изготовлено в полном объеме 05 октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Дельрус-Регион" (далее по тексту - ООО "Дельрус-Регион", Общество, заявитель): Ларионов А.Н., Чилин Д.А. (представители по доверенностям);
от заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Минздрав РС(Я)) - Бубякина И.И., Харлампьева И.И. (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Дельрус-Регион" на действия заказчика Минздрав РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для предупреждения внутрибольничных инфекций - моечно-дезинфекционной машины с принадлежностями (изв. N 0116200007916006546), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
23 сентября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Дельрус-Регион" на действия заказчика Минздрав РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для предупреждения внутрибольничных инфекций - моечно-дезинфекционной машины с принадлежностями (изв. N 0116200007916006546).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 30 сентября 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Дельрус-Регион" пояснили следующее.
1. Заказчик нарушил процедуру заключения контракта по итогам электронного аукциона, установленную статьей 70 Закона о контрактной системе, предъявив к поставляемому товару требования, отсутствовавшие в аукционной документации (год выпуска оборудования, являющегося предметом поставки), путем направления протокола разногласий к проекту контракта, в котором была исправлена дата изготовления оборудования, являющегося предметом поставки.
Между тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено право заказчика по направлению протокола разногласий в ходе заключения контракта по итогам электронного аукциона.
Таким образом, заказчик на этапе заключения контракта предъявил дополнительные требования к закупаемому товару, не известные участникам закупки на этапе подачи заявок.
Указывают, что ООО "Дельрус-Регион" планировало поставить новое, не использовавшееся ранее оборудование 2013 года выпуска, при этом, если бы Общество обладало информацией о том, что заказчику требуется оборудование не позднее 2015 года выпуска, оно не подавало бы заявку на участие в электронном аукционе, поскольку оборудование более позднего года выпуска имеет более высокую цену и его поставка являлась бы экономически убыточным мероприятием.
2. Минздрав РС(Я), после отказа принятия заявителем протокола разногласий, в котором заказчик поменял год выпуска оборудования, было принято решение об отказе от заключения с ООО "Дельрус-Регион" контракта в связи с предоставлением ООО "Дельрус-Регион" недостоверной информации - сведений о годе выпуска оборудования, предлагаемого к поставке.
Однако Общество не могло предоставить недостоверные сведения о годе выпуска оборудования, поскольку такие сведения в заявке ООО "Дельрус-Регион" отсутствовали вовсе, по причине не установления заказчиком соответствующих требований.
Указывают, что ошибочным является вывод заказчика о том, что оборудование, предлагаемое заявителем к поставке должно быть изготовлено не ранее 2015 года, в связи с представлением ООО "Дельрус-Регион" в составе своей заявки регистрационного удостоверения на медицинское изделие N РЗН 2015/3104 от 21.09.2015 г.
Указанное регистрационное удостоверение было выдано в связи с истечением срока и перерегистрацией старого регистрационного удостоверения ФС N 2005/1034, которое действовало до 02.08.2015 г., что подтверждается данными официального сайта Росздравнадзора.
Подчеркивают, что поскольку заявка ООО "Дельрус-Регион" подавалась после истечения срока действия регистрационного удостоверения на медицинское изделие ФС N 2005/1034, Общество представило в составе своей заявки копию действующего регистрационного удостоверения.
При этом медицинское оборудование (моечно-дезинфекционная машина с принадлежностями) 2013 года и 2015 года выпуска не имеет никаких технических и конструктивных различий.
Просят признать жалобу обоснованной, действия заказчика, выразившиеся в уклонении от заключения государственного контракта с ООО "Дельрус-Регион" неправомерными, выдать заказчику предписание об отмене протокола отказа от заключения контракта с ООО "Дельрус-Регион" от 19.09.2016 г., подписании государственного контракта с ООО "Дельрус-Регион" в установленном Законом о контрактной системе порядке.
Представители заказчика с жалобой ООО "Дельрус-Регион" не согласились и пояснили следующее.
07 сентября 2016 года заказчиком был сформирован проект государственного контракта и направлен победителю электронного аукциона ООО "Дельрус-Регион" на подписание. При этом спецификация государственного контракта была заполнена ООО "Дельрус-Регион" и направлена в адрес заказчика по электронной почте.
