Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени В.В. Вересаева Департамента здравоохранения города Москвы": Д.С. Ульянова,
при участии представителя ООО "Рельеф": И.И. Мязитова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени В.В. Вересаева Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию (эксплуатации) инженерных систем, оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений, организации эксплуатации лифтов (лифтёры) ГБУЗ "ГКБ им. В.В.Вересаева ДЗМ" (Закупка N 0373200001316000303) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок, а именно установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.09.2016 N МГ/42494 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Пакля льняная" установлены требования к фактической влажности, массовой доле посторонних примесей, фактической засоренности, массовой доле костры;
- в п. "Пластина резинотканевая и резиновая" установлены требования к относительному удлинению при разрыве, относительной остаточной деформации при сжатии, условной прочности при растяжении, твердости, коэффициенту морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия;
- в п. "Затирка для швов" установлены требования к плотности смеси, готовой к применению, подвижности по погружению конуса, прочности на сжатие в возрасте 28 суток, прочности на растяжение при изгибе в возрасте 28 суток, адгезии к бетону в возрасте 28 суток.
На заседании Комиссии Управления затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик, и затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований "Предварительный расчетный номер очеса: Не должно быть менее 10", "Сорт очеса: Не должно быть более 12" к товару "Очес льняной", поскольку, по мнению Заявителя, данные требования не соответствуют требованиям ГОСТ Р 53486-2009 "Очес льняной. Технические условия", согласно которому с учетом требований аукционной документации к предварительному расчетному номеру очеса сорт очеса должен быть 10 или 12.
Также, по мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о соответствии товара "Смазка силиконовая" требованиям ГОСТ 481-80 "Паронит и прокладки из него. Технические условия", "Смазка водоотталкивающая WD 40 или эквивалент" - ГОСТ 21150-87 "Смазка Литол-24. Технические условия", "Кабель силовой тип 1" - ГОСТ 1759.0-87 "Болты, винты и шурупы. Радиусы под головкой", "Краска масляная мумия, сурик железный и охра" - ГОСТ 22483-2012 "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров", поскольку, данные ГОСТ не распространяются на указанные товары.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы Заявителя, а также пояснил вышеуказанные нарушения следствием технической ошибки при формировании аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации к товарам "Очес льняной", "Смазка силиконовая", "Смазка водоотталкивающая WD 40 или эквивалент", "Кабель силовой тип 1", "Краска масляная мумия, сурик железный и охра" составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком избыточных требований в п. 16, 17, 19, 20 Приложения N1 к техническому заданию.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя отсутствует указание на конкретные положения п. 16, 17, 19, 20 Приложения N1 к техническому заданию, которые по его мнению установлены Заказчиком неправомерно, а также препятствуют формированию первой части заявки на участие в аукционе.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку, по мнению Заявителя, Заказчику достаточно установить требования о соответствии данных товаров положениям ГОСТ, а также требований к сорту товара:
- в п. "Унитаз" установлены требования к посечкам, остеклованным местам, общему числу допустимых дефектов, пленкам;
- в п. "Пакля льняная" установлены требования к маркировке, наличию в вытряске и ниточной рвани замасленного волокна, тряпок, металлических примесей;
- в п. "Пластина резинотканевая и резиновая" установлены требования к рабочему давлению в среде инертных газов.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком следующих требований к товарам, применемым при выполнении работ:
- в п. 8 "Краска масляная белила цинковые" установлены требования "Массовая доля пленкообразующего вещества Не менее 24 %", "Массовая доля летучего вещества Не более 27 %", "Степень перетира Не более 70 мкм", "Укрывистость невысушенной пленки краски Не более 200 г/м2", "Марка МА-15 или МА-22 или МА-15Н или МА-22Н", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", согласно которому массовая доля пленкообразующего вещества в краске марки МА-15 должна быть не менее 30 %, массовая доля летучего вещества - не более 14 %, степень перетира - не более 40 %, укрывистость невысушенной пленки - не более 170 %;
- в п. "Пластина резинотканевая и резиновая" установлены требования "Класс пластины Первый или второй", "Толщина 30 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия", согласно которому пластины 1 класса изготавливаются толщиной от 1 до 20 мм.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 10503-71 массовая доля пленкообразующего вещества в краске марки МА-22Н должна быть не менее 24 %, степень перетира - не более 70 %, укрывистость невысушенной пленки - не более 200 %, массовая доля летучего вещества в краске марки МА-22 должна быть не более 27 %; согласно ГОСТ 7338-90 пластины 2 класса изготавливаются толщиной от 1 до 60 мм.
В составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих, данные доводы жалобы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении в аукционной документации указанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени В.В. Вересаева Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Пакля льняная", "Пластина резинотканевая и резиновая", "Затирка для швов", "Очес льняной", "Смазка силиконовая", "Смазка водоотталкивающая WD 40 или эквивалент", "Кабель силовой тип 1", "Краска масляная мумия, сурик железный и охра"
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (доб. 192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 сентября 2016 г. N 2-57-10505/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2016