изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой" (далее по тексту решения - ООО "ЭкоСтрой"): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - ООО "Стройинвест"): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия)" (далее по тексту решения - МКУ "Служба единого заказчика МО "Намский улус" РС (Я)", заказчик): Макаров С.В. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "ЭкоСтрой" и ООО "Стройинвест" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству и реконструкции муниципальных автомобильных дорог МО "Партизанский наслег" и МО "Намский улус" (извещение N 0816300000716000015), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
11 июля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "ЭкоСтрой" и ООО "Стройинвест" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству и реконструкции муниципальных автомобильных дорог МО "Партизанский наслег" и МО "Намский улус" (извещение N 0816300000716000015).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 июля 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы ООО "ЭкоСтрой" следует, что приложение к аукционной документации Техническое задание "Требование к применяемым материалам" содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов. Данные действия нарушают законодательство о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Стройинвест" следует:
1. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованием статьи 45 этого Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитывается операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В этой связи, заказчику целесообразно устанавливать в извещении и документации о закупке сроки выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта. Однако в проекте контракта указано:
"10.5 Настоящий контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного исполнения сторонами обязательств, а по гарантийным обязательствам до истечения срока таковых".
В части 2 статьи 190 ГК РФ указано, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон. Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Как следует из проекта контракта, действие контракта связано с моментом его подписания (начало действия контракта) и до полного исполнения сторонами своих обязательств (окончание действия контракта).
Таким образом, окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта, следовательно, заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта, в связи с чем невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающий срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Однако в проекте контракта заказчика вышеназванная информация носит противоречивый характер:
"6.2. Обеспечением исполнения контракта является (выбрать способ):
Подрядчик предоставляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены Контракта путем внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика - 7 306 414 (семь миллионов триста шесть тысяч четыреста четырнадцать) рублей 60 коп, которые возвращаются Подрядчику не позднее, чем через 30 рабочих дней после даты исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту <_>".
"6.5. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются Поставщику на расчетный счет в течение пяти рабочих дней после подписания сторонами акта приема-передачи товара".
Конкретное условие о возврате обеспечения исполнения контракта в денежной форме обязательно должно быть включено в условия проекта контракта, который публикуется вместе с извещением. Поставщик может ознакомиться с этими сроками, и либо согласиться с ними, либо изначально не подавать заявку на торги.
Подача заявки на аукцион является юридически значимым действием. Поставщик должен просчитывать все риски и объективно оценивать свои силы по исполнению контракта, а отсутствие условия о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, затрудняет ему эту задачу.
3. В аукционной документации заказчика отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке.
4. Требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства) нарушает часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой ООО "ЭкоСтрой" не согласился и пояснил следующее:
Документация технической части аукционной документации размещена в единой информационной системе в формате PDF и Microsoft Office PowerPoint. Данные форматы являются распространенными и открытыми, не являющимися зашифрованными или защищенными иными средствами, не позволяющими ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств. Также данные форматы копируются стандартными средствами компьютерной техники, в том числе посредством скриншотов. При наличии определенной программы данные файлы можно преобразовать.
Просит признать жалобу ООО "ЭкоСтрой" необоснованной.
По доводам жалобы ООО "Стройинвест" представитель заказчика пояснил следующее:
1. в пункте 1.5 проекта контракта указан конкретный срок выполнения работ - до 01 сентября 2016 года. Срок подписания контракта по определению не может быть конкретизирован по причинам, не зависящим от воли сторон, таких как разногласия, приостановление и т.п.
2. согласны с доводом относительно неопределенности установленных в проекте контракта сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
3. В пункте 32 аукционной документации предусмотрен порядок предоставления аукционной документации, разъяснении ее положений и внесения изменений в положения данной документации, где также определены сроки предоставления разъяснений.
4. Закон о контрактной системе устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Таким образом, требования устанавливаются именно к участникам закупки, а не к предполагаемым субподрядным организациям.
Просит признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
24 июня 2016 заказчиком МКУ "Служба единого заказчика МО "Намский улус" РС (Я)" на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0816300000716000015 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству и реконструкции муниципальных автомобильных дорог МО "Партизанский наслег" и МО "Намский улус" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 73 064 146,00руб.
11 июля 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, о чем составлен протокол N 0816300000716000015-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 4 (четыре) заявки с соответствующими порядковыми номерами.
