изготовлено в полном объеме 11 июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Росстайл" (далее - ООО "Росстайл", заявитель, Общество): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от уполномоченного органа и аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту - аукционная комиссия, Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности),
от государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница" (далее - заказчик, ГБУ РС (Я) "ЯГКБ"): Олесова З.Т. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Росстайл" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Якутская городская клиническая больница"/уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку холодильников фармацевтических (извещение N 0116200007916005173), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона о КС, Закона N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
27 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО "Росстайл" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Якутская городская клиническая больница"/уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку холодильников фармацевтических (извещение N 0116200007916005173).
29 июня 2016 года данная жалобы направлена по подведомственности в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 06 июля 2016 года в 15 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела, жалоба ООО "Росстайл" была оглашена в полном объеме и содержания которой следует, что заявителем обжалуется положение аукционной документации.
Указывают, что в аукционной документации установлено требование о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки копии собственной лицензии на производство или техническое обслуживание медицинской техники согласно Федеральному закону РФ от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
Считают, что данное требование ограничивает конкуренцию, поскольку в данной закупке могут участвовать только производители оборудования и сервисные организации. Торговые фирмы не имеют вышеуказанных лицензий и, следовательно, не могут принимать участие в закупке.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику соответствующее предписание.
Как следует из пояснений представителя Госкомзакупок РС (Я):
В своей жалобе участник закупки ООО "Росстайл" обжалует положение документации об электронном аукционе в части установления требования о предоставлении копии лицензии на производство медицинской техники или на техническое обслуживание медицинской техники.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.
Согласно подп. 4 п. 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года N 2425 заказчик устанавливает требования к участникам закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом аукциона является поставка холодильников фармацевтических, с кодом ОКДП2 "28.25.13.111".
Пунктом 2.3 проекта контракта установлено что, цена, указанная в пункте 2.2 настоящего Контракта, складывается из, в том числе:
- стоимость монтажных и пусконаладочных работ, установки, ввода и сдачи в эксплуатацию товара по адресу заказчика товара;
- гарантийного обслуживания товара;
- обучение специалистов эксплуатации товара.
В соответствии с этим заказчиком в п. 31 Информационной карты установлено требование о предоставлении копии лицензии техническое обслуживание медицинской техники или на производство (в случае если участник является производителем поставляемой техники).
Также указывает, что заявитель не вправе обжаловать положения аукционной документации, поскольку жалоба заявителя поступила в Якутское УФАС 29 июня 2016 года, т.е. истечения сроков обжалования, установленных Законом о контрактной системе в контрольный орган.
Просит признать жалобу необоснованной.
Как следует из пояснений представителя заказчика:
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, включившего в документацию требование о наличии у участника закупки собственной лицензии на производство или техническое обслуживание медицинской техники.
Заказчик считает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям:
В разделе 1 Информационной карты аукциона установлены требования к документам, содержащимся в заявке на участие в аукционе, в том числе предусмотренные пунктом 31 копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, предъявляемому законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом аукциона (лицензия на техническое обслуживание медицинской техники).
Согласно статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу пункта 17 части 1 статьи 12 Закона N 99 - ФЗ лицензированию подлежит деятельность по техническому обслуживанию медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 года N 469 утверждено Положение о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в котором закреплено понятие "медицинская техника".
Медицинская техника - это медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Письмом Минздрава Российской Федерации от 27.10.2003 года N 293-22/233 введены в действие Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденные Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003.
Согласно Методическим рекомендациям техническое обслуживание медицинской техники - комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
К видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники пунктом 5.2. Методических рекомендаций отнесены:
- ввод в эксплуатацию;
- контроль технического состояния;
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- текущий ремонт.
При этом, согласно пункту 5.3.1. названных рекомендаций ввод в эксплуатацию изделий медицинской техники охватывает комплекс работ по их распаковке, расконсервации, установке, монтажу, сборке, настройке и регулировке, сдаче-приемке в эксплуатацию.
Из разъяснений Минздрава РФ следует, что поставщик медицинской техники-посредник должен располагать, в том числе документами, полученными от предприятия-производителя и подтверждающими полномочия по обеспечению в гарантийный и в послегарантийный период технического обслуживания и ремонта поставленной медицинской техники силами собственных или уполномоченных служб технического обслуживания.
Таким образом, в целях безопасной эксплуатации медицинской техники рекомендуется возлагать на поставщика обязанность не только по передаче, вводу в эксплуатацию, но и гарантийному и послегарантийному обслуживанию такой техники, которое подлежит лицензированию.
