Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
-начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Детская городская больница N10"-
-в отсутствие представителей заявителяв лице ООО "ФК САТИКОМ"надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "ФК САТИКОМ"(460000, Оренбугрская обл., г. Оренбург, ул. М. Джамиля, 6) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Детская городская больница N10"(далее - МБУ "ДГБ N10") (620137, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 9)при проведении закупки путемэлектронного аукциона (извещение N 0162300005316002037)на поставку антибактериальных лекарственных средств для МБУ "ДГБ N 10"в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "ФК САТИКОМ" (вх. N 01-11267 от 18.07.2016) на действия (бездействие) заказчикав лице МБУ "ДГБ N 10"при проведении закупки в форме электронного аукциона(извещение N 0162300005316002037) на поставку антибактериальных лекарственных средств для МБУ "ДГБ N 10".
В своей жалобе заявитель указывает на нарушения аукционной документации в части описания объекта закупки, что нарушает права и законные интересы Общества.
На основании изложенного заявитель просит признать доводы жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители заказчикас доводами заявителя жалобы не согласились, просилипризнать жалобу ООО"ФК САТИКОМ" необоснованной.
Заслушав представителей заказчика и проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
11.07.2016года на официальном сайте в сети "Интернет" заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300005316002037 и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила785 438,33 рублей.
Согласно ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 2 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями в соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлены Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N929). В частности, согласно п.1 Постановления Правительства РФ N929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в размере (за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления):
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. рублей;
2,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. рублей до 5 млрд. рублей;
5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. рублей.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств:
- лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Котношениям, возникающим при обращении лекарственных средств на территории Российской Федерации применяются нормы Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (ст.2 указанного Федерального закона).
При этом под лекарственными средствами понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (п.1 ст.4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, а также иную информацию.
Порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения и порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.3 ст.33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения (далее по тексту - Порядок) установлен Приказом Минздрава России от 09.02.2016 N 80н "Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения".
Согласно п.2 Порядка государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов для медицинского применения, и фармацевтических субстанциях, произведенных для реализации.
Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения публикуется на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети Интернет и обновляется ежедневно с сохранением размещения на указанном сайте всех предыдущих редакций реестровых записей (п.11 Порядка).
Описание объекта закупки содержится в части 3 аукционной документации (техническое задание). В соответствии с ним объектом закупки являются следующие лекарственные препараты с установленными функциональными и качественными характеристиками:
N п/п
|
Техническое требование заказчика (функциональные характеристики (потребительские свойства) и качественные характеристики товара) |
Количество, упаковка |
|
Наименование товара МНН |
Наименование, единица измерения, значение показателя (минимальное и(или) максимальное) или значение, которое не может быть изменено) |
||
1 |
Ампициллин+[Сульбактам] |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г+500 мг флакон N1 |
9600 |
2 |
Меропенем |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 500 мг N10. Стабильность готового раствора, разведенного на основе 0,9% раствора натрия хлорида при температуре 4 ° С не менее 36-48 часов, совместимость с 0.9% раствором NaCl, с 5% раствором декстрозы |
20 |
3 |
Меропенем |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг N10. Стабильность готового раствора, разведенного на основе 0,9% раствора натрия хлорида при температуре 4 ° С не менее 36-48 часов, совместимость с 0.9% раствором NaCl, с 5% раствором декстрозы |
10 |
4 |
Эритромицин |
лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 100 мг, флаконы N1. Отсутствие в противопоказаниях применения у новорожденных |
100 |
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что согласно Государственному реестру лекарственных средств препарату сМНН Меропенемс показателями, удовлетворяющими требованиям технического задания, соответствуют несколько лекарственных препаратов с торговыми наименованиями: "Дженем" (500 мг, 1000 мг), "Меропенем-Векста" (1000 мг), "Пенемера" (500 мг, 1000 мг), "Меропенем".
