Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 августа 2017 г. по заявке N 2015714587
Заявка: |
2015714587 |
Название: |
КРЫМСКИЙ КИПАРИС |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
03.05.2017 |
Дата коллегии: |
04.07.2017 |
Дата утверждения: |
14.08.2017 |
Заявитель: |
ООО "Интеллект продактс" |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны ТЗ |
Решением Суда по интеллектуальным правам от 19 февраля 2018 г. по делу N СИП-539/2017 настоящее решение признано недействительным
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 03.05.2017, поданное ООО "Интеллект продактс", Москва (далее - лицо, подавшее возражение) против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 608159, при этом установила следующее.
Словесный оспариваемый товарный знак "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" по заявке N 2015714587 с приоритетом от 19.05.2015 зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) 09.03.2017 за N 608159 на имя ООО "Алеф-Виналь-Крым", Республика Крым (далее - правообладатель), в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
В возражении, поступившем 03.05.2017, изложено мнение о том, что правовая охрана товарному знаку по свидетельству N 608159 предоставлена в нарушение требований, установленных пунктами 3 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- лицо, подавшее возражение, является заинтересованным в подаче настоящего возражения на основании следующего:
1) лицо, подавшее возражение, обладает исключительными правами на товарный знак "" по свидетельству N 403388, который является сходным до степени смешения с оспариваемым товарным знаком "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" по свидетельству N 608159;
2) на имя лица, подавшего возражение, была подана заявка N 2015733613 на регистрацию товарного знака "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ;
3) согласно представленным документам лицо, подавшее возражение, заказывает у ООО "Винодельческое предприятие "Дионис" ЛТД, находящегося в Республике Крым, производство вина "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" и осуществляет его поставку через компанию ООО "Ритейл Логистик";
4) в материалах дела находится письмо от ООО "Винодельческое предприятие "Дионис" ЛТД, в котором оно ходатайствует о регистрации обозначения "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" на имя лица, подавшего возражение;
5) в рамках подготовки к производству вина "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" был разработан внешний вид этикетки вина;
- в оспариваемом товарном знаке "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" по свидетельству N 608159 словесный элемент "КРЫМСКИЙ" является слабым и указывает на место производства и/или сбыта товара, а второй словесный элемент "КИПАРИС" является сильным, оригинальным и не носит описательного характера;
- таким образом, фонетическое сходство сравниваемых обозначений основано на тождестве сильных элементов "КИПАРИС" оспариваемого товарного знака и "КИПАРИС KIPARIS" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 403388 и графическом сходстве данных элементов, выполненных идентичным шрифтом, заглавными буквами, в черном цвете, без каких-либо дополнительных декоративных элементов;
- словесный элемент "КРЫМСКИЙ" является составной частью огромного количества товарных знаков различных производителей, включен в товарные знаки как неохраняемый элемент, либо в составе словосочетания, как охраняемый, поэтому он не может индивидуализировать товар одного изготовителя;
- со словом "КИПАРИС" или "KIPARIS" нет ни одного зарегистрированного товарного знака для товаров 33 класса МКТУ, что исключает "размытость" словесного элемента "КИПАРИС" и указывает на его сильную различительную способность по отношению к его правообладателю;
- семантическое сходство обозначений основано на одинаковом смысловом значении слова "кипарис", связанного с названием вечнозеленого дерева пирамидальной формы, произрастающее в южных странах;
- среди семейства кипарисовых отсутствует подвид "КРЫМСКИЙ КИПАРИС", в этой связи семантика словосочетания будет однозначно связана со словом "кипарис";
- сравниваемые товары 33 класса МКТУ являются однородными, поскольку одна часть товаров полностью совпадает, другая часть товаров соотносится друг с другом как род-вид;
- противопоставленный товарный знак по свидетельству N 403388 используется лицензиатом с 2014 года, что говорит о высокой различительной способности данного товарного знака;
- ввиду того, что оспариваемый товарный знак является сходным до степени смешения с ранее зарегистрированным товарным знаком по свидетельству N 403388 по всем признакам сходства сравниваемых обозначений, потребитель может быть введен в заблуждение относительно товара либо его изготовителя.
На основании изложенного, лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 608159 недействительным полностью.