Решением Единой комиссией к участию в электронном аукционе допущены участники закупки с порядковыми номерами 1, 2, 4, отклонена от участия в электронном аукционе заявка с порядковым номером 3.
14 июля 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0816300000716000015-2.
Согласно указанному протоколу последние предложения участников электронного аукциона о цене контракта выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложенная цена |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
53344133.00 |
понижение |
26.99 % |
14.07.2016 03:35:11 |
4 |
2 |
53709453.73 |
понижение |
26.49 % |
14.07.2016 03:28:28 |
2 |
3 |
58758272.68 |
понижение |
19.58 % |
14.07.2016 03:20:49 |
1 |
18 июля 2016 года состоялось подведение итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0816300000716000015-3.
Согласно указанному протоколу Единая комиссия приняла решение признать заявки всех участников закупки соответствующими требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Победителем электронного аукциона признано ООО "Уйгу" (порядковый номер заявки - N 4).
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает жалобу ООО "ЭкоСтрой" обоснованной по следующему основанию.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о контрактной системе документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Из пункта 3 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 (далее - Положение), следует, что информация размещается в общедоступной части официального сайта после подписания документа, содержащего информацию, электронной подписью лица, уполномоченного на размещение информации на официальном сайте, а также в закрытой части официального сайта, доступ к которой осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте.
Согласно пункту 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России N 470 от 16.11.2009 года, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), что также отмечено ФАС России в письме N АЦ/26237/14 от 30 июня 2014 года.
Следовательно, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (документ в электронной форме) при этом, файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Из материалов дела установлено, что Техническое задание аукционной документации, размещенное заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www. www.zakupki.gov.ru, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате JPEG (файлы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) не обеспечивающем возможности поиска и копирования фрагментов текста, также аукционная документация содержит файлы формата "dwg" (файлы: План трассы (2).dwg, План трассы.dwg, Kонструкция дор.одежды -ПГС.dwg, Kонструкция дор.одежды -ПГС.bak, Обустройство-знаки по ГОСТу.dwg, Продольный Профиль.dwg, Типовой поперечник ЗП.dwg, Чертеж трубы Д-1м.dwg) которые используются для хранения проектных данных, что не позволяет ознакомиться с данными файлами без установления специальных программ.
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 4, части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе аукционная документация размещена на официальном сайте в формате, не обеспечивающим возможность поиска и копирования фрагментов текста.
Жалоба подлежит признанию обоснованной.
Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной по следующим основаниям.
Довод заявителя в части не установления заказчиком в проекте контракта конкретного срока его действия признается необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 10.5 проекта контракта установлено, что настоящий контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного исполнения сторонами обязательств, а по гарантийным обязательствам до истечения срока таковых.
Пункт 1.5 проекта контракта устанавливает срок исполнения обязательств подрядчика: "работы должны быть выполнены до 01 сентября 2016 г".
Пунктом 3.2. проекта контракта установлен срок исполнения обязательств заказчика по оплате оказанных услуг: "оплата производится заказчиком в течение 10 дней после подписания акта приема-сдачи".
Следовательно, период действия банковской гарантии, с учетом части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, должен быть установлен не позднее даты 11 октября 2016 года.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы в части не установления заказчиком в проекте контракта конкретного срока его действия предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройинвест" действиями заказчика.
Таким образом, довод заявителя подлежит признанию необоснованным.
Довод заявителя в части отсутствия в проекте контракта срока возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 24 раздела 1 "Общая информация" аукционной документации исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Пунктом 24.6 раздела 1 "Общая информация" аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта - 10% от НМЦК: 7 306 414 Российских рублей 60 копеек.
Следовательно, положения аукционной документации предусматривают такой способ обеспечения исполнения контракта, как внесение денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на указанный заказчиком счет.
В соответствии с пунктом 6.2 проекта контракта предоставленное подрядчиком обеспечение исполнения контракта в установленном размере возвращаются подрядчику не позднее, чем через 30 рабочих дней после даты исполнения подрядчиком своих обязательств по Контракту.
Вместе с тем, пункт 6.5 проекта контракта устанавливает, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются поставщику на расчетный счет в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания сторонами акта приема-передачи товара.
