резолютивная часть решения объявлена 14.07.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 18.07.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее - ООО "Стройиндустрия", заявитель) , действующего на основании доверенности N3 от 12 июля 2016 года;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР" , действующего на основании приказа N36-К от 07 июля 2016 года "О возложении обязанности директора ФГБУ "Управление "Каббалкмелиоводхоз";
от Урванского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР" , действующего на основании доверенности Nб/н от 13.07.2016г.;
рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия единой комиссии заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304100007516000008 "Противопаводковые мероприятия на головном сооружении межхозяйственного канала "Урвань-Нартан" на р.Черек вблизи с.п. Псыгансу Урванского района" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО "Стройиндустрия" на действия единой комиссии заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, заявка с порядковым номером 3 была отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в силу предоставления недостоверной информации и несоответствие информации, предусмотренной требованиям документации об аукционе. Заявитель считает отклонение от участия в аукционе необоснованным.
На основании вышеизложенного, заявитель просит рассмотреть заявку с порядковым номером 3 на правомерность и обоснованность отклонения от участия в аукционе; провести внеплановую проверку; отменить решение единой комиссии заказчика в части отклонения от участия в аукционе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 13, 14 июля 2016 года, представитель заказчика пояснил, что заявка с порядковым номером 3 была отклонена правомерно на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в силу предоставления недостоверной информации и несоответствие информации, предусмотренной требованиям документации об аукционе, по позиции 18 "Доски обрезные" требования к характеристикам документации об аукционе в заявке заявителя отсутствует конкретное предложение по средствам пикетирования; по позициям 1, 3, 24 "Кислород", "Полотно иглопробивное", "Раствор" требования к характеристикам документации об аукционе в заявке заявителя предоставлены недостоверные сведения по существующим единицам измерения.
Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Стройиндустрия", выслушав заявителя и представителя заказчика, проанализировав письменные пояснения заказчика, письменные дополнения ООО "Стройиндустрия", изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
17.06.2016г. 16:32ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0304100007516000008 "Противопаводковые мероприятия на головном сооружении межхозяйственного канала "Урвань-Нартан" на р.Черек вблизи с.п. Псыгансу Урванского района" для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 620 021, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 17.06.2016г. 16:32ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 30.06.2016г. 08:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 06.07.2016г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 11.07.2016г.
На участие в электронном аукционе подано 13 заявок, в результате рассмотрения первых частей заявок 12 заявок отклонены от участия в аукционе, 1 заявка допущена на участие в аукционе. В силу части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе аукцион признается несостоявшимся.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренных частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В требовании к характеристикам документации об аукционе заказчиком по позиции 18 "Доски обрезные" предусмотрено: "Должны быть 4 сорта. Пиломатериалы хвойной породы одной из: лиственница, сосна, ель, кедр или пихта, длиной 4 - 6,5 метров, шириной 100 - 150 миллиметров, толщиной не менее 44 миллиметров... Для формирования пакета пилопродукции должны применяться многооборотные или одноразовые средства пакетирования. Блок-пакет должен состоять из пакетов одинаковой ширины и высоты. При пакетировании пилопродукции в пакетах должно быть один или два ряда прокладок, укладываемых соответственно через 1/2 или 1/3 высоты. Толщина прокладок должна быть 10-25 мм, а ширина - не менее 40 мм. В одном ряду должны быть прокладки одной толщины. Количество прокладок в ряду по длине пакета должно быть 3 или 4 шт. Крайние прокладки должны размещаться от торцов пакета на расстоянии 0,3-0,9 м. Средние должны размещаться приблизительно на одинаковом расстоянии друг от друга и от крайних. Количество прокладок по длине блок-пакета должно быть таким же, как и в пакетах. Пакеты в блок-пакете разделяют прокладками толщиной 50 миллиметров, шириной не менее 75 мм, длиной менее 2,7 м. Древесина прокладок не должна иметь мягкой гнили. Влажность древесины прокладок не должна быть выше влажности пакетируемой пилопродукции. Количество строп на пакете должно быть равно двум. Обвязки должны быть изготовлены из стальной холоднокатаной низкоуглеродистой нагартованной ленты нормальной точности изготовления, шириной 20 мм и толщиной 0,5 мм с временным сопротивлением разрыву не менее 600 Н/мм2 или стальной проволоки диаметром 4 мм с временным сопротивлением разрыву не менее 300 Н/мм2.".
