Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 8 июля 2020 г. по заявке N 2011701563
Заявка: |
2011701563 |
Название: |
СИБИРСКИЕ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
04.02.2020 |
Дата коллегии: |
26.06.2020 |
Дата утверждения: |
08.07.2020 |
Заявитель: |
ООО "МОРОЗКО" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 04.02.2020, поданное ООО "Морозко", Ленинградская обл., Всеволожский район, пос. Ковалево (далее - лица, подавшие возражение) против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 498311, при этом установила следующее.
Оспариваемый словесный товарный знак по заявке N 2011701563 с приоритетом от 25.01.2011 зарегистрирован 23.10.2013 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) за N 498311 на имя ООО "Варус", Республика Алтай, г. Горно-Алтайск в отношении товаров 29, 30 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства. Срок действия регистрации - до 25.01.2021.
Согласно последующим изменениям (дата и номер государственной регистрации договора: 08.02.2019, РД 0285513) правообладателем товарного знака по свидетельству N 498311 в настоящее время является: ООО "Альянс", Московская обл., пос. Свердловский.
В поступившем 04.02.2020 в Федеральную службу по интеллектуальной собственности возражении выражено мнение лица, подавшего возражение, о том, что регистрация N 498311 товарного знака произведена в нарушение требований, установленных положением пунктов 1, 3 (1) статьи 1483 Кодекса в отношении всех товаров.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак указывает на место производства товаров; - оспариваемый товарный знак указывает на вид товаров;
- товарный знак способен ввести потребителей в заблуждение, поскольку создает необоснованную ассоциацию с Сибирью;
- заинтересованность лица, подавшего возражение, подтверждается тем, что оно является производителем пищевых продуктов, в том числе мяса в охлажденном виде, пищевых субпродуктов в охлаждённом виде, мясных (мясо-содержащих) полуфабрикатов и т.п., то есть товаров из перечня, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, а также наличием претензии о нарушении исключительных прав на товарный знак;
- лицом, подавшим возражение, приведены выдержки из законодательства, судебной практики;
- товарный знак состоит из одного словесного элемента "СИБИРСКИЕ", который является прилагательным к слову "Сибирь" (географический регион в центральной и восточной России, расположенный между Уральским хребтом и тихоокеанским побережьем). Толковый словарь Ефремовой дает пять определений слова "сибирский": относящихся к Сибири, сибирякам, связанный с ним; (и) свойственный сибирякам, характерный для них и для Сибири; принадлежащий Сибири, сибирякам; созданный, выведенный и т. п. в Сибири; живущий, обитающий в Сибири. Все указанные определения указывают на конкретный регион (Сибирь) или его жителей. В составе Российской Федерации образован Сибирский федеральный округ;
- товарный знак охраняется в отношении таких товаров, которые очевидно и вполне ожидаемо могут производиться на территории Сибири, а равно отсутствуют какие-либо административные или иные препятствия их производству;
- товарный знак без дополнительных рассуждений и домысливания воспринимается как прямое указание на конкретный географический регион происхождения товаров;
- товарному знаку предоставлена правовая охрана в отношении товара "полуфабрикаты мясные". Пельмени, при этом, согласно п. 64 ГОСТ 18158-72 "Производство мясных продуктов. Термины и определения" являются разновидностью мясных полуфабрикатов, в отношении которых товарному знаку предоставлена правовая охрана;
- "Сибирские" - это широко известное название сорта пельменей: сибирские пельмени изготавливаются по специальному рецепту и являются самостоятельным видом пельменей;
- "Сибирские пельмени" как сорт пельменей упоминаются в кулинарной книге "Книга о вкусной и здоровой пище", 1952 г., сибирские пельмени как сорт, вид пельменей указываются в ряде произведений классической русской литературы и т п.;
