Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 21 октября 2016 г. N ГЗ-820/16
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
08.09.2016 года Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, на электронной площадке АО "ЕЭТП" опубликовано извещение об осуществлении закупки лекарственных препаратов.
В соответствии с протокол подведения итогов электронного аукциона от 03.10.2016 N0101200009516003629-3 заявку участника с порядковым номером 8 комиссия Уполномоченного органа признала несоответствующей в связи с непредставление в соответствии с п.6 ч.5 ст.66 Закона 44-ФЗ документа (или его копии), подтверждающего соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона 44-ФЗ.
Указанным документом, как было установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, является сертификат по форме СТ-1 выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ.
Положениями ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе регламентировано, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Аналогичное требование должно содержаться и в документации об электронном аукционе, как следует и ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В рамках данной закупки установлены ограничения в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N1289).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N1289, для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст.9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В силу п.2 Постановления Правительства N1289, подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Иного порядка отклонения заявок указанным Постановлением Правительства N1289 не предусмотрено.
Заявка под порядковым номером N7 (заявка Заявителя) содержала предложение о поставке товара иностранного происхождения (Индия, Италия).
Исходя из изложенного, в распоряжении аукционной комиссии имелись в наличии заявки, которые удовлетворяют требованиям извещения и (или) документации об электронном аукционе, а также Постановлению Правительства N1289. В этой связи, рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, осуществлялось с учетом положений, установленных в Постановлении Правительства N1289.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрета для принятия участия в закупочных процедурах участникам, предлагающим иностранные лекарственные препараты.
В соответствии с п.3.1.2 Приложения к Приказу ТПП РФ от 21.12.2015г. N93 о положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов) (далее - Приказ ТПП) установлено следующее:
3.1.2. Сертификаты формы СТ-1 при условии выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.1 раздела 3 настоящего Положения, выдаются на товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
На товары, происходящие из третьих стран, включая другие государства - участники Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, сертификаты формы СТ-1 не выдаются.
В ходе заседания Комиссии было установлено, что податель жалобы предлагал в своей заявке товар индийского происхождения, то есть согласно вышеуказанному Приказу ТПП данный сертификат СТ-1 податель жалобы, как лицо предлагающее товар, происходящий из третьих стран не входящий в ЕАЭС, получить не мог.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
Как установлено выше данное лицо сертификат по форме СТ-1 получить не могло, следовательно, данное лицо не могло его представлять в составе заявки, вместе с тем, лицам производящие товар иностранного производства не запрещено принимать участие в указанных закупках, поскольку до рассмотрения вторых частей заявок невозможно установить подлежит ли применению постановление Правительства N1289.
Положения ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе предусматривают признание заявки несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Учитывая, что заявка Заявителя содержала предложение о поставке товара иностранного происхождения, предоставление СТ-1 в таком случае как установлено выше не требуется, так как сертификаты по форме СТ-1 в отношении товаров, произведенных в иных государствах не членах Евразийского экономического союза, не выдаются, следовательно, заявка заявителя подлежит отклонению так как в рамках закупки подлежит применению ограничения наложенные п.1 Постановление Правительства N1289 исходя из буквального толкования указанной нормы.
Согласно положению ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч.6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, такое основание отклонения заявки как непредставление документа сертификата по форме СТ-1 является неправомерным, так как данный сертификат не выдается на товар иностранного производства, следовательно, его предоставление в составе заявки участником предлагающим товар иностранного производства не требуется, кроме того, заявка Заявителя подлежала отклонению на основании п.1 Постановления Правительства N1289, но не признания ее несоответствующей в соответствии с п.1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, в связи с непредставлением сертификата СТ-1, поскольку заявка заявителя соответствовала требованиям извещению и документации, но в связи с применением постановления Правительства N1289, к ней применяются меры по ограничению допуска к участию в виде ее отклонения.
Учитывая изложенное, проанализировав представленные материалы, Комиссия УФАС России по РБ приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя, в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа установлено нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией УФАС установлено, что в рамках указанной закупки заключен государственный контракт у Комиссии УФАС отсутствуют полномочия в части выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания Фармстор" на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа в лице Министерства экономического развития Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведении электронного аукциона N 0101200009516003629 "Электронный аукцион [g071048230/4748g] на право заключения гражданско-правового договора на закупку лекарственного препарата - Паклитаксел" обоснованной.
2. В действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа установлено нарушение ч.7 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушение Закона о контрактной системе не выдавать так как в рамках закупки заключен государственный контракт.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 21 октября 2016 г. N ГЗ-820/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2016