Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Семь нянь" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Юрлинская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку молочных смесей и каш для нужд ГБУЗ ПК "Юрлинская ЦРБ" (изв.N 0356300030616000026),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300030616000026 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку молочных смесей и каш для нужд ГБУЗ ПК "Юрлинская ЦРБ".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В п.1.2 проекта контракта содержится условие о том, поставка Товара, указанного в пункте 1.1 настоящего Договора, осуществляется одной партией в течение 7 календарных дней с момента заключения Договора.
Согласно п.5.1 проекта контракта поставка Товара осуществляется партиями по заявке Заказчика в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения заявки в период действия настоящего контракта, в рабочие дни с 09 до 17 часов по местному времени.
При указанных выше обстоятельствах сделать однозначный вывод о сроках поставки не представляется возможным, и, как следствие, Заказчиком нарушено положение п.2 ст.42 Закона о закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом закупки является поставка и выдача молочных продуктов для детского питания (смеси).
Так, в частности, в Техническом задании установлены следующие требования: п.1 - белки 1,2 -1,3 нуклеотиды - 2,0-3,5 мг., пребиотики - 0,2-08 г., железо - 0,3-0,53 мг., упаковка не менее 400 грамм, п.2 - натрий - 10-100 мг.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе, в данной ситуации, и к его составу.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется, в том числе, техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013 (далее - Регламент), в соответствии с п.1 которого, настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В соответствии с п.61 Регламента продукция детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста должны выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза только фасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую следующий объем (или массу): 1 кг - сухие продукты (адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси, сухие кисломолочные смеси, пищевая продукция прикорма на молочной основе, продукты моментального приготовления, молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой).
В Регламенте также содержатся нормируемые показатели, например, допустимый нормируемый уровень белка в адаптированных молочных смесях составляет 1,2-1,7 гр. и т.д.
Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее - Решение) утвержден, в частности, допустимый уровень натрия в каше - не более 500 мг.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что Заказчик вправе устанавливать показатели товара, которые являются стандартными, иным образом, например, сужать их, но данные показатели должны соответствовать пределам, установленным, в частности, в Регламенте, в Решении.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено (и не оспаривалось подателем жалобы), что нормированные показатели, установленные Заказчиком, например, белок, натрий заужены, но они входят в пределы, установленные Регламентом, Решением.
Как указано выше, Закон о закупках обязывает Заказчика при описании в документации о закупке объекта закупки использовать стандартные показатели, которые предусмотрены, в данном случае, законодательством о техническом регулировании. В случае, если технические параметры объекта закупки сужены, то аукционная документация должна содержать обоснование необходимости использования показателей, отличных от стандартных (п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках).
Комиссией установлено, что обоснование необходимости использования показателей, отличных от стандартных, в документации о закупке отсутствует.
При таких обстоятельствах Заказчиком нарушено положение, обозначенное в п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что характеристикам, установленным в п.1 Технического задания соответствует исключительно смесь "Малютка", и, как следствие, установленные требования ведут к ограничению количества участников закупки, отклоняется как несостоятельный.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Комиссией установлено, что содержащимся в аукционной документации требованиям соответствуют также смесь "Семпер Нутрадефенс" производства компании "Семпер". В коммерческих предложениях, на основании которых была сформирована начальная (максимальная) цена контракта, к поставке предлагаются, в частности, смеси "Малютка", "Семпер Нутрадефенс".
То есть в спорной части требования Закона о закупках Заказчиком не нарушены.
Комиссия отмечает, что ООО "Семь нянь", являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Кроме того, ООО "Семь нянь" не является производителем испрашиваемого товара, а выступает как поставщик-продавец, приобретающий товары для покупателя, и не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком. Доказательств того, что ООО "Семь нянь" не может приобрести спорный товар Комиссии не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Семь нянь" на действия ГБУЗ ПК "Юрлинская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку молочных смесей и каш для нужд ГБУЗ ПК "Юрлинская ЦРБ" (изв.N 0356300030616000026) обоснованной в части отсутствия в документации о закупке обоснования необходимости использования показателей, отличных от стандартных.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований п.2 ст.42 Закона о закупках.
4. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 сентября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2016