В заявке заявителя по позиции 18 "Доски обрезные" предусмотрено: "Доски обрезные 4 сорта. Пиломатериалы хвойной породы: сосна. Длиной 4 м, шириной 100 мм, толщиной 44 мм... Для формирования пакета пилопродукции применяются многооборотные средства пакетирования. Блок-пакет состоит из пакетов одинаковой ширины и высоты. При пакетировании пилопродукции в пакетах один ряд прокладок, укладываемых через 1/2 высоты. Толщина прокладок 10 мм, а ширина 40 мм. В одном ряду прокладки одной толщины. Количество прокладок в ряду по длине пакета 3 шт. Крайние прокладки размещаются от торцов пакета на расстоянии 0,3 м. Средние размещаются на одинаковом расстоянии от крайних. Количество прокладок по длине блок-пакета такое же, как и в пакетах. Пакеты в блок-пакете разделены прокладками толщиной 50 мм, шириной 75 мм, длиной 2,5 м. Древесина прокладок не имеет мягкой гнили. Влажность древесины прокладок не выше влажности пакетируемой пилопродукции. Количество строп на пакете равно двум. Обвязки изготовлены из стальной холоднокатаной низкоуглеродистой нагартованной ленты нормальной точности изготовления, шириной 20 мм и толщиной 0,5 мм с временным сопротивлением разрыву равном 600 Н/мм2. Соответствуют ГОСТ 8486-86, 24454-80, 19041-85, 16369-96. Страна производитель Россия".
Основанием отклонения заявки заявителя с порядковым номером 3 от участия в аукционе послужило отсутствие конкретного предложения по средствам пакетирования по позиции 18 "Доски обрезные" требования к характеристикам документации об аукционе. В соответствии с пунктом 1.3.1 ГОСТа 19041-85 "Транспортные пакеты и блок-пакеты пилопродукции" для формирования пакета пилопродукции применяют многооборотные средства пакетирования (стропы) и (или) одноразовые средства пакетирования (обвязки). Государственный стандарт 19041-85 "Транспортные пакеты и блок-пакеты пилопродукции" установлен в документации об аукционе и действует на территории Российской Федерации, которым предусматривается использование многооборотных средств пакетирования (стропы) и (или) одноразовых средств пакетирования (обвязки). В заявке заявителя было предусмотрено, что для формирования пакета пилопродукции применяются многооборотные средства пакетирования, но вместе с тем, в заявке указывается, что будут применяться обвязки, изготовленные из стальной холоднокатаной низкоуглеродистой нагартованной ленты нормальной точности изготовления, шириной 20 мм и толщиной 0,5 мм с временным сопротивлением разрыву равном 600 Н/мм2, что не соответствует требованиям документации об аукционе, так как согласно документации об аукционе (Раздел III Требования к характеристикам) для формирования пакета пилопродукции должны применяться многооборотные или одноразовые средства пакетирования.
Таким образом, единая комиссия заказчика при отклонении заявки заявителя по позиции 18 "Доски обрезные" требования к характеристикам документации об аукционе действовала в рамках документации об аукционе.
В требовании к характеристикам документации об аукционе заказчиком по позициям 1, 3, 24 "Кислород", "Полотно иглопробивное", "Раствор" предусмотрены технические характеристики с указаниям единиц измерения: "Расчетная величина объема газообразного кислорода в баллоне в м3", "Поверхностная плотность, г/м2, не более 430", "Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3 не менее 1500".
В заявке заявителя по позициям 1, 3, 24 "Кислород", "Полотно иглопробивное", "Раствор" предусмотрено: "Расчетная величина объема газообразного кислорода в баллоне в м3", "Поверхностная плотность, г/м2, 430", "Средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте 1500 кг/м3".