12 сентября 2016 года ООО "Дельрус-Регион" представило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в сумме 337 271,73 руб., контракта и подписало проект государственного контракта, в котором годом выпуска оборудования значился 2013 год. Указанное, а именно факт указания победителем закупки года выпуска оборудования "не ранее 2013 года", заказчиком было установлено после подписания контракта со стороны ООО "Дельрус-Регион".
13 сентября 2016 года заказчик направил в адрес ООО "Дельрус-Регион" протокол разногласий со следующим текстом: "Согласно поданной заявке победителя аукциона в составе первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе по извещению N 0116200007916006546, регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 21.09.2015 г. N РЗН 2015/3104 (выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения), декларации о соответствии, принятой 19.08.2016 г. на основании протокола N 605-374-2-16/БМ от 28.07.2016 г. испытательной лаборатории общества с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСМАРКЕТ", аттестата аккредитации регистрационный N РОСС RU.0001.04ИБРО с 14.01.2016 г., регистрационного удостоверения N РЗН 2015/3104 (выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения), в Приложениях N 1 и N 2 государственного контракта год выпуска оборудования изложить в следующем порядке: не ранее 21 сентября 2015 года".
15 сентября 2016 года ООО "Дельрус-Регион" отклонило проект контракта, направленный заказчиком и направило протокол разногласий, в котором было указано: "в спецификации (Приложениях N 1 к Контракту от "___"____________2016 г. N Ф.2016.260714) фразу: "не ранее 21 сентября 2015 года" заменить фразой: "Год выпуска: 2013 г.". В Технических требованиях (Приложениях N 2 к Контракту от "___"____________2016 г. N Ф.2016.260714) фразу: "не ранее 21 сентября 2015 года" заменить фразой: "Год выпуска: 2013 г.".
19 сентября 2016 года заказчиком сформирован и подписан протокол об отказе от заключения государственного контракта по следующему основанию: "Предоставление участником недостоверной информации в отношении своего соответствия требованиям, установленным статьей 31 Федерального закона 44-ФЗ (часть 9 статьи 31 Закона 44-ФЗ)".
20 сентября 2016 года указанный протокол опубликован на сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Указывают, что помимо вышеизложенного, заказчиком в адрес официального представителя производителя оборудования KEN A/S был направлен запрос о подтверждении/опровержении достоверности сведений, указанных ООО "Дельрус-Регион" в отношении технических характеристик оборудования, предлагаемого к поставке.
Письмом исх. N 210916-1627/06СМ от 21.09.2016 г. уполномоченный эксклюзивный дилер KEN A/S на территории Российской Федерации ООО "ТРИУМПФ Мед" сообщил, что участником закупки ООО "Дельрус-Регион" в заявке на участие в электронном аукционе указаны неверные значения габаритной высоты рабочей камеры, производительности циркуляционной насоса, максимальной потребляемой мощности, а также указал, что концерн KEN не предоставлял ООО "БМТ-МММ" разрешительной документации, необходимой для получения декларации о соответствии Оборудования санитарно-гигиенического KEN с принадлежностями техническим регламентам Таможенного союза.
Указывают, что проект государственного контракта на поставку оборудования для предупреждения внутрибольничных инфекций - моечно-дезинфекционной машины с принадлежностями был составлен с учетом положений типового контракта, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 724 от 15.10.2015 г. "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих технические изделия", в приложениях N 1 и N 2 которого необходимо указывать год выпуска оборудования, предлагаемого к поставке.
Считают, что действия заказчика по отказу от заключения государственного контракта являются правомерными, в связи с тем, что ООО "Дельрус-Регион" в составе первой и второй части своей заявки представил недостоверные сведения о годе выпуска оборудования, поскольку медицинское оборудование должно быть произведено после его регистрации в надлежащем порядке, а также о технических характеристиках оборудования, предлагаемого к поставке.
Также указывают, что год выпуска оборудования имеет для заказчика существенное значение, заказчику требуется моечно-дезинфекционная машина не ранее 2015 года выпуска, соответствующее требование ошибочно не было установлено заказчиком в Описании объекта закупки.
Просят признать жалобу необоснованной и вместе с тем, выдать заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что считает действия заказчика по отказу от заключения государственного контракта направленными на защиту своих гражданских прав, вместе с тем указал, что разрешение жалобы оставляет на усмотрение антимонопольного органа.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29 июля 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0116200007916006546 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для предупреждения внутрибольничных инфекций - моечно - дезинфекционной машины с принадлежностями, а также аукционная документация.