-. выпуск известной телепередачи "Контрольная закупка" на Первом канале от 06.09.2012 г. был посвящен проверке качества именно сибирских пельменей различных брендов, среди которых были представлены как бренд правообладателя товарного знака, так и бренд лица, подавшего возражение - "Цезарь", а также иные бренды;
- пельмени сорта "Сибирские" в значительных объемах производились в СССР Московским ордена Ленина мясокомбинатом им. А. И. Микояна и Ленинградским ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени производственным объединением мясной промышленности имени С. М. Кирова и всегда реализовывались с непосредственным указанием сорта на упаковке;
- о распространенности использования слова "Сибирские" в качестве указания на конкретный сорт пельменей свидетельствует ГОСТ 33394-2015, которым устанавливаются технические требования для пельменей категории "В" наименования "Сибирские". Кроме государственного стандарта существует также ряд принятых в его исполнение ТУ (технических условий) и ТИ (технологических инструкций);
- в отношении таких товаров как "полуфабрикаты мясные" товарный знак непосредственно указывает на вид (сорт) товаров, вследствие чего не обладает различительной способностью;
- товарный знак "Сибирские" способен ввести потребителей в заблуждение в отношении места производства товара. Как правообладатель товарного знака, так и его лицензиат - находятся на территории не Сибири, а Московской области;
- согласно отчёту большинство потребителей (55%) в настоящее не воспринимают обозначение "СИБИРСКИЕ" в отношении пельменей как марку конкретного производителя. При этом в 2007 году доля таких потребителей была ещё выше (71%). Значительная часть потребителей воспринимают товарный знак сейчас и воспринимали в 2007 году как указание на место производства пельменей (10% и 26% соответственно), а также как указание на сорт, рецепт пельменей (39% и 34% соответственно);
- предоставление правовой охраны подобным обозначениям одному конкретному лицу противоречит как интересам лица, подавшего возражение, так и публичным интересам в целом, поскольку необоснованно ущемляет законные интересы неограниченного круга лиц (недобросовестная конкуренция).
На основании изложенного лицом, подавшим возражение, выражена просьба о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 498311 полностью в отношении всех товаров 29 и 30 классов МКТУ на основании пункта 1 (3) статьи 1483 Кодекса и пункта 3 статьи 1483 Кодекса, а также признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 498311 в отношении товара 29 класса МКТУ "полуфабрикаты мясные" на основании требования пункта 1 (3) статьи 1483 Кодекса.
В подтверждение изложенных доводов лицом, подавшим возражение, представлены следующие материалы:
- выписка из ЕГРЮЛ в отношении лица, подавшего возражение - [1];
- претензия правообладателя - [2];
- выписка из толкового словаря Ефремовой - [3];
- скриншоты с примерами продукции со словом "Сибирские" - [4]
- копии ГОСТов и ТИ с указанием сорта пельменей "Сибирские" -;[5];
- выписка из толкового словаря Ожегова С. И., Шведовой Н. Ю. - [6];
- выписка из Книги о вкусной и здоровой пище - [7];
- выписка из книги К.Д. Бальмонта "Под новым серпом" - [9];
- выписка из книги Ф. М. Достоевского "Записки мертвого дома" - [8];
- выписка из книги К.Д. Бальмонта "Под новым серпом" - [9];
- компакт-диск с записью выпуска телепередачи "Контрольная закупка"; "Пельмени Сибирские" и короткометражного фильма "Сибирские пельмени" - [10]
- скриншот с сайта Первого канала, выпуск Контрольная закупка, Сибирские пельмени, копия - [11];
- копии архивных каталогов пельменей сорта "сибирские" лица, подавшего возражение - [12];
- реклама и фото упаковок советских "сибирских пельменей" - [13];
- решение Управления ФАС России по Московской области от 10.10.2019 по делу N 050/01/14.6-1877/2019 - [14];
- выписка из ЕГРЮЛ в отношении правообладателя - [15];
- распечатка с сайта ООО "Щелковский МПК" - [17];
- выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Щелковский МПК", копия - [16];
