценке квалификации предусмотрено ведение реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационного ресурса, размещенного в Интернете, в котором будут содержаться сведения о советах, ЦОК, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах.
Данные, содержащиеся в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, являются открытыми для просмотра гражданами и организациями, за исключением сведений, содержащих персональные данные.
Доступ граждан и организаций к реестру сведений о проведении независимой оценки квалификации является бесплатным и обеспечивается АНО "Национальное агентство развития квалификаций" с использованием Интернета.
* * *
Подводя итог, выделим основные моменты проведения независимой оценки квалификации работников. В первую очередь отметим, что независимая оценка квалификации - добровольное мероприятие. При этом, в отличие от результатов аттестации, результаты независимой оценки квалификации не могут использоваться в целях установления несоответствия работника занимаемой должности и его увольнения.
Кроме того, если независимая оценка квалификации проводится по инициативе работодателя, он должен запросить согласие работника, а также предоставить ему гарантии, установленные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором и оплатить независимую оценку квалификации согласно договору, заключенному с ЦОК.
Наконец, если Трудовым кодексом предусмотрены особенности регулирования труда определенных категорий работников и иные способы оценки квалификации работников, установленные другими нормативными правовыми актами, работодатель применяет эти способы оценки. Если же такие особенности Трудовым кодексом не установлены, применять другие способы работодатель сможет только до 1 июля 2019 года, если до этого времени не будут внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"