09 августа 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещены изменения N ИИ1 извещения N 0116200007916006546 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для предупреждения внутрибольничных инфекций - моечно - дезинфекционной машины с принадлежностями, а также измененная аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 745 434,54 руб.
30 августа 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916006546-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 5 заявок с соответствующими порядковыми номерами. Аукционная комиссия уполномоченного органа, рассмотрев первые части заявок на предмет соответствия требованиям аукционной документации, приняла решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки 4 и допустить остальных участников закупки.
02 сентября 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116200007916006546-2.
Согласно указанному протоколу последние предложения участников электронного аукциона выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
2 |
6 644 253,00 руб. |
02.09.2016 03:11:11 (по московскому времени) |
понижение |
1 |
6 644 253,00 руб. |
02.09.2016 03:28:25 (по московскому времени) |
понижение |
3 |
6 677 980,18 руб. |
02.09.2016 03:11:04 (по московскому времени) |
понижение |
5 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
06 сентября 2016 года состоялось рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007916006546-3.
Согласно указанному протоколу вторые части заявок всех участников электронного аукциона, направивших предложение о цене контракта, признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Победителем электронного аукциона признан участник закупки ООО "Дельрус-Регион".
13 сентября 2016 года заказчик направил в адрес ООО "Дельрус-Регион" протокол разногласий со следующим текстом: "Согласно поданной заявке победителя аукциона в составе первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе по извещению N 0116200007916006546, регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 21.09.2015 г. N РЗН 2015/3104 (выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения), декларации о соответствии, принятой 19.08.2016 г. на основании протокола N 605-374-2-16/БМ от 28.07.2016 г. испытательной лаборатории общества с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСМАРКЕТ", аттестата аккредитации регистрационный N РОСС RU.0001.04ИБРО с 14.01.2016 г., регистрационного удостоверения N РЗН 2015/3104 (выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения), в Приложениях N 1 и N 2 государственного контракта год выпуска оборудования изложить в следующем порядке: не ранее 21 сентября 2015 года".
15 сентября 2016 года ООО "Дельрус-Регион" отклонило проект контракта, направленный заказчиком и направило протокол разногласий, в котором было указано: "в спецификации (Приложениях N 1 к Контракту от "___"____________2016 г. N Ф.2016.260714) фразу: "не ранее 21 сентября 2015 года" заменить фразой: "Год выпуска: 2013 г.". В Технических требованиях (Приложениях N 2 к Контракту от "___"____________2016 г. N Ф.2016.260714) фразу: "не ранее 21 сентября 2015 года" заменить фразой: "Год выпуска: 2013 г.".
19 сентября 2016 года заказчиком сформирован и подписан протокол об отказе от заключения государственного контракта по следующему основанию: "Предоставление участником недостоверной информации в отношении своего соответствия требованиям, установленным статьей 31 Федерального закона 44-ФЗ (часть 9 статьи 31 Закона 44-ФЗ)".
20 сентября 2016 года указанный протокол опубликован на сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Дельрус-Регион" обоснованной по следующим основаниям.
Частью 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлена обязанность аукционной комиссии по отстранению участника электронного аукциона от участие в электронном аукционе на любом этапе его проведения в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных таким участником в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи.