К возражению приложены следующие документы:
- сведения о товарных знаках по свидетельствам NN608159, 403388 (1);
- копия лицензионного договора РД0218582 от 16.03.2017, уведомление о регистрации лицензионного договора, заключение о регистрации лицензионного договора, копии приложений к свидетельствам (2);
- сведения из энциклопедических источников (3);
- копия постановления ВАС от 18.06.2013 N 2050/13 (4);
- копии материалов заявки N 2015733613 "КРЫМСКИЙ КИПАРИС", уведомление о поступлении заявки, уведомление о результатах рассмотрения (5);
- соглашение между ООО "Интеллект продактс" и ООО "Винодельческое предприятие "Дионис" ЛТД (6);
- копии лицензий на производство, хранение и поставку алкогольной продукции, выданные ООО "Ритейл Логистик", ООО "Винодельческое предприятие "Дионис" ЛТД и ООО "Вино-Гранде" (7);
- документы, подтверждающие, что компанией ООО "Интеллект Продактс" была специально разработана этикетка для вина под товарным знаком "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" (Приказ N 77 от 01.09.2015, отчет о выполнении приказа N 77 с приложением, приказ о приеме работника на работу, должностная инструкция менеджера по рекламе) (8);
- письмо от ООО "Винодельческое предприятие "Дионис" ЛТД (9);
- подробная информация о производимом вине "КИПАРИС KIPARIS", справка об объемах реализации, договор поставки, накладные об отгрузках, платежные поручения об оплате поставленного товара (10);
- изображения производимого вина, маркированного обозначением "КИПАРИС KIPARIS" (11).
Правообладатель товарного знака по свидетельству N 608159 в установленном порядке был ознакомлен с возражением, однако, на заседании коллегии отсутствовал и отзыв по мотивам возражения не представил.
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении возражения, коллегия считает доводы, изложенные в возражении, неубедительными.
С учетом даты (19.05.2015) приоритета товарного знака по свидетельству N 608159 правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный N 4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 статьи 1513 Кодекса возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям предусмотренным, в частности, подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 1512 настоящего Кодекса, могут быть поданы заинтересованным лицом.
В соответствии с пунктом 3 (1) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2. Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2 Правил.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 608159 представляет собой словесное обозначение "КРЫМСКИЙ КИПАРИС", выполненное заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 403388 представляет собой словесное обозначение "", включающее в себя два словесных элемента "КИПАРИС KIPARIS", выполненных одно под другим заглавными буквами русского и латинского алфавитов стандартным шрифтом.
Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ.
Следует отметить, что в противопоставленном товарном знаке слово "KIPARIS" является транслитерацией буквами латинского алфавита русского слова "КИПАРИС".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1513 Кодекса возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку может быть подано заинтересованным лицом.
Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 608159 подано ООО "Интеллект продактс", которое разработало этикетку и контрэтикетку вина "КРЫМСКИЙ КИПАРИС". На основании представленного соглашения N 14-10/15 от 14.10.2015 и письма N 885 от 15.12.2016 по заказу лица, подавшего возражение, ООО "Винодельческое предприятие "Дионис" ЛТД (Республика Крым) намерено производить и поставлять на территорию Российской Федерации алкогольные напитки, в том числе, вина под обозначением "Крымский кипарис". В этой связи, лицо, подавшее возражение, намерено осуществлять свою хозяйственную деятельность с использованием обозначения "Крымский кипарис".
Кроме того, в деле представлена информация о том, что на имя лица, подавшего возражение, подана заявка N 2015733613 на регистрацию словесного товарного знака "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ. Лицо, подавшее возражение, также отмечает, что оно обладает исключительными правами на словесный товарный знак "" по свидетельству N 403388 в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ.
Указанное позволяет усмотреть заинтересованность лица, подавшего возражение, в подаче возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 608159.
Относительно мотивов оспаривания товарного знака по свидетельству N 608159 по основаниям, предусмотренным пунктом 6 (2) статьи 1483 Кодекса, в рамках которого противопоставлен словесный товарный знак "" по свидетельству N 403388, коллегией установлено следующее.
Товары 33 класса МКТУ, указанные в перечне оспариваемого товарного знака, и товары 33 класса МКТУ, приведенные в перечне противопоставленного товарного знака по свидетельству N 403388, являются однородными, поскольку объединены родовым понятием "алкогольные напитки", следовательно, имеют одно назначение, круг потребителей и условия реализации.
Сравниваемые товарные знаки, действительно, включают в себя фонетически и семантически тождественный элемент "КИПАРИС" ("кипарис" - южное вечнозеленое хвойное дерево, преимущественно с пирамидальной кроной, см. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, Москва, "АЗЪ", 1993, с. 279). Однако, указанное обстоятельство не свидетельствует о сходстве сравниваемых товарных знаков в целом.
