Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Семь нянь" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Чусовская районная поликлиника" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку и выдачу молочных продуктов для детского питания (каши) для детей (изв.N 0356300004116000094),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300004116000094 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку и выдачу молочных продуктов для детского питания (каши) для детей.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом закупки является поставка и выдача молочных продуктов для детского питания (каши).
Так, в частности, в Техническом задании установлено следующее требование: натрий - от 10,0 до 100,00.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе, в данной ситуации, и к его составу.
Заявитель, не оспаривая возможность Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, указывает, что обоснование применения таких показателей не соответствует требованиям Закона о закупках, носит субъективный характер. Заявитель полагает, что надлежащим обоснованием может являться, например, какое-либо экспертное заключение.
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России с заявленным доводом подателя жалобы не может согласиться в силу следующего.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется, в том числе, техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013 (далее - Регламент), в соответствии с п.1 которого, настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее - Решение) утвержден, в частности, допустимый уровень натрия в каше - не более 500 мг.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что Заказчик вправе устанавливать показатели товара, которые являются стандартными, иным образом, например, сужать их, но данные показатели должны соответствовать пределам, установленным, в частности, в Регламенте, в Решении.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что нормированный показатель, установленный Заказчиком, в частности, натрий, заужен, но входит в пределы, установленные Решением.
Как указано выше, Закон о закупках обязывает Заказчика при описании в документации о закупке объекта закупки использовать стандартные показатели, которые предусмотрены, в данном случае, законодательством о техническом регулировании. В случае, если технические параметры объекта закупки сужены, то аукционная документация должна содержать обоснование необходимости использования показателей, отличных от стандартных (п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках).
Комиссией установлено, что в составе аукционной документации имеется обоснование применения иных показателей. Так, указано следующее: Обоснование состава молочных каш:
Сниженный уровень натрия позволяющий в большей степени приблизить состав к грудному молоку, снизить метаболическую нагрузку при их использовании на функциональное состояние почек ребенка. Недоразвитые почки у детей первого года жизни в отличие от взрослых не столь эффективно поддерживают осмотическое давление в плазме и таким образом необходимы меры предосторожности такие, как введение регламентов, требующих уменьшение количества натрия в продуктах детского питания.Каши с таким содержанием микронутриентов более физиологичны, лучше переносятся детьми. Ассортимент не менее 5-ти видов каш обусловлен потребностью ребенка в разнообразии рациона с целью правильного формирования ЖКТ. В целях обеспечения детей раннего возраста, прикрепленных к ГБУЗ ПК "Чусовская РП" качественными продуктами детского питания выставлены требования в Техническом Задании. Заказчик не предъявляет требования выходящие за рамки технического регламента, а работает в них. Дополнительные показатели пищевой ценности указаны в соответствии с Национальной программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ, утвержденной на XVI Съезде педиатров России (февраль 2009 г.), рекомендациями из профильных научных статей опубликованных в официальных медицинских изданиях и спецификой заболеваемости детей раннего возраста Пермского Края для оптимального усвоения детским организмом минеральных веществ (приведения показателей близкими к усвоению минеральных элементов из материнского молока), Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013 г. согласно п.2 ч.1 ст. 33 "Правила описания объекта закупки" Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что приведенное обоснование достаточно мотивировано, в нем содержатся соответствующие выводы, оно отражает потребность Заказчика в товаре с показателями, обозначенными в документации о закупке.
С учетом изложенного выше, с учетом того, что в Законе о закупках отсутствуют какие-либо требования к содержанию обоснования применения нестандартных показателей, сделать вывод о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках не представляется возможным.
Согласно п.1 Раздела 5 документации о закупке, товар поставляется и выдается на торговых площадях Поставщика, расположенных в городе Чусовой: в микрорайонах "Новый город", "Старый город", п.Лямино.
В соответствии с проектом контракта (п.1.1, п.2.1) Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя осуществление поставки и выдачи молочных продуктов для детского питания (каши) для детей, прикрепленных к ГБУЗ ПК "Чусовская РП" (далее по тексту - Товар). Выдача Товара осуществляется по адресам:__________________________________________ в соответствии со спецификацией (Приложение N 1), на основании списков, утвержденных главным врачом. Поставка и выдача Товара осуществляется ежедневно по спискам детей, представленных Заказчиком на торговых площадях Поставщика с ___ час. до ___ час. по адресам, указанным в п.1.1.
