изготовлено в полном объеме 29 августа 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Т.А. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - ООО "Стройинвест", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Наслежной администрации муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) (далее также - НАМО "Тумульский наслег", заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменное пояснение,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Наслежной администрации муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса " с.Тумул Хангаласского улуса РС(Я) (извещение N 0116300017516000008), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
17 августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика Наслежной администрации муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса " с.Тумул Хангаласского улуса РС(Я) (извещение N 0116300017516000008).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 24 августа 2016 года в 11 часов 50 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобы ООО "Стройинвест" следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации:
1. В техническом задании содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности:
- Техноэласт Барьер ЭПС
- Линолеум полукоммерческий гетерогенный "Tarkett Force".
2. В извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации неправомерно отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
3. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной сфере в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты работы. При этом заказчик самостоятельно решает, в каком порядке и в какие сроки работа будет оплачиваться.
Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке, а также в проекте контракта возможность выплаты аванса в любом размере, за исключением заказчиков, которые обязаны соблюдать ограничения по авансированию, установленные соответствующими нормативными правовыми актами.
У заказчиков - бюджетных учреждений, как правило, ограничения по авансированию отсутствуют, за исключением случаев, если особые условия авансирования не установил учредитель. Следовательно, бюджетные учреждения вправе предусматривать авансы в любом размере, что также подтверждается письмом Минфина России от 29 июля 2014 г. N 02-01-07/37190.
При этом, учитывая положения ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной сфере, формулировки о порядке оплаты, в том числе о выплате аванса, должны быть конкретными.
В проекте контракта заказчиком не установлен срок выплаты аванса:
"3.1. Авансирование 10% от годового финансирование бюджета".
По мнению заявителя, в аукционной документации, проекте контракта заказчиком не указан надлежащий порядок оплаты выполненных работ в части выплаты аванса.
4. Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 03.08.2016 года в 18 ч 02 м.
Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок - 18.08.2016 года в 09 ч 00 м.
По мнению заявителя, заказчиком установлен неправомерный срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указание товарного знака возможно, если это не влечет за собой ограничения количества участников закупки. При этом жалоба заявителя не содержит указания на ограничения количества участников закупки.
2. Генеральный подрядчик имеет право привлечь субподрядчика с наличием лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
3. Согласны с доводом жалобы в части не указания порядка выплаты аванса.
Считают изложить данный пункт проекта контракта в следующей формулировке: "3.1. Авансирование 10% от цены муниципального контракта".
4. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе сроки окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе указаны в календарных днях.
Более того, функционал официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru представил возможность опубликовать извещение о проведении электронного аукциона без указания нарушений.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
03 августа 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещено извещение N 0116300017516000008 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса " с.Тумул Хангаласского улуса РС(Я) и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 28 747 369,00 руб.
19 августа 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300017516000008 -1.
Согласно данному протоколу на участие в электронном аукционе от оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" поступило 4 (четыре) заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4.
Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, приняла решение о допуске к участию в закупке заявок участников закупки с порядковыми номерами 1, 2, 4, и об отказе в допуске участнику закупки с порядковым номером 3.
22 августа 2016 года состоялась процедура проведения электронного аукциона. Ценовые предложения участников, согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0116300017516000008-2, выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
28603632.15 |
понижение |
0.50 % |
22.08.2016 04:26:31 |
1 |
22 августа 2016 года состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол 0116300017516000008-3.
Согласно указанному протоколу, аукционная комиссия приняла решение о признании единственной заявки на участие в электронном аукционе, соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод жалобы об указании в техническом задании товарных знаков "Технопласт Барьер ЭПС", линолеум полукоммерческий гетерогенный "Tarkett Force" без обязательной оговорки об эквивалентности признается обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено следующее:
В пункте 1.1 проекта контракта указано, что заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса" с.Тумул Хангаласского улуса" (далее - Работы) по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с. Тумул, ул.Семилетка, д.14 (далее - Объект) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, техническим заданием (приложение N1 к контракту), прилагаемые к настоящему контракту и являющиеся его неотъемлемой частью.
В разделе 3 "Описание объекта закупки" Техническое задание аукционной документации установлены виды работ, а также товары, используемые при выполнении работ, в том числе:
118. Техноэласт Барьер ЭПС
128. Линолеум полукоммерческий гетерогенный "Tarkett Force".
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что указанное в техническом задании обозначения Техноэласт Барьер ЭПС, Tarkett Force", являются товарными знаками. Также антимонопольный орган отмечает, что информация, находящаяся в сети Интернет, нельзя признать достоверным доказательством, поскольку сайт имеет информационно-рекламный характер для потенциальных покупателей. Таким образом, вышеуказанный довод заявителя не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
2. Довод в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений признан необоснованным на основании следующего.
Предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса" с.Тумул Хангаласского улуса РС(Я).
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено материалами дела, установлена стоимость приобретения материалов/товаров пожарной сигнализации, при этом, работы, относящиеся в лицензируемой деятельности в соответствии с Постановлением Правительства N 1225 от 30.12.2011 г. не указаны.