- отчёт ВЦИОМ "Восприятие обозначений СИБИРСКИЕ и СИБИРСКАЯ" - [18]. Правообладатель товарного знака по свидетельству N 498311, в установленном порядке ознакомленный с материалами возражения, представил отзыв по его мотивам. Доводы отзыва сведены к следующему:
указывать на место производства товаров является Понятие "Сибирские" может иметь множество значений сибирские - оспариваемый товарный знак по свидетельству N 498311 не может напрямую - слово. "Сибирский" непосредственно; названием географического: объекта не морозы, сибирская погода, сибирское долголетие и т.д.;
- Сибирь - это обширный регион площадью 12 577 400 кв. км., подразделяется на Восточную Сибирь и Среднюю Сибирь;
чтобы словесный элемент "Сибирские" мог указывать на конкретное место Западную и Восточную, иногда выделяют Южную Сибирь (в горной части), Северо-
- понятие "Сибирь" слишком объемное, территория Сибири слишком большая, производства;
- согласно просу более четырех пятых отребителей (3,3%) считают, что обозначения "Сибирские", "СИБИРСКИЕ", маркирующие пельмени, являются товарными знаками конкретного производителя. Абсолютное большинство потребителей (72,6%), считающих, что обозначения "Сибирские", "СИБИРСКИЕ", маркирующие пельмени, указывают на место производство товара (таких 11,5% маркируемые обозначениям "Сибирские", "СИБИРСКИЕ" производятся одним потребителей), затрудняются назвать это место. Примерно две трети потребителей в целом (64,1%) и почти все потребители (98,8%) среди тех, кто не затруднился ответить (исключая 35,2% затрудняющихся ответить) считают, что пельмени, производителем;
- существуют зарегистрированные товарные знаки с охраняемыми элементами - правообладатель также является правообладателем товарных знаков "Иркутские "СИБИРСКАЯ" на имя компаний, зарегистрированных в г. Москве (свидетельства NN 565573, 138116, 406464 и т.д.);
N 662084) и "Омские традиции" (свидетельство N 664977) в отношении товаров традиции" (свидетельство N 664978), "Новосибирские традиции" (свидетельство 29 и 30 классов МКТУ;
- оспариваемый товарный знак не содержит прямого указания на место производства товаров;
- понятие "полуфабрикаты мясные" включает в себя широкий спектр товаров: пельмени, хинкали, равиоли, антрекоты, бифштексы, лангеты, эскалопы, филе, а также говядина, свинина и баранина духовые, вырезка говяжья из подвздошно-поясничной мышцы, тонкий край говяжий, толстый край говяжий, купаты, котлеты московские, тефтели и т.п.;
- все доводы возражения относятся к товару "пельмени";
- вывод о том, что правовая охрана оспариваемому знаку предоставлена с нарушением пункта 1 статьи 1483 Кодекса как наименованию вида товара в отношении всего спектра мясных полуфабрикат в необоснованном;
собой сорт пельменей. В иных источниках говорится о способе употребления
- в части источников нет прямого указания на то, что "Сибирские" представляют пельменей "по-сибирски", т.е. "поливая их острым соусом". Часть источников содержит эпизодические упоминания без указания свойств продукции;
- фильм является документальным и представляет сюжет из жизни семьи пельменей "Сибирские", о том, как вообще готовятся пельмени;
Николаевых. В представленном фильме речь идет не о специальном сорте - выпуск программы "Контрольная закупка" в отношении пельменей "Сибирские" был осуществлен 06.09.2012 г., то есть позже даты приоритета оспариваемого товарного знака;
правооблада елями оспариваемого товарного знака в разное в емя являлись:
Сибири. В настоящее время правообладателем является ООО "Альянс".
ООО "Альянс" и ООО "Щелковский МПК" осуществляют совместную ООО "Варус", ООО "Сибирские", которые были зарегистрированы на территории период, когда правообладателем товарного знака был ООО "Сибирские", ООО деятельность по производству и продаже пельменей и других полуфабрикатов. В "СИБИРСКИЕ" под контролем правообладателя ООО "Сибирские";
"Щелковский МПК" осуществлял производство продукции под товарным знаком - благодаря использованию правообладателем обозначения "Сибирские" в отношении зарегистрированных товаров, оно приобрело дополнительную различительную способность.