В целях принятия объективного решения в спорной части Комиссией Пермского УФАС России в адрес Министерства здравоохранения Пермского края был направлен запрос следующего содержания: "В соответствии с п.2.2 приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 17 февраля 2016 года N СЭД-34-01-06-59 "Об утверждении порядка обеспечения полноценным питанием (молочными продуктами) детей в возрасте до трех лет" медицинским учреждениям Пермского края необходимо осуществить размещение заказа на поставку и/или выдачу молочных продуктов в соответствии с действующим законодательством. Согласно п.2.3 поименованного приказа, медицинским учреждениям Пермского края также надлежит организовать прием, учет, хранение, распределение и/или выдачу молочных продуктов. Вправе ли медицинское учреждение передать на аутсорсинг, в данном случае, поставщику, выдачу молочных продуктов, какие требования предъявляются к порядку выдачи молочных продуктов, в том числе к санитарно-гигиеническим условиям хранения и выдачи медицинских продуктов".
В представленном ответе (вх. N 012804-16 от 12.09.2016 г.) указано следующее: "В рамках целевых субсидий из бюджета Пермского края выделяются денежные средства на закупку только молочного питания. Для организации обеспечения полноценным питанием детей в возрасте до трех лет медицинская организация вправе заключать договоры с иными лицами для осуществления выдачи молочных продуктов за счет собственных средств или на безвозмездной основе. Молочные продукты содержат общие требования к условиям хранения (температура, влажности и т.д.), каких либо особых требований предъявляемых к порядку выдачи молочных продуктов не предусмотрено".
13.09.2016 г. Пермским УФАС России в адрес Министерства здравоохранения Пермского края вновь был направлен запрос с просьбой пояснить, применяются ли положения, обозначенные в Санитарных правилах для детских молочных кухонь, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 25.11.1971 N 924-71 (ред. от 31.08.1987) к выдаче молочных смесей и каш.
Из устного разговора с сотрудником Долгомировой Н.В., а также из ответа Министерства здравоохранения РФ, стало известно, что особых требований к месту, где производится выдача молочных продуктов, не предъявляется.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика с доводом о том, что указанные выше требования установлены незаконно, не согласились, полагали, что обязанность по выдаче продуктов возложена на поставщика законно.
В дополнительных письменных пояснениях указывают, что под торговыми площадями Заказчик в данном случае понимает точки выдачи закупаемого товара, которые должны соответствовать понятию торговый объект, закрепленному в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Далее приводится понятие, указанное в названном законе. Также Заказчик указывает, что торговые объекты должны удовлетворять требованиям соответствующих Санитарных норм, должны быть стационарными, площадь определяется с учетом объема товара, подлежащего выдаче, торговые объекты Поставщика могут быть как принадлежащие ему на праве собственности, так и оформленными на праве аренды, либо ином другом вещном праве, предусмотренном гражданским законодательством, торговые площади должны обеспечивать соблюдение температурного режима и иных условий хранения, установленных производителем товара, а также товар должен храниться с соблюдением сроков годности поступившего товара, выдача товара осуществляется ежедневно (в соответствии с графиком работы точек выдачи товара) по спискам детей, представленным Заказчиком на площадях Поставщика, списки детей предоставляются ежемесячно в соответствии с потребностью на месяц выдачи.
С учетом изложенного выше, с учетом ответа Министерства здравоохранения Пермского края, Комиссия антимонопольного органа не усматривает нарушений в действиях Заказчика, возложившего обязанность по выдаче молочных продуктов на поставщика.
Вместе с тем, необходимо отметить следующее.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В рассматриваемом случае, объектом закупки наряду с поставкой, является выдача молочных продуктов. Осуществление торговой деятельности Поставщиком не предполагается, следовательно, включение в описание объекта закупки спорного требования не правомерно, поскольку действие в данном случае Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" на эти правоотношения не распространяется.
В этой связи, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение положений, обозначенных в п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Семь нянь" на действия ГБУЗ ПК "Чусовская районная поликлиника" при проведении электронного аукциона на поставку и выдачу молочных продуктов для детского питания (каши) для детей (изв.N 0356300004116000094) обоснованной в части необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 сентября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2016