Данный вывод основывается на том, что в состав оспариваемого товарного знака входит словесный элемент "КРЫМСКИЙ", придающий ему отличные от противопоставленного товарного знака звучания и смысловую окраску.
Действительно, сравниваемые товарные знаки не совпадают по большинству признаков фонетического сходства: имеют разное количество слов, слогов, разное количество букв. Наличие в оспариваемом товарном знаке словесного элемента "КРЫМСКИЙ" значительно увеличивает длину словесной части рассматриваемого знака и обусловливает существенную роль в восприятии обозначений в целом, заостряя внимание потребителя на ином фонетическом звучании словосочетания по сравнению с обычным словом "КИПАРИС". Кроме того, длинное слово "КРЫМСКИЙ" в оспариваемом обозначении занимает доминирующее начальное положение, которое обычно в первую очередь привлекает к себе внимание потребителя. Следовательно, сходство сравниваемых товарных знаков, по фонетическому критерию сходства словесных обозначений отсутствует.
Сопоставляемые обозначения выполнены стандартным шрифтом, в силу чего графический фактор сходства не является определяющим.
При этом, следует отметить, что сравниваемые обозначения имеют визуальные отличия, в первую очередь, за счет разного количества входящих в них элементов, а также в силу использования противопоставленного товарного знака буквами латинского алфавита.
Смысловая нагрузка сравниваемых товарных знаков в целом различна и определяется за счет наличия определения "КРЫМСКИЙ" в оспариваемом товарном знаке.
Семантика противопоставленного товарного знака "КИПАРИС" определяется главным образом вышеуказанным смысловым значением этого слова. В оспариваемом же товарном знаке благодаря прилагательному "КРЫМСКИЙ", образованному от названия полуострова в северной части Чёрного моря, формируется фантазийный образ, связанный с природными богатствами данного региона, складывающийся в сознании потребителя, приобретающего товар, маркированный оспариваемым товарным знаком. Причем возможное соотнесение местонахождения производителя с Крымом будет соответствовать действительности, поскольку правообладатель находится в республике Крым.
Отличие сопоставляемых товарных знаков по фонетическому, семантическому и графическому факторам сходства словесных обозначений свидетельствует о несходстве знаков в целом.
Таким образом, у коллегии нет оснований для вывода о том, что оспариваемый товарный знак "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" по свидетельству N 608159 не соответствует требованиямпункт6 статьи 1483 Кодекса.
Анализ соответствия оспариваемого товарного знака требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Само по себе обозначение "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" не несет в себе каких-либо указаний относительно товара или его изготовителя, позволяющих прийти к выводу о том, что российским потребителем оно воспринимается как вводящее в заблуждение.
Вместе с тем, способность обозначения вводить потребителя в заблуждение может возникнуть в результате ассоциации с иным производителем, которая возникает в сознании потребителя на основании его предшествующего опыта.
Из представленных лицом, подавшим возражение, документов (6-10) не усматривается, что обозначение "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" было введено им в гражданский оборот до даты приоритета оспариваемого товарного знака на основании следующего.
Согласно отчету о выполнении приказа N 77 от 01.09.2015 этикетка и контрэтикетка вина "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" была разработана позже даты приоритета оспариваемого товарного знака (10). Остальные документы (10) не содержат обозначение "КРЫМСКИЙ КИПАРИС", в силу чего не могут быть приняты во внимание. Так, информационное письмо ООО "Ритейл Логистик" относится к закупке вина, маркированного товарным знаком "Кипарис". Товарные накладные содержат указания на названия вин, например, "Каберне", "Мерло", "Изабелла", "Мускат", "Шардоне" серии Кипарис и Южное море. На изображениях выпускаемой винной продукции содержится обозначение "Kiparis", выполненное в оригинальном шрифтовом исполнении.
Иных документальных подтверждений о том, что обозначение "КРЫМСКИЙ КИПАРИС" будет вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя, лицом, подавшим возражение, не представлено.
На основании изложенного, невозможно сделать вывод о том, что оспариваемый товарный знак не соответствует требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
По окончании рассмотрения возражения от лица, его подавшего, 11.07.2017 поступило особое мнение на имя Руководителя Роспатента Г.П. Ивлиева.
Доводы, изложенные в особом мнении, по сути повторяют доводы возражения и проанализированы в данном заключении, в связи с чем не требуют дополнительного анализа.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 03.05.2017, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 608159.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 августа 2017 г. по заявке N 2015714587
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru