Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Члена Комиссии - специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Саенко,
при участии представителя ГБУЗ "ГКБ им. М.Е.Жадкевича ДЗМ": Нишкуровой Е.В.,
в отсутствие представителей ЗАО "ФАРМА-СЕВЕР", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/40718 от 07.09.2016, NМГ/41146 от 09.09.2016,
рассмотрев жалобу ЗАО "ФАРМА-СЕВЕР" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. М.Е.Жадкевича ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку готовых лекарственных форм для нужд ГБУЗ "ГКБ им. М.Е.Жадкевича ДЗМ" (Закупка N 0373200013816000248) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/40718 от 07.09.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерно установленное требование в аукционной документации о предоставлении документов, подтверждающих качество товара в составе второй части заявки, а именно регистрационное удостоверение Министерства здравоохранения и социального развития РФ, сертификат соответствия Госстандарта РФ (декларацией о соответствии) и сертификат (паспорт) качества производителя, другими документами по качеству, предусмотренными законодательством РФ.
На заседании Комиссии Управления установлено, что наименование закупки сформулировано как "поставка готовых лекарственных форм", при этом, по мнению Заявителя, требуемый в Техническом задании объем лекарственного препарата "Нитрофурал" 350 мл указывает на то, что объектом закупки является экстемпоральное лекарственное средство, то есть изготавливаемое аптечными организациями, и не является зарегистрированным в Государственном реестре лекарственных средств, в связи с чем, участнику закупки не представляется возможным предоставить в составе заявки требуемые Заказчиком вышеуказанные документы, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил документы и доказательства, подтверждающие правомерность установления требования Технического задания относительно представления документов о подтверждении качества товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявитель указывает на неправомерно установленное Заказчиком требование в Технической части аукционной документации, а именно: "Обязательно наличие у участника размещения заказа собственной действующей лицензии в соответствии с Федеральный законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Лицензии на осуществление производства лекарственных средств; Письмом Минздравсоцразвития России от 03.02.12г N 25-1/10/2-855 и Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011г N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности".
П.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.56 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" экстемпоральные лекарственные препараты изготавливаются аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика содержится нарушение п.1 ч.1 ст.31 и ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, в Технической части аукционной документации Заказчиком установлен неисполнимый срок поставки, а именно: "Поставка товара осуществляется полной партией или частями в течении 1 дня после поступления подписанной уполномоченным лицом Заказчика письменной Заявки по форме утвержденной контрактом. Поставщик обязан обеспечить поставку товара в медицинское учреждение в установленные технической документацией аукциона сроки независимо от погодных условий, таможенных режимов, а также режима работы производителя. В целях рационального обеспечения, количество и ассортимент товара, указываемого в каждой заявке, определяется Заказчиком в одностороннем порядке. В случае необходимости Заказчик в любое время имеет право подать экстренную заявку, которая должна быть исполнена Поставщиков в течение 5 (пяти) часов с момента ее получения Поставщиком не зависимо от способа передачи заявки поставщику", что ограничивает круг участников по территориальному признаку.
В силу ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что сроки и порядок поставки установлены подобным образом в целях рационального определения лечебного процесса. В больнице нет отдельного определенно большого места для хранения экстемпоральных препаратов, вместе с тем, больница проводит плановые и внеплановые операции, требующие наличие определенного количества препарата, в связи с чем, установлено требование доставки лекарственного препарата в течение пяти часов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Технической части аукционной документации неправомерно установлено требование к условиям доставки товара: "Транспортировка Товара до Заказчика должна осуществляться непосредственно Поставщиком с использованием транспортных средств (специально предназначенных, либо специально оборудованных (наличие действующего на момент доставки товара санитарного паспорта на транспортное средство), соответствующих требованиям, предъявляемым к перевозкам лекарственных средств. Поставщик обязан обеспечить надлежащий температурный режим, необходимый для соблюдения соответствующих условий транспортировки Товара (перевозка термолабильных препаратов осуществляется при условии соблюдения непрерывности "Холодовой цепи")".
Согласно доводам жалобы, в соответствии с действующим законодательством, в том числе, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.01.200 N 122 "О личной медицинской книжке и Санитарном паспорте на транспортное средство для перевозки пищевых продуктов" предусмотрено наличие у транспортного средства действующего санитарного паспорта в отношении перевозки пищевых продуктов.
В силу ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика затруднился пояснить, на основании каких нормативных документов в аукционной документации установлено требование о наличии действующего на момент доставки товара санитарного паспорта на транспортное средство в отношении перевозок лекарственного препарата.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено торговое наименование лекарственных средств, являющихся объектом закупки.
В силу п.1,6 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы, объектом закупки является лекарственное средство с МНН Хлоргексидина биглюконат, раствор 0,02% для наружного применения стерильный в стеклянном флаконе не менее 400 мл.
Согласно данным Государственного Реестра лекарственных средств (ГРЛС) МНН Хлоргексидина биглюконат соответствует только одно лекарственное средство - Гексикон, таблетки вагинальные.
Лекарственные средства, выпускаемые в качестве раствора для местного и наружного применения имеют МНН Хлоргексидин.
Хлоргексидина биглюконат - торговое наименование лекарственных средств, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указание в Техническом задании аукционной документации на торговое наименование "МНН Хлоргексидина биглюконат" является технической ошибкой.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1,6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ЗАО "ФАРМА-СЕВЕР" на действия ГБУЗ "ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований относительно представления участниками закупки регистрационных удостоверений и подтверждений качества товара, наличии лицензии на производство лекарственных средств, наличии санитарного паспорта на транспортное средство.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 и ч.6 ст. 31, п.1, 6 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.А. Орехов
М.О. Саенко
Исп. Саенко М.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 сентября 2016 г. N 2-57-10042/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2016