Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 10 октября 2016 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 10.10.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 12.10.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления.
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления.
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист - эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - Гуляева Т.П. по доверенности N1-43Д от 06.06.2016, Зиярову Н.А. по доверенности N 1-64Д от 07.10.2016
рассмотрев жалобу ООО "АгроПремиум" от 04.10.2016 N1579-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС по застройке Нижневартовского района", Уполномоченного органа - Администрация Нижневартовского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ в рамках муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Нижневартовском районе на 2014-2020 годы" по капитальному строительству объекта "Газовая котельная в п. Аган Нижневартовского района" (извещение N 0187300010316001214) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
1. По мнению Заявителя, заказчиком установлено требование о наличии у участника аукциона действующего свидетельства о допуске к видам работ по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, включающего следующий разрешенный вид работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом возможен допуск к работам лиц, не имеющих право такие работы осуществлять. Кроме того требование о наличии только лишь разрешения на генподряд (Свидетельство СРО п. 33) является избыточным и ограничивает участие организаций, имеющих право самостоятельно выполнить предусмотренные Контрактом работы, но не имеющих разрешения на организацию строительных работ (генподряд).
Кроме того, п. 33 Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г.) насчитывает 34 вида работ. Заказчик в положениях аукционной документации не конкретизирует, на какой именно вид работ из п. 33 должен иметь допуск участник аукциона, из чего следует, что участник аукциона должен иметь допуск ко всем видам работ, предусмотренных п. 33. Считаю, что данное требование избыточно и существенно ограничивает количество участников.
2. В соответствии с Разделом III "Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утверждённых Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. N 116, Разделом V "Порядка применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов", Приложением N 2 "Положению о Системе аттестации сварочного производства на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 09.06.2008 N 398а для выполнения работ, являющихся предметом закупки, требуется наличие Свидетельства НАКС о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) при изготовлении, монтаже и ремонте или реконструкции на опасных производственных объектах в следующих группах технических устройств:
Газовое оборудование:
- трубопроводы систем внутреннего газоснабжения;
- наружные газопроводы низкого, среднего и высокого давления стальные и из неметаллических материалов;
- газовое оборудование котлов, технологических линий и агрегатов;
- газогорелочные устройства;
- арматура из металлических материалов и предохранительные устройства
Аукционная документация таких требований к участникам закупки не содержит. Таким образом возможен допуск к вышеуказанным работам лиц, не имеющих аттестованной технологии сварки, а так же, как следствие, аттестованных специалистов и оборудования. Кроме того, неустановление таких требований влечет создает условия для недобросовестной конкуренции со стороны участников закупки, не обеспечивших свое соответствие требованиям законодательства.
3. В соответствии с п. 1. Части 1 ст. 33 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Проектной документацией установлено использование при строительстве товаров конкретных производителей. Так на листе 5 альбома ИТС-2013.09/1-ТП (содержится в файле "ИТС-2013.09-1-ТП.rar") установлено использование котла стального водогрейного ТТ 100-2000 (согласно номенклатуре изделия котел производится компанией Энтророс г. Санкт-Петербург), горелка комбинированная HR92 (согласно номенклатуре изделие производится компанией Cib UNIGAS Италия). Перечень товаров конкретных производителей в документации не исчерпывающий и приведен для примера.
При этом документации о проведении электронного аукциона не устанавливается возможность использования товаров, эквивалентных установленным проектной документации, которая является неотъемлемой частью документации о закупке, а так же не установлены параметры эквивалентности товаров, что существенно нарушает права участников закупки и влечет уменьшение количества участников закупки..
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ в рамках муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Нижневартовском районе на 2014-2020 годы" по капитальному строительству объекта "Газовая котельная в п. Аган Нижневартовского района" (извещение N 0187300010316001214) размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении закупок 02.09.2016.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Следовательно, условием допуска к участию в аукционе в электронной форме на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации об аукционе в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, данное требование не ограничивает количество участников и не противоречит требованиям законодательства.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 02.11.2015 N АЦ/60557/15 "О рассмотрении обращения о применении Закона о контрактной системе по вопросу установления требований к участникам закупок о наличии у них свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемых саморегулируемыми организациями, при выполнении работ на объектах нового строительства"
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По второму доводу Заявителя Комиссия Управления отмечает следующее.
Свидетельство НАКС - система добровольной сертификации персонала сварочного производства, специалистов неразрушающего контроля и разрушающих испытаний разработана Саморегулируемой организацией Некоммерческое Партнерство "Национальное Агентство Контроля Сварки.
Аттестацию НАКС обязаны проходить работники сварочного производства опасного объекта.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования о соответствии участника закупки требованиям законодательства выставляются к участнику закупки, а не к персоналу организации.
Следовательно, установление в документации об аукционе требований к участнику закупки во второй части заявки о наличии Свидетельства НАКС является неправомерным и влечет ограничение количества участников закупки.
Кроме того, частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По доводу Заявителя о том, что в документации о проведении электронного аукциона не устанавливается возможность использования товаров, эквивалентных установленным проектной документации, которая является неотъемлемой частью документации о закупке, а так же не установлены параметры эквивалентности товаров, что существенно нарушает права участников закупки и влечет уменьшение количества участников закупки Комиссия Управления отмечает следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, содержать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией.
Следовательно, при закупке работ по капитальному ремонту объекта, капитального строительства путем проведения электронного аукциона в документации об аукционе указываются содержащиеся в проектной документации показатели (характеристики работ), связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Вместе с тем, при описании объекта закупки в документации об аукционе необходимо учитывать ограничения, установленные частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Так, по общему правилу в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Каких-либо исключений из этого правила для случаев закупки строительных работ, выполняемых в соответствии с проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, Закон о контрактной системе не устанавливает.
Таким образом, при описании объекта закупки в техническом задании документации об аукционе были указаны технические характеристики и свойства применяемых материалов, изделий, оборудования (товаров) с указанием максимальных и (или) минимальных значений таких показателей без указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, что не влечет за собой ограничение количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "АгроПремиум" от 04.10.2016 N1579-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС по застройке Нижневартовского района", Уполномоченного органа - Администрация Нижневартовского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ в рамках муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Нижневартовском районе на 2014-2020 годы" по капитальному строительству объекта "Газовая котельная в п. Аган Нижневартовского района" (извещение N 0187300010316001214) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 10 октября 2016 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2016