Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "АВК-Альянс" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку противоопухолевого средства-антиметаболита для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2016 года (извещение N 0869200000216000652) в присутствии:
представителей ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - организатор торгов, уполномоченный орган), действующих на основании доверенностей N б/н от 12.01.2016, N 3 от 06.06.2016, N б/н от 23.06.2016, N 41 от 14.07.2016,
в отсутствие:
представителей ООО "АВК-Альянс" (далее - заявитель, Общество),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 09.08.2016 поступила жалоба ООО "АВК-Альянс" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку противоопухолевого средства-антиметаболита для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2016 года (извещение N 0869200000216000652) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" 14.07.2016 объявило о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 019 956 рублей 72 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 22.07.2016 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заявка участника ЗАО "Фармгид" признана аукционной комиссией соответствующей требованиям документации о закупке. По мнению заявителя, указанные действия аукционной комиссии являются неправомерными.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и на заседании Комиссии пояснили следующее.
На участие в закупке поступило пять заявок. Участниками с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4 к поставке предложены товары различных российских производителей. Вместе с тем, в составе заявки с порядковым номером 4 отсутствует сертификат о происхождении товара. На момент рассмотрения аукционной комиссией заявок срок действия представленных участниками с порядковыми номерами 2, 3 сертификатов о происхождении товара истек. В заявке с порядковым номером 5 указана информация о товаре иностранного происхождения. В связи с этим, ограничение, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, а также пунктом 21 Информационной карты документации об электронном аукционе, не применяется. Таким образом, аукционной комиссией принято решение о соответствии всех заявок участников требованиям аукционной документации.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка лекарственного препарата с МНН "Гемцитабин".
До 01.03.2016 года информация об указанном препарате содержалась в утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год. С 01.03.2016 года применяется утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) применяется в отношении лекарственных препаратов, включенных в указанные перечни.
В соответствии с пунктом 1 Постановления заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Информация об установлении ограничения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, содержится в пункте 21 информационной карты документации об электронном аукционе.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано пять заявок.
Участником с порядковым номером 5 к поставке предложен лекарственный препарат с торговым наименованием "Онгецин" производства компании "Новалек Фармасьютикал Пвт. Лтд." (Индия). Участниками с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3, 4 к поставке предложены лекарственные препараты с торговыми наименованиями "Гемцитар" (Россия) и "Гемцитовер" (Россия).
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 27.07.2016 все заявки допущены к участию в электронном аукционе.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией принято решение о соответствии всех заявок требованиям аукционной документации.
Как считает заявитель, действия аукционной комиссии в части признания заявки ЗАО "Фармгид" соответствующей требованиям документации о закупке являются неправомерными.
Рассмотрев представленные сторонами документы, сведения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru, на территории Российской Федерации зарегистрировано восемнадцать торговых наименований лекарственного препарата с МНН "Гемцитабин".
В заявке с порядковым номером 5 ООО "ФК Сатиком" указано следующее наименование страны происхождения предлагаемого к поставке товара: Индия. В составе второй части заявки Обществом на предлагаемый препарат "Онгецин" представлено регистрационное удостоверение N ЛСР-005294/10 от 08.06.2010. Согласно указанному регистрационному удостоверению препарат "Онгецин" производится компанией Новалек Фармасьютикал Пвт. Лтд., Индия. При этом все стадии производства осуществляются в компании Новалек Фармасьютикал Пвт. Лтд., Индия. Указанный факт также подтверждается сведениями с официального сайта http://grls.rosminzdrav.ru.
Заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4 поданные ООО "САВ-Фарм", ООО "САВ-МЕД", ООО "АВК-Альянс", ЗАО "Фармгид" содержат предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения. В составе второй части заявки участниками на лекарственные препараты "Гемцитар" и "Гемцитовер" представлены регистрационные удостоверения N ЛСР-000299/10 от 25.01.2010, N ЛСР-010506/08 от 24.12.2008. Согласно регистрационному удостоверению N ЛСР-000299/10 от 25.01.2010 препарат "Гемцитар" производится компанией ЗАО "Биокад" (Россия). Исходя из содержания информации, содержащейся в Государственном реестре лекарственных средств, все стадии производства данного препарата осуществляются в компании ЗАО "Биокад" (Россия). В соответствии с регистрационным удостоверением ЛСР-010506/08 от 24.12.2008 препарат "Гемцитовер" производится ООО "ЛЭНС-Фарм" (Россия). Согласно информации с официального сайта http://grls.rosminzdrav.ru все стадии производства лекарственного препарата осуществляются в компании ООО "ЛЭНС-Фарм" (Россия).