почти половина опрошенных воспринимает обозначение "Сибирские" как
- потребитель хорошо знаком с продукцией "Сибирские", это обстоятельство исключает вероятность смешения, введения потребителей в заблуждение;
- анализ социологического исследования лица, подавшего возражение, показал, что наименование (марку) пельменей конкретного производителя;
что обозначение "СИБИРСКИЕ" известно потребителям как маркировка товаров - социологическое исследование, проведенное по заказу правообладателя, показало, конкретного производителя, большинство потребителей из тех, кто предположил наличие указания на место производства товаров, не смогли указать конкретное место, причем аналогичные результаты актуальны на дату приоритета оспариваемого знака - 25.01.2011 г.;
- заинтересованность в подаче возражения в отношении всех товаров 29 и 30 классов МКТУ у лица, подавшего возражение, отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, правообладатель просит оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 498311.
В подтверждение изложенных доводов правообладателем представлены следующие материалы:
- документы, подтверждающие использование оспариваемого товарного знака по свидетельству N 498311 и приобретение им дополнительной различительной способности (договоры, накладные, рекламные материалы и т.д.) - [19];
- сведения из сети Интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (запросы по "Сибирь", "Кулинарные полуфабрикаты") - [20];
- сведения из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ - [21];
- копия Решения Суда по интеллектуальным правам от 15.11.2018 г. по делу N СИП-461/2018 - [22];
- копия рецензии - [23];
N 1, объемного товарного знака N 85492 и товарных знаков "Сибирские", "СИБИРСКИЕ" среди потребителей России" - [24].
- копия Социологического исследования по итогам Всероссийского исследования "Характер различительной способности обозначения, изображенного на карточке От лица, подавшего возражение, были представлены пояснения на отзыв правообладателя, основные доводы которых сведены к следующему:
- товары "пельмени; хинкали; равиоли; манты" входят в категорию "полуфабрикаты мясные";
- представленные лицом, подавшим возражение, документы доказывают, что обозначение "Сибирские" указывает на вид товара;
- понятие "Сибирские пельмени" было широко известно до даты приоритета оспариваемого товарного знака;
- обозначение "Сибирские" никогда не имело и не могло приобрести различительную способность в отношении пельменей;
- прямое ассоциирование слова "Сибирские" с Сибирью не требует домысливания;
- практика Роспатента по регистрации товарных знаков не относима к настоящему делу;
- оспариваемый товарный знак способен ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товаров;
- доводы в отношении социологического исследования не обоснованы;
- исследование, проведенное по заказу правообладателя, содержит методические ошибки;
- последующее приобретение товарным знаком различительной способности не доказано.
В подтверждение своих доводов лицом, подавшим возражение, были приобщены:
- выписка из Приказа Министерства торговли СССР от 04.01.1973 г. - [25];
- выписка из Сборника раскладок для предприятий общественного питания, 1949 г. - [26];
- выписка из книги К.Я. Дедриной "Кухня на плите и примусе", 1927 г. - [27];
- выписка из Большой энциклопедии кулинарного искусства В.В. Похлебкина - [28]; - сведения об изобретении по патенту N 2 255 484 - [29];
- выписка из издания Ф.М. Достоевского "Записки мертвого дома", 1862 г. - [30];
- фрагменты каталогов продукции лица, подавшего возражение, 2003 - 2006 гг. - [31];
- распечатка с сайта птицефабрики "ПРОДО" - [32]; - письмо ВЦИОМ - [33];
- рецензия в отношении отчета ООО "Аналитическая Социология" - [34]. Документы [25,29,31-34] не отвечают требованиям пункта 2.5 Правил ППС, так как не являются словарно-справочными изданиями.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, поступившего 04.02.2020, коллегия установила следующее.
С учетом даты приоритета (25.01.2011) оспариваемого товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 N 4322, и введенные в действие 10.05.2003 г. (далее - Правила).
Согласно пункту 1 (3) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, место и способ их производства.
В соответствии с пунктом 2.3.2.3 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер); указания материала или состава сырья; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.
В соответствии с пунктом 3 (1) статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 1512 Кодекса предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 1 - 5, 8 и 9 статьи 1483 настоящего Кодекса. Положения подпунктов 1 - 3 настоящего пункта применяются с учетом обстоятельств, сложившихся на дату подачи возражения (статья 1513 Кодекса).