Таким образом, в части включения в один лот в рамках осуществляемой закупки закупаемых лекарственных препаратов с МНН Меропенемв действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Вместе с тем, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что согласно Государственному реестру лекарственных средств в нем отсутствуют зарегистрированные аналогичные по лекарственной форме и дозировке и отвечающие требованиям технического задания заказчика лекарственные средства с МНН Эритромицин. Доказательств обратного представителями МБУ "ДГБ N10" Комиссии Свердловского УФАС России представлено не было. При этом начальная (максимальная) цена контракта в рамках осуществляемого электронного аукциона превышает предельно допустимое в соответствии с Порядком значение (1 тыс. руб.).
В связи с изложенным, включение в один лот в рамках проводимогоэлектронного аукциона препарата с МНН Эритромицин с указанными в описании объекта закупки требованиями к этому товару осуществлено заказчиком в нарушение ч.1 ст.64, п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупоквлечет административную ответственность по ч.4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КОАП РФ).
Относительно довода заявителя жалобы о том, что установление в позициях 2 и 3 технического задания (МНН Меропенем) требований к стабильности готового раствора, разведенного на основе 0,9% раствора натрия хлорида при температуре 4 ° С(не менее 36-48 часов) установлено с нарушением норм законодательства о контрактной системе Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему.
Как было указано выше описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе). При этом в установлении таких показателей заказчик ограничен обязательными требованиями, установленными ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. В частности, к указанным требованиям относится требование об объективном характере устанавливаемых в техническом задании показателей, запрет на необоснованное ограничение количества участников закупки.
При этом, как следует из буквального толкования ст.13 Закона о контрактной системе, одной из целей проведения закупки является, среди прочего, выполнения функций и полномочий заказчика, осуществляющего такую закупку, возложенного на него в соответствии со спецификой его деятельности, а, следовательно, и потребностей вытекающих из этой специфики.
Установление показателя к закупаемому товару с МНН Меропенем (позиции 2 и 3 технического задания) в части требований к стабильности готового раствора, разведенного на основе 0,9% раствора натрия хлорида при температуре 4 ° С является объективным и не может ввести профессиональных участников рынка в заблуждение относительно требований к поставляемому товару. При этом доказательств того, что установленное выше требование необоснованно ограничивает права и законные интересы заявителя жалобы или иных участников на участие в рассматриваемой закупке Комиссии Свердловского УФАС России не представлено. Ввиду изложенного у комиссии антимонопольного органа нет оснований полагать, что установление в техническом задании требования к показателю стабильности готового раствора, разведенного на основе 0,9% раствора натрия хлорида при температуре 4°С(МНН Меропенем) ограничивает права ООО "ФК САТИКОМ" на участие в рассматриваемом электронном аукционе.
Кроме того, представителями заказчика также было пояснено, что установление в техническом задании требования к показателю стабильности готового раствора, разведенного на основе 0,9% раствора натрия хлорида при температуре 4°С (МНН Меропенем) является для МБУ "ДГБ N10" важной и терапевтически значимой характеристикой ввиду специфики деятельности заказчика. А именно, в МБУ "ДГБ N10" располагается отделение реанимации недоношенных детей, в связи с чем, имеется необходимость в более продолжительном хранении лекарственного средства с МНН Меропенем после разведения, так как разовая доля на одно применение препарат очень мала. При этом более длительное хранение готового раствора позволяет заказчику экономить выделяемые ему бюджетные средства во исполнение принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст.12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, оценив доводы сторон и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Свердловского УФАС России нарушений законодательства о контрактной системе в действиях МБУ "ДГБ N10" при установлении им требования к показателю "стабильность готового раствора" к закупаемому товару с МНН Меропенем (позиции 2 и 3 технического задания) не выявило.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ФК САТИКОМ" признать обоснованной в частинеправомерно включения в один лот в рамках проводимого электронного аукциона лекарственного препарата с МНН Эритромицин.
2. В действиях заказчика в лице МБУ "ДГБ N10"выявлены нарушенияч.1 ст.64, п.6 ч.1 ст.33Закона о контрактной системе.
3. Заказчикув лице МБУ "ДГБ N10", уполномоченному органу в лице Администрации г. Екатеринбурга, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 июля 2016 г. N 988-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2016