Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица" (далее - Заказчик) и ООО "ТМС-Строй" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14865-ЭП/16 от 21.06.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту покрытия пола 2-3 этажа в учебном корпусе Чайковского д. 3 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.06.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100005916000034. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 348 971,52 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 3 "Бруски хвойных пород обрезные" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Сорт должен быть первый. Прорость присутствует односторонняя шириной в долях соответствующей стороны пиломатериала менее 1/4 или отсутствует. Наклон волокон не более 5 или не ограничено %", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8486-86 (раздел 9 части III документации).
Согласно п. 3.5 Таблицы ГОСТ 8486-86 "ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" значению показателя "прорость менее или отсутствует" соответствуют пиломатериалы отборного, 1-го и 2-го сорта.
Согласно п. 3.1 Таблицы ГОСТ 8486-86 значению показателя "наклон волокон не более 5 %" соответствуют пиломатериалы отборного сорта.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено необъективное описание объекта закупки, так как Заказчиком установлено требование к первому сорту бруска, однако требования установлены таким образом, что по ряду показателей соответствуют бруски других сортов. Следовательно, Заказчиком в документации о закупке также установлены нестандартные показатели без обоснования необходимости использования таких показателей.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 18 "Цемент общестроительный, портландцемент общего назначения" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Сроки схватывания: начало схватывания цемента должно наступать не ранее чем через 30 мин., а конец - ранее чем через 12 часов от начала затворения", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 10178-85.
Согласно п. 1.9 ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец - не позднее 10 ч от начала затворения.
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке также установлены нестандартные показатели без обоснования необходимости использования таких показателей.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 "Винты самонарезающие для алюминиевых конструкций" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Марка стали должна быть 08кп; 10; 10кп; 20; 20к;, 25; 20Х; 40Х; 30Х; ГСА".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, установленных документацией о закупке.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе в случае, если значения показателей сопровождаются и запятой, и точкой с запятой в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе отсутствует.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части неустановления в документации о закупке надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.
На заседание Комиссии УФАС Заказчиком не представлены документы в отношении закупки с номером извещения N 0372100005916000034.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно разделу 9 "Порядок заполнения формы "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, используемого при выполнении работ" (далее - Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе" части III документации о закупке Заказчиком установлены требования о соответствии товаров государственным стандартом в следующей форме: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: ГОСТ 5781-82, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 103-2006, ГОСТ 535-2005, ГОСТ 7313-75, ГОСТ 20448-90, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 10621-80, ГОСТ 8479-70, ГОСТ 7505-89, ТУ 2252-002-20645302-95, ТУ 5772-057-05766764-2003, ГОСТ 9410-78, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 6617-76. Перечисление ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д. осуществляется заказчиком с указанием соответствующих пунктов наименований товаров, содержащихся в Сведениях о товаре".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление требований о соответствии товаров ГОСТ в виде списка без указания наименований государственных стандартов, а также без указания, какой из товаров должен соответствовать определенному(ым) ГОСТ, существенно затрудняет заполнение заявки на участие в аукционе и увеличивает вероятность допуска ошибки при соотнесении государственных стандартов с требованиями документации о закупке.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не содержит указания на соответствующие пункты наименований товаров, как указано в инструкции, к которым установлены требования о соответствии ГОСТ.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.06.2016 N 0372100005916000034-1 на участие в аукционе подано 8 заявок, все заявки допущены к участию в аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 27.06.2016 N 0372100005916000034-2 снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 30,20 %.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТМС-Строй" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июня 2016 г. N 44-2553-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2016