Кроме того, в целях подтверждения страны происхождения предлагаемых к поставке товаров ООО "САВ-Фарм", ООО "САВ-МЕД", ООО "АВК-Альянс" в составе заявок представлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 сертификаты о происхождении товара. В составе заявки ЗАО "Фармгид" такой документ отсутствует.
В соответствии с устными пояснениями представителей организатора торгов, на момент рассмотрения аукционной комиссией заявок на участие в аукционе срок действия сертификатов, представленных ООО "САВ-МЕД", ООО "АВК-Альянс" в качестве подтверждения страны происхождения лекарственного препарата "Гемцитовер", истек (действителен до 03.08.2016). Более того, согласно пункту 3.7 Приказа ТПП РФ от 21.12.2015 N 93 "О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов)" (далее - Приказ ТПП РФ от 21.12.2015 N 93) сертификат формы СТ-1 прекращает свое действие после завершения закупки товара для обеспечения государственных или муниципальных нужд, для которой он был предназначен. С учетом указанных обстоятельств, Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, в данном случае, не применимо.
Вместе с тем, рассмотрев представленный организатором торгов Приказ ТПП РФ от 21.12.2015 N 93, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что пункт 3.7 указанного документа имеет исключение, в соответствии с которым на товары - лекарственные препараты допускается выдача сертификатов формы СТ-1 сроком действия до шести месяцев в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящего Положения. Согласно пунктам 6.1, 6.3 Приказа ТПП РФ от 21.12.2015 N 93 сертификаты формы СТ-1 сроком действия до шести месяцев выдаются уполномоченными ТПП исключительно производителям товаров - лекарственных препаратов при условии наличия Годового акта экспертизы на такие товары. Производитель товара, получивший сертификат формы СТ-1 сроком действия до шести месяцев, вправе предоставлять заверенную им копию такого сертификата заинтересованным лицам - участникам закупок в целях его использования при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом срок применения такой копии не может превышать срока действия оригинала сертификата.
Как установлено материалами дела, в составе заявок ООО "САВ-Фарм", ООО "САВ-МЕД", ООО "АВК-Альянс" представлены копии сертификатов о происхождении товара, заверенные производителями ЗАО "Биокад", ООО "ЛЭНС-Фарм". Следовательно, в рамках данной ситуации пункт 3.7 Приказа ТПП РФ от 21.12.2015 N 93 не применим.
Более того, организатором торгов не оспаривается факт того, что на момент подачи заявок представленные ООО "САВ-МЕД", ООО "АВК-Альянс" сертификаты о происхождении товара являлись действующими. По мнению антимонопольного органа, указанный факт свидетельствует о надлежащем исполнении участниками закупок обязанности по подтверждению страны происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата.
Ссылка представителей организатора торгов на совместное письмо Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России N 6723-ЕЕ/Д28и/ЦС-14384/19/25-0/10/2-1416/АЦ/15615/16 от 14.03.2016, согласно которому при наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 Постановления N 1289, но не содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, ограничение, установленное Постановлением N 1289, не применяется и иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, не признаются не соответствующими требованиям и не подлежат отклонению, является некорректной. Так, одним из критериев соответствия заявки пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 является наличие предложений о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является государство-член Евразийского экономического союза. Вместе с тем, заявка ООО "ФК Сатиком" содержит предложение о поставке товара иностранного происхождения. В связи с чем, заявка Общества не соответствует пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
Таким образом, на участие в определении поставщика подано три заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов двух различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара.
В соответствии с совместным письмом Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России N 6723-ЕЕ/Д28и/ЦС-14384/19/25-0/10/2-1416/АЦ/15615/16 от 14.03.2016 при наличии не менее двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 Постановления N 1289, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, подлежат отклонению.
В данном случае, заявка ООО "ФК Сатиком" содержит предложение о поставке иностранного лекарственного препарата. В заявке ЗАО "Фармгид" предложен товар, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не представлен сертификат о происхождении товара. С учетом изложенного, заявки ООО "ФК Сатиком", ЗАО "Фармгид" должны быть отклонены аукционной комиссией.
Однако в нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 аукционной комиссией принято решение о соответствии заявок ООО "ФК Сатиком", ЗАО "Фармгид" требованиям аукционной документации.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "АВК-Альянс" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку противоопухолевого средства-антиметаболита для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2016 года (извещение N 0869200000216000652) обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать организатору торгов, заказчикам, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 августа 2016 г. N 604-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2016