Согласно инструкции по заполнению заявки при указании показателей материалов следует строго придерживаться используемых в аукционной документации обозначений (единиц измерения, верхних/нижних индексов, градусов, процентов и т.п.). Их искажение будет расцениваться как предоставление недостоверных сведений о товарах, их качественных и функциональных характеристиках, но вместе с тем, при рассмотрении заявки заявителя единая комиссия заказчика должна была учитывать, что характеристики с единицами измерения, указанные прописью, в м3, г/м2, кг/м3 не являются недостоверными сведениями, так как единицы измерения, предусмотренные в заявке заявителя, являются отображением объективно существующих, присущих к объектам характеристик, к таким как "Кислород", "Полотно иглопробивное", "Раствор". Следовательно, отклонение заявителя по позициям 1, 3, 24 "Кислород", "Полотно иглопробивное", "Раствор" требования к характеристикам документации об аукционе по единицам измерения неправомерно.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в документации об аукционе предусмотрено, что товары должны быть новыми и должны соответствовать действующим соответствующим им государственным стандартам: ГОСТ 5583-78, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 30090-93, ГОСТ 20448-90, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 19041-85, ГОСТ 16369-96, ГОСТ 18288-87, ГОСТ Р 51285-99, ГОСТ Р 52132-2003, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7374-2010, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 23732-2011, ГОСТ 3070-88.
Вместе с тем, ГОСТ7374-2010 согласно сведениям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии не существует и не применяется в национальной системе стандартизации, тогда как существует принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации и введенный в действие с 01.01.2012 года государственный стандарт 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия".
Таким образом, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В требовании к характеристикам документации об аукционе заказчиком по позиции 24 "Раствор" предусмотрено: "Должен быть готовый кладочный цементный марка по прочности на сжатие М100. Марка по подвижности Пк2-Пк3. Диапазон глубины погружения конуса должен быть уже чем: св. 4 до 12 см включительно. Водоудерживающая способность смеси должна быть не менее 90%. Расслаиваемость свежеприготовленной смеси не должна превышать 10%. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 2,5 мм. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента. Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3 не менее 1500. Морозостойкость раствора должна быть не менее F50. Цемент для строительных растворов - продукт, получаемый путем совместного измельчения портландцементного клинкера, гипса, активных минеральных добавок и добавок-наполнителей. Активные минеральные добавки - гранулированные доменные или электротермофосфорные шлаки. Добавки-наполнители - кварцевый песок с содержанием оксида кремния не менее 90%",
а также заказчиком установлено требование:
-Цемент для строительных растворов - продукт, получаемый путем совместного измельчения портландцементного клинкера, гипса, активных минеральных добавок и добавок-наполнителей;
-Активные минеральные добавки - гранулированные доменные или электротермофосфорные шлаки;
-Добавки-наполнители - кварцевый песок с содержанием оксида кремния не менее 90%;
-Содержание глинистых, илистых и мелких пылевидных фракций величиной менее 0,05 мм не должно быть более 3%;
- Содержание клинкера в цементе должно быть не менее 20% массы цемента;
-Предел прочности цемента при сжатии в 28-суточном возрасте должен быть не менее 19,6 МПа (200 кгс/см2);
-Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец - не позднее 12 ч от начала затворения;
-Водоотделение цементного теста, изготовленного при В/Ц = 1,0, не должно быть более 30% по объему;
-Образцы из цемента должны проявлять равномерность изменения объема при испытании их кипячением в воде;
-Тонкость помола цемента должна быть такой, чтобы при просеивании через сито N 008 проходило не менее 88% массы просеиваемой пробы;
-Содержание ангидрида серной кислоты в цементе должно быть не менее 1,5 и не более 3,5% массы цемента. Содержание в цементе щелочных оксидов не должно быть более 2% массы цемента.
Комиссия УФАС по КБР, исследовав документацию об аукционе, приходит к выводу, что документация об аукционе, а именно, позиция 24 требования к характеристикам документации об аукционе, содержит помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, требования к описанию показателей товара, получаемые при проведении лабораторных испытаний, а также при изготовлении материала (товара). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" обоснованной в части неправомерного отклонения по позициям 1, 3, 24 требования к характеристикам документации об аукционе.
2.Признать в действиях Урванского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР" нарушения части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Урванскому филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР", Единой комиссии Урванского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КБР", Оператору ЭТП - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 июля 2016 г. N 05-111/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2016