Материалами дела установлено, что заказчиком Минздрав РС(Я) в части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки на поставку оборудования для предупреждения внутрибольничных инфекций" установлены следующие требования к закупаемому оборудованию для предупреждения внутрибольничных инфекций - моечно - дезинфекционной машине с принадлежностями:
|
Описание требований |
Наличие функции или величины параметра |
1 |
Общие требования |
|
1.2 |
Регистрационное Удостоверение |
Наличие в составе 2й части заявки и при поставке |
1.3 |
Сертификат или декларация о соответствии |
Наличие при поставке |
1.4 |
Инструкция по эксплуатации на русском языке |
Наличие при поставке |
2 |
2. Технические и функциональные характеристики |
|
2.1 |
Свободностоящий дезинфектор с фронтальной загрузкой и откидными стеклянными дверьми |
Наличие |
2.2 |
Области применения |
Для мойки и дезинфекции хирургического инструмента, жестких эндоскопов, контейнеров, медицинской обуви |
2.3 |
Проходное (двухдверное) исполнение |
Наличие |
2.4 |
Откидная стеклянная дверь может быть использована как рабочий стол |
Наличие |
2.5 |
Габаритные размеры рабочей камеры, ВхШхГ |
Не более 660 х 640 х 670 мм |
2.6 |
Производительность мойки инструментов, корзин DIN за 1 загрузку |
Не менее 10-ти корзин DIN (48 х 25 см) |
2.7 |
Возможность мойки (при наличии специальной вставки) жестких эндоскопов и других инструментов малоинвазивной хирургии |
Наличие |
2.8 |
Встроенная система сушки горячим воздухом |
Наличие |
2.9 |
Мощность сушильного модуля |
не менее 2,8 кВт |
2.10 |
Конденсатор влаги |
Наличие |
2.11 |
Встроенный парогенератор |
Наличие |
2.12 |
Количество дозирующих насосов |
не менее 3 шт |
2.13 |
Возможность выбора химических реагентов потребителем |
Наличие |
2.14 |
Установка дезинфекционных средств в специальном отсеке внутри дезинфектора |
Наличие |
2.15 |
Встроенные переходники для канистр с дезинфекционными средствами |
2 |
2.16 |
Рабочая камера из нержавеющей стали |
Наличие |
2.17 |
Наличие коромысел-распылителей моющего раствора |
Не менее 4 |
2.18 |
Производительность циркуляционного насоса |
не менее 450 л/мин |
2.19 |
Система управления - микропроцессорная со стандартными программами мойки и возможностью самопрограммирования |
Наличие |
2.20 |
Наличие программ в памяти системы управления |
Не менее 4 стандартных программ мойки и дезинфекции; сервисная программа для тестирования всех узлов машины, возможность перепрограммирования и добавления новых программ. |
2.21 |
Счетчик циклов работы дезинфектора |
Наличие |
2.22 |
Блокировка двери во время выполнения программы |
Наличие |
2.23 |
Непрерывный автоматический контроль за основными параметрами мойки, ополаскивания , дезинфекции и сушки |
Наличие |
2.24 |
Индикация хода выполнения программ |
Наличие |
2.25 |
Габариты дезинфектора, ВхШхГ |
не более 2013 х 834 х 740 мм |
2.26 |
Максимальная потребляемая мощность |
не более 18 кВт |
|
Дополнительная комплектация |
|
2.27 |
Облицовочные панели для установки проходной машины |
Наличие |
2.28 |
Вставка для мытья контейнеров вместимостью не менее 2 контейнеров 300х300х600 мм |
Наличие |
2.29 |
Вставка для обработки инструмента на 4 уровнях |
Наличие |
2.30 |
Средний уровень для корзины для микроинструмента |
Наличие |
2.31 |
Вставка для обработки трубчатого/полостного оборудования |
не менее 2 |
2.32 |
Вставка для мытья медицинской обуви вместимостью не менее 20 пар обуви |
Наличие |
2.33 |
Инструментальная корзина Д480 xШ 254 x В 50 мм с откидными ручками |
не менее 6 |
2.34 |
Механизм для загрузки и разгрузки, нерж. сталь |
наличие |
3 |
Дополнительные требования |
|
3.1 |
Гарантийное обслуживание |
не менее 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию |
3.2 |
Послегарантийное обслуживание |
Наличие |
3.3 |
Монтаж, пуско-наладочные работы |
Наличие |
3.4 |
Обучение персонала |
Наличие |
Также заказчиком в части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки на поставку оборудования для предупреждения внутрибольничных инфекций" установлены дополнительные требования к предмету поставки:
1. Участник размещения заказа в составе 2-й части заявки представляет копию собственной лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской по виду "Дезинфекционное оборудование" или "Стерилизационное оборудование" (В случае если участник размещения заказа получил лицензию в соответствии с положениями согласно Постановлению Правительства РФ N 469 от 03 июня 2013 вид не требуется) или лицензию на производство медицинской техники (В случае если участник размещения заказа является производителем поставляемого оборудования)
2. Участник размещения заказа в составе 2-й части заявки представляет Регистрационное удостоверение Росздравнадзора РФ.
3. При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4-7 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).