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 498311 (приоритет от 25.01.2011) является словесным, выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 29, 30 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства. Срок действия регистрации - до 25.01.2021.
Коллегия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1513 Кодекса возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку может быть подано заинтересованным лицом. Пункт 2 статьи 1513 Кодекса доказывание заинтересованности возлагает на лицо, подавшее возражение, имеющее серьезные намерения использовать сходное обозначение в рассматриваемой сфере деятельности. При подаче возражения коллегия оценивала имеющиеся документы на предмет установления заинтересованности лица, подавшего возражение, чьи законные права интересы могут быть затронуты существующей регистрацией оспариваемого товарного знака.
Согласно имеющимся документам лицо, подавшее возражение, использует в гражданском обороте упаковки разного цвета в отношении "пельменей", часть которых содержит словесный элемент "Сибирские" [12]. Пельмени можно соотнести с категорией "полуфабрикаты мясные" оспариваемых товаров 29 класса МКТУ. Также правообладателем направлена претензия лицу, подавшему возражение, о нарушении прав. В ФАС России по Московской области рассматривалось дело N 050/01/14.6-1877/2019 [14] в части использования лицом, подавшим возражение, в упаковке товаров обозначений и элементов, сходных с товарными знаками правообладателя. Таким образом, коллегия усматривает заинтересованность лица, подавшего возражение, в его подаче против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 498311 в отношении товаров 29 класса МКТУ "полуфабрикаты мясные". В отношении остальных товаров 29, 30 классов МКТУ заинтересованность лица, подавшего возражение, по пункту 1 статьи 1483 Кодекса не прослеживается. Кроме того, заинтересованность лица, подавшего возражение, по пункту 3 (1) статьи 1483 Кодекса не прослеживается. Так в рамках несоответствия оспариваемого товарного знака этому пункту лицо, подавшее возражение, утверждает, что ни правообладатель, ни лицензиат находятся не на территории Сибири, в связи с чем существует способность введения потребителя в заблуждение относительно места производства товаров. Вместе с тем, лицо, подавшее возражение, также не находится на территории Сибири, в связи с чем его заинтересованность в подаче возражения по данному основанию не прослеживается.
Необходимо указать, что Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14503/10 от 01.03.2011 определено, что, исследовав доказательства, представленные в обоснование заинтересованности, и установив ее отсутствие, Роспатент вправе отказать в прекращении правовой охраны знака.
Доводы возражения по пункту 1 статьи 1483 Кодекса сведены к следующему:
- оспариваемый товарный знак указывает на место производства товаров;
- оспариваемый товарный знак указывает на вид товаров.
Анализ оспариваемого товарного знака на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
В отношении указания на место производства товаров коллегия отмечает следующее.
Слово "Сибирский" обладает следующим смысловым значением: относящийся к Сибири, сибирякам, связанный с ними, свойственный сибирякам, характерный для них и для Сибири, живущий, обитающий в Сибири и т.д. [3].
Вместе с тем, "Сибирь" - это обширный географический регион. "Сибирь" - территория, занимающая большую часть Азиатской территории России. Протягивается от Урала на запад до хребтов тихоокеанского водораздела на востоке и от берегов Северного Ледовитого океана на север до границы с Центральной Азией на юге. Протяженность с запада на восток св. 7000 км, с севера на юг до 3500 км. Площадь около 10 млн. кв. км. В природном отношении выделяются Западную Сибирь и Восточную Сибирь. См. [20], а также Большая энциклопедия в 62 томах., т. 45, Москва "ТЕРРА", 2006 г., стр. 97.
Таким образом, оспариваемый товарный знак не может прямо указывать на место производства товаров.
В отношении довода лица, подавшего возражение, в части того, что оспариваемый товарный знак указывает на вид товаров, коллегия отмечает следующее.
