Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) и ООО "НЕВА Тендер" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15648-ЭП/16 от 30.06.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовой территории, не входящей в состав общего имущества многоквартирных домов Приморского района, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д.12 - ул. Генерала Хрулева, д.6 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.04.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200004916000054. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 718 773,75 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей.
Согласно п. 2 "Поковки" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Относительное удаление 5 диаметр (толщина) поковки сплошного сечения до 100, %: не более 20. Относительное удаление
5 диаметр (толщина) поковки сплошного сечения св. 100 до 300, %: не менее 14.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8479-70 "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия".
Согласно п. 1.9 ГОСТ 8479-70 "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия" по механическим свойствам поковки, поставляемые после окончательной термической обработки, разделяются на категории прочности. Категории прочности, соответствующие им нормы механических свойств, определяемые при испытании на продольных образцах, и нормы твердости приведены в табл. 2.
Согласно Таблице 2 ГОСТ 8479-70 установлены показатели "Относительного удлинения".
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлены нестандартные показатели без обоснования необходимости использования таких показателей.
Согласно п. 13 "Раствор" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Марка по подвижности: не менее 90. Водоудерживающая способность, %: не должна превышать 10. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей, %: не более 0,1.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 28013-98.
Согласно п. 4.3 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" в зависимости от подвижности растворные смеси подразделяют в соответствии с таблицей 1 ГОСТ, в соответствии с которой марка по подвижности разделяется на 4 группы: Пк1, Пк2, Пк3, Пк4 (Заказчиком установлено требование: не менее 90, без указания единиц измерения).
Согласно п. 4.4. ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93% (Заказчиком установлено требование: не должна превышать 10 %).
Согласно п. 4.5 ГОСТ 28013-98 расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10% (Заказчиком установлено требование: не более 0,1%).
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлены нестандартные показатели без обоснования необходимости использования таких показателей.
Согласно п. 26 "Смесь асфальтобетонная" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "По виду минеральных зерен: должна быть крупнозернистая. Трещеностойкость по пределу прочности на растяжение при температуре 0С и скорости деформирования 50 мм/мин: не менее 3,0 и не более 5,5.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 9128-2013.
Согласно п. 4.1.9 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей различных марок, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 4.
Согласно примечанию к Таблице 4 ГОСТ 9128-2013 для крупнозернистых асфальтобетонов показатели сдвигоустойчивости и трещиностойкости не нормируются.
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлен нестандартный показатель без обоснования необходимости использования такого показателя.
Согласно п. 3 "Полотно иглопробивное" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Толщина при нагрузке 2, кН/м2: должна быть 307. Должен соответствовать ГОСТ Р 53225-2008.".
Комиссия УФАС установила, что ГОСТ Р 53225-2008 "Материалы геотекстильные. Термины и определения" не содержит требования к показателю толщины при нагрузке 2.
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлен нестандартный показатель без обоснования необходимости использования таких показателей.
Согласно п. 11 "Бетон" Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Температура бетонной смеси в момент поставки, °С: не ниже 55", а также установлено требование к ГОСТ 26633-2012.
Согласно п. 3.4.3 ГОСТ 26633-2012 температура бетонной смеси в момент поставки должна быть не ниже 5 °С.
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлен нестандартный показатель без обоснования необходимости использования таких показателей.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба подлежит признанию обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Например, согласно п. 2 "Поковки" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Относительное удаление 5 диаметр (толщина) поковки сплошного сечения до 100, % : не более 20. Относительное удаление
5 диаметр (толщина) поковки сплошного сечения св. 100 до 300, %: не менее 14. Относительное сужение
диаметр (толщина) поковки сплошного сечения до 100, %: не более 45. Ударная вязкость KCU диаметр (толщина) поковки сплошного сечения до 100, Дж/м2х104 (кгс*м/см2): не более 64 (6,5). Предел текучести, МПа: не менее 215. Временное сопротивление МПа (кгс/мм2): не менее 530(54).", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8479-70 "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия".
Согласно п. 1.9 ГОСТ 8479-70 "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия" по механическим свойствам (относительное удлинение, относительное сужение, ударная вязкость, предел текучести, временное сопротивление) поковки, поставляемые после окончательной термической обработки, разделяются на категории прочности. Категории прочности, соответствующие им нормы механических свойств, определяемые при испытании на продольных образцах, и нормы твердости приведены в табл. 2.
Таким образом, Заказчиком на примере п. 2 Приложения N 3 к Техническому заданию установлены требования к механическим свойствам товара, которые согласно ГОСТ 8479-70 определяются по результатам проведения испытаний товара (в данном случае - поковок).
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки механических свойств, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупки в составе заявок механических свойств товара нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения является существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НЕВА Тендер" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июля 2016 г. N 44-2658/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2016