Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 августа 2016 г. N 9
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела Новикова Ю.Л.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
рассмотрев материалы дела N 9 по внеплановой проверке в связи с поступившей информацией о нарушении ТФОМС Тюменской области законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку неисключительных прав на использование программного обеспечения Microsoft Ofice 365 (реестровый номер закупки 026100000716000019),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России от ООО "Новые облачные технологии" (далее также заявитель) поступила информация, из которой следовало, что заказчиком при проведении электронного аукциона на поставку неисключительных прав на использование программного обеспечения Microsoft Ofice 365 (реестровый номер закупки 026100000716000019) нарушено законодательство Российской Федерации о контрактной системе, а также требования Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд".
Заявитель указывает, что документация об электронном аукционе содержит указание на товарный знак " Microsoft " без включения слов "или эквивалент", что по мнению заявителя ограничивает число участников закупки.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России 01.07.2016 N 257 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона на поставку неисключительных прав на использование программного обеспечения Microsoft Ofice 365.
В рамках проводимой внеплановой проверки, у заказчика (ТФОМС Тюменской области) были истребованы дополнительные документы, Комиссией по результатам проведенной внеплановой проверки установлены следующие обстоятельства.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы подателя обращения, а также представленные письменные возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование), в силу пункта 2 которого обоснование невозможности соблюдения такого запрета подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Указанный Порядок в пункте 3 закрепляет требования к обоснованию: оно должно содержать указание на обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 указанного Порядка; класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки; требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение; функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 указанного Порядка).
Согласно пункту 4 названного Порядка обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок; в соответствии с пунктом 6 Порядка размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что 27.05.2016 года ТФОМС Тюменской области на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее по тексту - Официальный сайт), размещено извещение о проведении электронного аукциона N 19/16ЭА (0267100000716000019) на поставку неисключительных прав на использование программного обеспечения Microsoft Ofice 365 с начальной максимальной ценой контракта 587 455,30 рублей.
Согласно п.9 Извещения о проведении электронного аукциона N 19/16ЭА объектом закупки является поставка неисключительных прав на использование программного обеспечения Microsoft Ofice 365.
Приложением N 2 к аукционной документации (Техническое задание) определены функциональные характеристики закупаемого товара (программное обеспечение Microsof Office 365 Бизнес).
Пунктом 23 Извещения о проведении электронного аукциона N 19/16ЭА определено, что обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного госмударства, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержится в Приложении N 4 к документации об электронном аукционе.
Приложение N 4 к документации об электронном аукционе содержит Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности в обозначеннном Обосновании заказчик указывает, что в программном обеспечении, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и прграммное обеспечение, планируемое к закупке, отсутствует следующий необходимый заказчику функционал:
- Система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота ("Дело") - TrueConf Server - ДИДЖИТАЛ ДИЗАЙН: Защищенная мобильность - ДИДЖИТАЛ ДИЗАЙН: Мобильное рабочее место Руководителя - Информационно-справочная система "Кодекс" - 1С-Битрикс24 (Корпоративный портал) - 1С-Битрикс24 (Холдинг) - 1С-Битрикс24 (Команда) - 1С-Битрикс24 (Проект+) - 1С-Битрикс24 (Компания) - ABBYY FineReader - ABBYY PDF Transformer - ABBYY Comparator - ABBYY Business Card Reader - ABBYY Screenshot Reader - Система электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов "Е1 Евфрат" - Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ" - СБиС++ Бухгалтерия - "Майнд" - Инструментальная система управления базами данных "CronosPRO" - ДИДЖИТАЛ ДИЗАЙН: Автоматизация внутреннего аудита, контроля и оценки рисков - Mobile Doc Scanner - СБиС++ Электронная отчетность - Naumen Contact Center - IQ300 - ABBYY FlexiCapture - ABBYY FineReader Engine - Справочная правовая система (СПС) КонсультантПлюс - Справочная правовая система "Бюджетные организации" - Программный продукт "Litoria Desktop" - VALO - Naumen DMS - Сервер телефонных приложений Smartphone - Информационно-справочная система "Техэксперт" - Автоматизированная информационная система "Контингент" - 1С: Документооборот государственных учреждений 8 - 1С:Документооборот 8 - Автоматизированная информационная система "Дневник-ПОО" - Система Галактика ERP - Система управления документами и задачами "ТЕЗИС" - "АРХИВНОЕ ДЕЛО" - опция "Мобильный кабинет" - опция "ИНФОРМЕР - NextGIS Manager - DIRECTUM - опция "Поиск по штрих-коду" для системы "Дело" - опция "Партионная почта" - опция "Печать штрих-кода" для системы "ДЕЛО" - опция "Оповещение и уведомление" - Web-система СБиС - Автоматизированная информационная система "Зачисление в профессиональную образовательную организацию" - Коммуникационная платформа "Oktell" - Альт Линукс Школьный - опция "Поточное сканирование" для системы "ДЕЛО" - опция "Сканирование" для системы "ДЕЛО" - Actionspace - опция "EosDesktopService" - Бест:Энергоэффективность и энергетическое обеспечение производственного предприятия - Система оперативного управления компанией "МОТИВ" - опция "Сервер Электронного Взаимодействия" - подсистема "АРМ РУКОВОДИТЕЛЯ" - подсистема "iEOS" - подсистема "EOSmobile" - Communication Services - eDocLib - Система оперативного управления "Эталон" в конфигурации "Документооборот, версия для планшетных ПК", версия 2 - Система оперативного управления "Эталон" в конфигурации "Документооборот", версия 2 - Docsvision Mobile Server - подсистема "ДЕЛО-WEB" - Docsvision Обращения граждан - Docsvision Договоры - Docsvision Управление совещаниями - Docsvision Топ-Менеджер, клиент для iPad - Программа проверки достоверности "Контроль ДТ" - Автоматизированное рабочее место декларанта "Феанор" - Спутник - Spotlight - RasterID - RasterDesk - VideoMost Server - "Цезарь-Р". Программа для ЭВМ, предназначенная для преобразования речи в текст. |