Из материалов дела установлено, что согласно раздела 3 "Описание объекта закупки" Техническое задание аукционной документации в перечень выполняемых работ входит, в том числе следующее:
Охранно пожарная сигнализация | ||
2230. |
Пожарная сигнализация |
Количество и объем по проекту |
2231. |
Оповещение о пожаре |
Количество и объем по проекту |
В пункте 1.1 проекта контракта указано, что заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса" с.Тумул Хангаласского улуса" (далее - Работы) по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с. Тумул, ул.Семилетка, д.14 (далее - Объект) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, техническим заданием (приложение N1 к контракту), прилагаемые к настоящему контракту и являющиеся его неотъемлемой частью.
Вместе с тем, поскольку проектно-сметная документация отсутствует в составе аукционной документации, из раздела 3 "Описание объекта закупки" Техническое задание прямо не следует, что вышеуказанные работы, относятся к лицензируемой деятельности в соответствии с Постановлением Правительства N 1225 от 30.12.2011 г. и требуют монтаж охранно-пожарной сигнализации.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
При этом антимонопольный орган отмечает, что если в перечень работ выполняемых подрядчиком, входят в том числе работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации.
Согласно пункту 6 части 5 стати 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участникам закупки должны находить отражение в аукционной документации в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) определен перечень видов деятельности, которые должны выполняться на основании лицензий (разрешений), выданных федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее также - Постановление Правительства РФ N 1225) определен порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - лицензирующий орган, МЧС).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее также - работы, услуги).
Приложением к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В данный перечень входят монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Следовательно, Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением Правительства РФ N 1225 предусмотрено императивное требование о выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений исключительно на основании лицензии.
Таким образом, наличие лицензии МЧС России является обязательным условием для осуществления указанной деятельности на всех стадиях жизненного цикла объектов защиты, в том числе при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В этой связи, в целях соблюдения законодательства Российской Федерации участникам закупки необходимо иметь лицензию МЧС России.
В отношении указания заказчика на то, что генеральный подрядчик имеет право привлечь субподрядчика с наличием лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Антимонопольный орган отмечает, что заказчику необходимо внести изменения в аукционную документацию в части включения требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии либо выделить лицензируемые виды работ в отдельную закупку/лот.
3. Довод заявителя о не указании в аукционной документации, проекте контракта надлежащего порядка оплаты выполненных работ в части выплаты аванса признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Материалами дела установлено следующее.
В части 3 "Порядок оплаты выполненных работ" проекта контракта указано следующим образом:
3.1. Авансирование 10% от годового финансирование бюджета.
Вместе с тем, при формулировке "годового финансирования бюджета" определить срок доведения лимитов бюджетных обязательств по данному объекту на соответствующий финансовый год не представляется возможным.
Кроме того, как следует из письменного пояснения заказчика, данный пункт проекта контракта должен быть изложен в другой формулировке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком нарушено требование части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
4. Довод в части установления срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, не соответствующего нормам Закона о контрактной системе признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 28 747 369,00 руб.
Как следует из информации, опубликованной на официальной сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона размещено 03 августа 2016 года, срок окончания подачи заявок на участие в аукционе установлен до 18 августа 2016 года 09 ч 00 м (по местному времени).
Аналогичные сроки установлены в пункте 25 раздела 2 "Информационная карта" аукционной документации.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе).
Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми делено его начало.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Таким образом, в силу указанных норм права установленный срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе следует признать неправомерным.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в действиях заказчика установлено нарушение требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, в пункте 19 раздела 2 "Информационная карта" аукционной документации установлено наличие документа, подтверждающего соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
- свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации на виды работ по контракту на осуществление строительного контроля;
Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Перечень).
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика.
Таким образом, из положений аукционной документации не представляется возможным установить свидетельство о допуске к какому именно виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны быть представлены в составе заявки на участие в электронном аукционе.
Следовательно, действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащим образом требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: "участник закупки не является офшорной компанией".
В нарушение вышеуказанной нормы, данное требование заказчиком не установлено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем размещения в единой информационной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса " с.Тумул Хангаласского улуса РС (Я).
В силу положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи (43 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации.
В соответствии с частью 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Материалами дела установлено, что согласно пункту 1.1 проекта контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса" с.Тумул Хангаласского улуса" (далее - Работы) по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с. Тумул, ул.Семилетка, д.14 (далее - Объект) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, техническим заданием (приложение N1 к контракту), прилагаемые к настоящему контракту и являющиеся его неотъемлемой частью.
Таким образом, подрядчик, исполняя свои обязательства по контракту, обязан руководствоваться и проектно-сметной документацией.
Комиссия антимонопольного органа, изучив представленные материалы дела, а также информацию, находящуюся на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, установила, что заказчиком не размещена на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru проектно-сметная документация как описание объекта закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, про ведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Поскольку описание объекта закупки является неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте единой информационной системы, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования положений ч. 2 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе в части не размещения проектной документации в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Наслежной администрации муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Культурно-спортивного комплекса " с.Тумул Хангаласского улуса РС(Я) (извещение N 0116300017516000008) частично обоснованной.
2. Признать заказчика Наслежную администрацию муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) нарушившим ч. 2 ст. 7, п. 1, 10 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 12 ст. 34, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Наслежной администрации муниципального образования "Тумульский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 августа 2016 г. N 06-717/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2016