Таким образом, в проекте контракта создаются противоречащие друг другу условия о сроке возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Как следует из пояснений представителя заказчика, в проекте контракта относительно установленного срока возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта допущена техническая опечатка.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части отсутствия в аукционной документации порядка, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статья 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно пункту 32.1 раздела 1 "Общая информация" аукционной документации, устанавливающему даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, участник закупки может подать запрос с момента размещения извещения и аукционной документации и не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, заказчиком, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в аукционной документации на участие в электронном аукционе не установлены конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Довод заявителя в части не установления в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии только допуска СРО по организации строительных работ подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
По мнению заявителя, необходимо установить требование допуска СРО только по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Так, согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом данной закупки является выполнение работ по строительству и реконструкции муниципальных автомобильных дорог МО "Партизанский наслег" и МО "Намский улус".
Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Приказ N 624).
Так, пункт 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) данного Перечня включает в себя такие виды работ, как:
33.1. Промышленное строительство
33.2. Транспортное строительство
33.3. Жилищно-гражданское строительство
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.5. Объекты теплоснабжения
33.6. Объекты газоснабжения
33.7. Объекты водоснабжения и канализации
33.8. Здания и сооружения объектов связи
33.9. Объекты морского транспорта
33.10. Объекты речного транспорта
33.11. Объекты гидроэнергетики
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)
33.13. Гидромелиоративные объекты.
По мнению заявителя, заказчику следует установить требование о наличии допуска СРО только по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) по пункту 33.2. Транспортное строительство.
Из письменных пояснений заказчика следует, что Закон о контрактной системе устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Следовательно, требования устанавливаются именно к участнику закупки, а не к предполагаемым субподрядным организациям.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В части 3 статьи 52 данного Кодекса определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Таким образом, градостроительное законодательство Российской Федерации выделяет конкретные виды работ по строительству и работы по организации строительства. Строительство может осуществляться лично либо с привлечением субподрядчиков.
Согласно пункту 1 части 33 Закона о контрактной системе запрещается установление требований к товарам, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из диспозиции указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что ограничение количества участников закупки (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление требования о наличии только свидетельства о допуске к выполнению работ только по пункту 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), повлечет ограничение круга потенциальных участников закупки.
Довод заявителя в части не установления в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии только допуска СРО по организации строительных работ подлежит признанию необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия антимонопольного органа установила следующее.
Согласно извещению N 0816300000716000015 от 24 июня 2016 года предметом закупки является выполнение работ по строительству и реконструкции муниципальных автомобильных дорог МО "Партизанский наслег" и МО "Намский улус".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определены функции лица, осуществляющего строительство. Так лицо, осуществляющее строительство:
- организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;
- обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Также согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Пунктом 1.2 проекта контракта установлено, что подрядчик обязуется выполнить все работы, указанные в п. 1.1. настоящего контракта, своими силами, а также с привлечением специализированных организаций.
Поскольку проектом контракта прямо не запрещено привлечение субподрядчиков, то участник закупки (подрядчик) вправе привлечь для выполнения работ других лиц (субподрядчиков).
Причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика, обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки, обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624).
Вместе с тем, согласно пункту 34 раздела 1 "Общая информация" аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам закупки, в том числе наличие свидетельства у участника закупки, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам в соответствии с объектом закупки, если виды работ включены в Перечень видов работ, для выполнения которых требуется допуск СРО (Приказ N 624) копия действующего свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
1) 3.6.Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов;
2) 25.1.Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;
3) 25.2.Устройство оснований автомобильных дорог;
Таким образом, заказчиком в нарушение части 6 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ.
По мнению антимонопольного органа, при установлении требования в части наличия свидетельств СРО у участников закупки, заказчику необходимо установить следующее требование: "требование к участникам закупки о наличии копии действующего свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 3.6 - Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов, 25.1 - Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, 25.2. - Устройство оснований автомобильных дорог и/или наличие допуска на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоСтрой" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству и реконструкции муниципальных автомобильных дорог МО "Партизанский наслег" и МО "Намский улус" (извещение N 0816300000716000015) обоснованной
2. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству и реконструкции муниципальных автомобильных дорог МО "Партизанский наслег" и МО "Намский улус" (извещение N 0816300000716000015) частично обоснованной.
3. Признать заказчика Муниципальное казенное учреждение "Служба единого заказчика муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия)" нарушившим нарушившим часть 4 статьи 4, часть 6 статьи 31, часть 27 статьи 34, пункт 11 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, часть 5 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Муниципальному казенному учреждению "Служба единого заказчика муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я. Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 июля 2016 г. N 06-587/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2016