Средства и инструменты для: - создания и работы с текстовыми документами; - создания и работы электронными таблицами и анализом данных (с количество строк в электронной таблице не менее одного миллиона штук); - создания и демонстрации презентаций; - хранения и совместной работы с текстовыми, графическими и видео-заметками; - создания и совместной работы с базами данных; - создания, редактирования и распространения публикаций и маркетинговых материалов. |
- МойОфис Профессиональный - МойОфис Стандартный - МойОфис Почта - МойОфис Частное Облако - МойОфис Хранилище
|
- работа в домене Active Directory (используемым заказчиком), полная совместимость с Active Directory и не иметь ограничений при использовании в сети; - обеспечение синхронизации адресной книги почтового клиента, в т.ч. с мобильными устройствами; - обеспечение полной, гарантированной совместимости работы с имеющимися у Заказчика приложениями, использующими .NET framework разработаннми и сертифицированными для работы под ОС Microsoft Windows Win 7, Win 8.1; - средства автоматизированного контроля наличия и удаления скрытых атрибутов электронных документов (идентификационные (персональные) и ведомственные данные, свойства, теги и прочие; в "наборах свойств" электронных документов, в скрытых областях, колонтитулах и т.п.); - средства интеграции с программным обеспечением криптографической защиты информации, предоставляемым российскими производителями (КриптоПро, Инфотекс, Сигнал-КОМ и прочими), в целях формирования и проверки электронных цифровых подписей на основе алгоритмов алгоритмам ГОСТ Р 34.10-2001/ГОСТ Р 34.10-2012; - средства обеспечения целостности и защиты конфиденциальных электронных документов (запрет (ограничение) операций просмотра, печати, копирования/сохранения, редактирования для отдельных (категорий) пользователей); - средства ограничения (в соответствии с регламентами ИБ) перечня сетевых и локальных папок (каталогов), доступных для сохранения электронных документов; - средства автоматизированного получения требуемых данных из веб-источников (1С, Битрикс, СЭД Директум, ЭОС, Sharepoint и прочих) с последующим форматированием; - средства изменения интерфейса программы путем добавления, удаления, перемещения или группирования интерфейсных элементов в зависимости от задач конкретных пользователей; - средства автоматического формирования заголовков табличных документов на основании имен полей таблиц данных, импортируемых из транзакционных (реляционных) баз данных и OLAP-кубов MS SQL Server; - средства добавления в электронный документ "водяных знаков" в целях защиты (подтверждения) прав интеллектуальной собственности или указания на значимость электронного документа; - чтение и сохранение файлов с подключением обработчика макросов без потери данных и искажения структуры документа; - средства расширенной аналитической обработки данных электронных таблиц, включая: - создание и использование аналитических сводных таблиц, каждая из которых одновременно может использовать несколько разнородных источников данных (файлы электронных таблиц, локальных СУБД (mdb, dbf), клиент-серверных СУБД (ODBC-источников - SQL Server, Oracle Database) и прочие), без непосредственно импорта данных в файл (электронной таблицы), содержащий сводную таблицу; - извлечение (импорт) данных из различных источников (файлы электронных таблиц, локальных СУБД (mdb, dbf), клиент-серверных СУБД (ODBC-источников - SQL Server, Oracle Database); - вычисления и анализ с использованием расширенного набора (более 100) функций (включая хронометрические); - использование инструментария обработки макросов в документах для изменения данных, пересчета формул и отображение диаграмм; - наличие в редакторе встроенных механизмов для вставки и редактирования различных типов объектов, включая OLE-объекты, фреймы, изображения и мультимедиа-файлы. Что позволяет обходиться без использования различных плагинов и дополнительных программ при работе с документами; Инструментарий работы с фильтрами данных, их представлениями в разных форматах и применение автоматических вычислений. |
Кроме того, согласно письменным пояснениям заказчика, указание в аукционной документации электронного аукциона N 19/16ЭА на товарный знак "Microsoft", обусловлено невозможностью иным образом более точно и четко описать объект закупки, поскольку у заказчика существует необходимость взаимодействия с программным обеспечением, установленным и функционирующем в ТФОМС Тюменской области в связи с чем закупка иного программного обеспечения нецелесообразна.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта рассматриваемой закупки не требуется включение слов "или эквивалент" после товарного знака "Microsoft" .
Доказательств, свидетельствующих, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к ограничению количества участников закупки, заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.06.2016 на участие в электронном аукционе N 19/16ЭА подано 15 заявок, что не свидетельствует об ограничении количества числа участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что аукционная документация N 19/16ЭА на поставку неисключительных прав на использование программного обеспечения Microsoft Ofice 365 не содержит требований, нарушающих положения законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
В результате проведения внеплановой проверки в отношении заказчика: ТФОМС Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку неисключительных прав на использование программного обеспечения Microsoft Ofice 365 (реестровый номер закупки 026100000716000019), нарушений не установлено.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС России: И.В. Веретенников
Члены Комиссии
Тюменского УФАС России: Ю.Л. Новиков
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 августа 2016 г. N 9
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2016