Иные требования к товару, являющемуся предметом поставки, в части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки на поставку оборудования для предупреждения внутрибольничных инфекций" отсутствуют.
Требования к составу первых частей заявок на участие в электронном аукционе определены частями 3, 4 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с подпунктом б) пункта 1) части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 1.1.2 подраздела 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено, что если документация об электронном аукционе не содержит указания на наименование страны происхождения товара (при этом могут быть указаны средства индивидуализации):
1.1.2.1. Участник закупки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ).
При этом наименования, количество и значения показателей товара, содержащиеся в первой части заявки участника закупки, должны соответствовать наименованиям, количеству и значениям показателей товара, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в части 2 "Описание объекта закупки". Соответствие предлагаемого товара будет устанавливаться по всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в части 2 "Описание объекта закупки".
Таким образом, документацией электронного аукциона на поставку оборудования для предупреждения внутрибольничных инфекций - моечно - дезинфекционной машины с принадлежностями (изв. N 0116200007916006546), в том числе описанием объекта закупки, требованиями к заполнению первой части заявки, не установлено требований о предоставлении участниками закупки в составе первых частей своих заявок сведений относительно года выпуска оборудования, предлагаемого к поставке.
В Законе о контрактной системе прямое указание на предоставление соответствующих сведений, в том случае если такое требование не установлено в документации об электронном аукционе, также отсутствует.
Материалами дела подтверждается, что в заявке участника закупки ООО "Дельрус-Регион" сведения о годе выпуска оборудования, предлагаемого к поставке отсутствуют.
Процедура заключения контракта по итогами электронного аукциона регламентируется статьей 70 Закона о контрактной системе.
Частями 1-8 названной статьи Закона о контрактной системе установлено следующее.
1. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
2. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
4. Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
5. В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
6. В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
7. В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
8. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм статьи 70 Закона о контрактной системе следует, что правом направления протокола разногласий, в рамках законодательства о контрактной системе, наделен только участник электронного аукциона, с которым заключается контракт.
Закон о контрактной системе не предусматривает случаев, при которых заказчик наделяется правом по направлению протоколов разногласий к проекту контракта, составляемому и направляемому самим же заказчиком, также Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность составления проекта контракта участником закупки, с которым такой контракт заключается.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает необходимым отметить ошибочное толкование заказчиком положений статьи 70 Закона о контрактной системе, поскольку в рамках указанной нормы понятия "размещение", "направление" протокола разногласий и его "рассмотрение" и "обработка" не являются тождественными, поскольку предполагают совершение различных действий различными сторонами контракта.
В части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе содержится прямое указание на то, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Аналогичное требование содержится в части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, указывающей, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При изложенных обстоятельствах, действия заказчика по направлению протокола разногласий, с предложением включить в проект контракта условий, не поименованных в аукционной документации, а также по отказу от заключения государственного контракта, по основанию не предусмотренному Законом о контрактной системе и аукционной документацией признаются нарушающими положения части 1 статьи 34, частей 7 и 10 статьи 70 Закона о контрактной системе. Жалоба ООО "Дельрус-Регион" подлежит признанию обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, наряду с иной информацией, должна содержаться информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно быть, в том числе, указано краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, устанавливающей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, определено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из совокупного смысла статей 12 и 33 Закона о контрактной системе следует, что качество описания объекта закупки является одним из ключевых условий проведения эффективной закупки, по итогам которой заказчик заключает контракт на условиях максимально отвечающих его потребностям, а победитель определяется в соответствии с установленными правилами.
Между тем, в ходе рассмотрения жалобы ООО "Дельрус-Регион" представители Минздрав РС(Я) пояснили, что для заказчика существенное значение имеет год выпуска приобретаемого оборудования - заказчику требуется моечно-дезинфекционная машина не ранее 2015 года выпуска. Указанное требование не было установлено заказчиком в Описании объекта закупки ошибочно.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика по необъективному описанию объекта закупки нарушают положение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельрус-Регион" на действия заказчика Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для предупреждения внутрибольничных инфекций - моечно-дезинфекционной машины с принадлежностями (изв. N 0116200007916006546) обоснованной.
2. Признать заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 34, пункт 2 статьи 42, часть 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64, части 7 и 10 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), уполномоченному органу Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии М.Н. Мохначевская
Члены комиссии М.Н. Петухова
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 сентября 2016 г. N 06-829/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2016