Таким образом, заказчик правомерно и в соответствии с Законом о контрактной системе установил требование о наличии в составе 2-й части заявки копии собственной лицензии на производство или техническое обслуживание медицинской техники.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
17 июня 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора торговой площадки АО "Единая электронная торговая площадка" размещено извещение N 0116200007916005173 о проведении электронного аукциона на поставку холодильников фармацевтических, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 805 033, 35 руб.
28 июня 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007916005173-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило две заявки с порядковыми номерами 1, 2. Аукционная комиссия приняла решение допустить всех участников закупки к участию в электронном аукционе;
01 июля 2016 года проведен электронный аукцион на электронной торговой площадке АО "ЕЭТП", предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N2 |
01-07-2016 10:38:35 [GMT +9] |
745 848.98 |
RUR |
Заявка N2 |
2 |
Участник N1 |
01-07-2016 10:34:49 [GMT +9] |
749 874.15 |
RUR |
Заявка N1 |
05 июля 2016 года состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007916005173-2.
Согласно данному протоколу, аукционная комиссия приняла решение признать вторые части заявок участников закупки N 1 (ООО "Формула") и N 2 (ИП Николаев С.М.) соответствующими требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Росстайл" признала необоснованной на основании следующего.
В своей жалобе участник закупки ООО "Росстайл" обжалует положения документации об электронном аукционе в части установления требования о предоставлении копии лицензии на производство медицинской техники или на техническое обслуживание медицинской техники.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 8 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из материалов дела, в дополнительных требованиях части 2 "Описание объекта закупки", а также в п. 31 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении копии лицензии на производство медицинской техники или на техническое обслуживание медицинской техники.
П. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает, что производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 года N 469 утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее также - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании медицинская техника - это медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее - деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники) входят работы (услуги) по перечню согласно приложению (пункт 3 Положения о лицензировании).
Согласно пунктам 1 и 2 приложения к Положению о лицензировании: в части производства медицинской техники входят работы по:
а) производству медицинской техники;
б) изготовлению по индивидуальным заказам пациентов медицинской техники, к которой предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которая предназначена исключительно для личного использования конкретным пациентом.
В части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят такие работы, как:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Предметом закупки является поставка холодильников фармацевтических.
В соответствии с Перечнем отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года N 102 код ОКПД2 "28.25.13.111 - Холодильники комбинированные лабораторные" включен в данный Перечень отдельных видов медицинских изделий.
Следовательно, объектом закупки является поставка медицинской техники/медицинского изделия производство и техническое обслуживание которого подлежит лицензированию в соответствии с законодательством.
При этом, Комиссия Якутского УФАС России считает, что при определении степени обоснованности требований заказчика наличия у поставщика лицензии на производство медицинской техники или на техническое обслуживание медицинской техники, существенное значение имеют условия поставки товара, изложенные в проекте договора/контракта.
Как установлено в пункте 2.3 проекта контракта в стоимость поставки товара включены, в том числе:
- стоимость монтажных и пусконаладочных работ, установки, ввода и сдачи в эксплуатацию товара по адресу заказчика товара;
- гарантийного обслуживания товара;
- обучение специалистов эксплуатации товара;
- других обязательных платежей.
При имеющихся обстоятельствах дела, Комиссия Якутского УФАС считает, что поставщик холодильников фармацевтических, выполняющих вышеуказанные работы, по сути образующие работы по техническому обслуживанию, должен отвечать требованиями законодательства и обладать соответствующей лицензией, в связи с чем заказчик признается правомерно установившим требование о предоставлении копии лицензии на производство медицинской техники или на техническое обслуживание медицинской техники в положениях аукционной документации.
Жалоба ООО "Росстайл" подлежит признанию необоснованной.
Также антимонопольный органа отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, требование о наличии у участников закупки лицензии на производство медицинской техники или на техническое обслуживание медицинской техники не ограничивает количество участников закупки, поскольку включение в закупочную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающим целям Закона о контрактной системе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке и не является нарушение требований ст. 33 Закона о контрактной системе. Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 года N 11017/10.
Вместе с тем, на указание представителя уполномоченного органа о том, что заявитель не вправе обжаловать положения аукционной документации в связи с истечением сроков обжалования, установленных Законом о контрактной системе в контрольный орган, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что в силу ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе сроком для обжалования является срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, в рассматриваемом случае, 27 июня 2016 года.
В соответствии с п. 2.14 Административного регламента датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.
Поскольку жалоба поступила в Новосибирское УФАС России 27 июня 2016 года, то жалоба подана в сроки, установленные Законом о контрактной системе для обжалования положений аукционной документации. Довод представителя уполномоченного органа Комиссией Якутского УФАС России отклоняется.
Руководствуясь п. 1 ч 15 ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Росстайл" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Якутская городская клиническая больница"/уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку холодильников фармацевтических (извещение N 0116200007916005173) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 июля 2016 г. N 06-554/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2016