ГОСТ 18158-72 [5] относится к производству мясных продуктов в общем виде, согласно которому пельмени - это замороженные полуфабрикаты из теста, начиненного мясным фаршем. ГОСТ 2015 г. [5], скриншот выпуск Контрольной закупки от 2012 г. [11] датированы позже даты приоритета оспариваемого товарного знака, что не позволяет учет данных документов. Технологические инструкции по производству полуфабрикатов мясных и мясосодержащих по ГОСТам Р 52675-2009, Р 52675-2006 [5] введены в действие 01.01.2009 и опубликованы 12.12.2014, 21.12.2016, то есть позже даты приоритета оспариваемого товарного знака. Указанные ГОСТы относятся к мясным и мясо-содержащим полуфабрикатам в общем виде. При этом, не представляется возможным оценить какой неограниченный круг лиц был осведомлен об указанных документах и как долго он применялся промышленными предприятиями при производстве пельменей.
литературных книг Ф. М. Достоевского "Записки мертвого дома" [8] и В Толковом словаре Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. [6] приводится значение слова "пельмени". Указание в Толковом словаре [6] "сибирские пельмени" не свидетельствует о том, что данное обозначение является указанием на конкретный вид (сорт) товара с определенными характеристиками, приготовленного по особой рецептуре. Книга о вкусной и здоровой пище, 1952 г. [7], Сборник раскладок для предприятий общественного питания, 1949 г. [26], выписка из книги К.Я. Дедриной "Кухня на плите и примусе", 1927 г. [27], выписка из издания Ф.М. Достоевского "Записки мертвого дома", 1862 г. [30] представляют собой устаревшие издания. При этом, источник [7] содержит рецепт приготовления пельменей "по-сибирски" с определенным соусом. Сборник раскладок [26] содержит указание "пельмени мясные или сибирские, или отварные с маслом, с сыром запеченные". Рецепт книги [27] касается пельменей из жирной говядины и жирной свинины. Данные используется мясо свининой в "Записках мертвого дома" Ф.
К.Д. Бальмонта "Под новым серпом" [9] не могут рассматриваться как кулинарные издания с указанием на конкретный вид товаров. Кроме того, в представленных М. Достоевского источниках [7,8] речь идет о, разных рецептах: так, в пельменях по-сибирски речь идет о говядине и рыбе, которые участвовали в приготовлении сибирских пельменей. Из выписки Большой энциклопедии кулинарного искусства В.В. Похлебкина [28] следует, что пельмени сибирские называются уральскими, что свидетельствует о неоднозначном их восприятии. Указание в возражении на ТУ 9214-001-80902805-98, ТУ 9214-042-44388488-2002 не подтверждено документально, при этом при запросах в сети Интернет указанные источники не визуализируются.
акт Короткометражный фильм "Сибирские пельмени" [10] рассказывает о том, как обычно готовятся пельмени и что это блюдо традиционно происходит из Сибири.
Из каталогов пельменей лица, подавшего возражение [12], не усматривается, где конкретно они предлагались покупателям и что указание на пачке пельменей "МОРОЗКО" слова "сибирские" неотделимо от вида или сорта товара.
Реклама и фото упаковок советских "сибирских пельменей" [13] представляют собой устаревшие данные 1953 г. и не могут быть положены в основу выводов коллегии, что за полувековую давность обозначение "сибирские пельмени", используемые Московским орденом Ленина мясокомбинатом им. А.И. Микояна, "Росглавмясо РСФСР", Ленинградским мясным комбинатом им. С.М. Кирова стало неотделимым от конкретного вида товара.
Таким образом, из имеющихся источников не представляется возможным определить, что обозначение "СИБИРСКИЕ" однозначно, с советских времен, на дату приоритета оспариваемого товарного знака и по настоящее время воспринимается как указание на вид (или сорт) товаров "пельмени" с определенным составом, свойствами, неотделимыми от него.
Из социологического исследования [18] не представляется возможным установить отсутствие различительной способности у оспариваемого товарного знака. Так, в настоящее время меньше половины респондентов (45% и 43%) воспринимают обозначения "СИБИРСКИЕ" и "СИБИРСКАЯ" как наименование (марку) пельменей (на 2007 г. - 29% в обоих случаях). Остальная часть опрошенных воспринимают данные обозначения иначе: 39% указывают, что слово "СИБИРСКИЕ" указывает на сорт, рецепт пельменей, в отношении слова "СИБИРСКАЯ" на сорт, рецепт пельменей указали 25% респондентов. 14% респондентов связали данное обозначение с указанием на место производства пельменей. Вместе с тем, данные социологического исследования [24] правообладателя свидетельствуют о том, что обозначения "СИБИРСКИЕ", "Сибирские", маркирующие "пельмени", известны 76,8% потребителей. При этом, 83, 3% респондентов показали, что обозначения "СИБИРСКИЕ", "Сибирские" маркируют пельмени и являются товарными знаками конкретного производителя. 72,6% опрошенных затруднились ответить, что обозначения "СИБИРСКИЕ", "Сибирские" указывают на место производство товаров. Примерно две трети потребителей в целом (64,1%) считают, что пельмени "Сибирские", "СИБИРСКИЕ" производятся одним производителем. С учетом ретроспективы (на 06.11.2007 и 25.01.2011) указанные данные составили: 95,5% и 94,5% соответственно. Таким образом, доводы социологических исследований противоречат друг другу и не могут быть положены в основу выводов коллегии о соответствии / несоответствии оспариваемого товарного знака требованиям законодательства.
Кроме того, под рассматриваемым товаром 29 класса МКТУ "полуфабрикаты мясные" понимаются полуфабрикаты из натурального или рубленого мяса без термической обработки (см., например, ГОСТ 18158-72 [5]). Так, это не только "пельмени, хинкали, равиоли или манты", а также к этой позиции относятся: котлеты, фарш, куски мяса (говядина, свинина, баранина и т.д.), бефстроганов, поджарка, шашлык, азу, антрекоты, лангеты, бифштексы и т.п. [20]. В связи с этим, перечень оспариваемого товарного знака не содержит однозначного указания на такие товары, как "пельмени, хинкали, равиоли или манты".
В отношении отзыва правообладателя коллегия отмечает следующее.
Согласно документам [19] продукция (пельмени) маркируется оспариваемым товарным знаком, который размещается, в том числе на упаковке (товарный знак правообладателя по свидетельству N 485492). Продукция широко представлена на российском рынке в результате деятельности правообладателя и лицензиата (ООО "Щелковский МПК", Московская обл., п. Свердловский), в том числе на дату подачи возражения. Отгрузка пельменей производилась в различные регионы России: Московская область, Псковская область, Республика Адыгея, Оренбургская обл., республика Башкортостан, республика Марий Эл, Мордовия, Санкт-Петербург, Саратовская обл., Тамбовская обл., Смоленская обл., Ставропольский край, Тюменская обл., Удмуртия, Пензенская обл., Тверская обл., Москва, Чувашия, Калужская обл., Мурманская обл., Нижегородская обл., Кемерово, Краснодарский край, Липецкая обл., Владимирская обл., Ярославская обл. и т.д. Продукция продавалась и продается в известных магазинах: "Перекресток", "Ашан", "Билла", "Дикси", "Авоська" и т.д. Информация о пельменях "Сибирские" размещалась на Интернет-ресурсах "YouTube.com".
В решении УФАС [13], подтвержденным Арбитражным судом по делу N А40-294093/2019, отмечено использование правообладателем и его лицензиатом оспариваемого товарного знака в отношении товара, обладающего следующими потребительскими свойствами: "замороженные полуфабрикаты", "пельмени", "мясные полуфабрикаты".
Оценивая все обстоятельства в совокупности, коллегия считает, что основания для признания товарного знака по свидетельству N 498311 несоответствующим требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса в отношении рассматриваемых товаров 29 класса МКТУ отсутствуют.
Доводы возражения по пункту 3 (1) статьи 1483 Кодекса сведены к тому, что товарный знак способен ввести потребителей в заблуждение, поскольку создает необоснованную ассоциацию с Сибирью. Однако, оспариваемый товарный знак не является прямым географическим указанием, в связи с чем, введение потребителя в заблуждение в отношении места производства товаров отсутствует. При этом правопредшественники (ООО "Варус", ООО "Сибирские") правообладателя находились в Сибири. Таким образом, у коллегии нет оснований считать, что регистрация оспариваемого товарного знака произведена в нарушение требований пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 04.02.2020, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 498311.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 8 июля 2020 г. по заявке N 2011701563
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru