Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение Капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы": Е.Н. Абрамович,
в отсутствие представителей ООО "Альфа Тендер", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/42654 от 20.09.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Альфа Тендер" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение Капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение генподрядных работ по капитальному ремонту (общестроительные работы, слаботочные системы, вентиляция) хирургического корпуса 3А ГБУЗ "Детская городская больница N13 им. Н.Ф. Филатова Департамента здравоохранения города Москвы" (Закупка N 0373200053816000224) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.09.2016 N МГ/42654 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требований к срокам хранения и гарантийным срокам хранения товаров "Растворы,N 1", "Олифа оксоль,N 1", "Мастики клеящие каучуковые", "Растворы,N 2", "Эмаль пентафталевая", поскольку, по мнению Заявителя данные требования является неправомерными при описании характеристик указанных товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к срокам хранения растворов строительных установлены в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", олифы оксоль - ГОСТ 190-78 "Олифа оксоль. Технические условия", мастикам клеящим каучуковым - ГОСТ 24064-80 "Мастики клеящие каучуковые. Технические условия", "Эмаль пентафталевая" - ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия", при этом вышеуказанным ГОСТ установлены конкретные значения сроков хранения данных товаров, что, не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в п. "Пластины резиновые, N2" требования о том, что при выполнении работ необходимо применять пластины резиновые марок ТМКЩ, АМС, МБС, поскольку в соответствии с п. 21 ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия" пластины марки МБС являются маслобензостойкими, при этом, по мнению Заявителя, данные пластины не применяется при выполнении работ.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 21 Приложения N2 к ГОСТ 7338-90 рабочей средой пластин марки МБС является воздух помещений, емкостей и сосудов, азот и инертные газы.
По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования "Временное сопротивление проката: 300-680 Н/мм2", "Группа по назначению: ХП; ПК" к товару "Сталь тонколистовая холоднокатаная с дифференцированным цинковым покрытием", поскольку ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" не регламентирует требование к характеристике "Временное сопротивление проката".
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика указанная характеристика регламентируется ГОСТ 16523-97 "Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения. Технические условия".
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требования "Установленный срок службы: не менее 5 или не нормируется лет" к товару "Пластины резиновые, N3", поскольку в соответствии с ГОСТ 7338-90 гарантийны срок эксплуатации пластин 1-о класса равен 3 годам, 2-го класса - 1 году со дня ввода в эксплуатацию.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно ГОСТ 7338-90 гарантийны срок эксплуатации пластин 1-о класса равен 3 годам, 2-го класса - 1 году со дня ввода в эксплуатацию, при этом в соответствии с п. 21 Приложения N2 к данному ГОСТ установленный срок службы для пластин 1-го класса должен быть не менее 5 лет.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о применении при выполнении работ товара "Лампы накаливания общего назначения", поскольку в соответствии с ч. 8 ст.10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что указанное ограничение установлено только в отношении ламп накаливания мощностью сто ватт и более.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований "Марка: Тепломорозокислотощелочестойкая и атмосферомаслостойкая", "Тип: I, II" к товару "Пластины резиновые, N1", поскольку в соответствии с п. 1.2.1 ГОСТ 7338-90 атмосферомаслостойкие пластины резиновые изготавливаются только I типа.
Однако, в соответствии с п. 1.2.1 ГОСТ 7338-90 тепломорозокислотощелочестойкие резиновые пластины изготавливаются как I, так и II типа.
Также, по мнению Заявителя требование аукционной документации "Электрическое сопротивление токопроводящей жилы постоянному току, пересчитанное на 1 км длины и температуру 20 °С, среднее значение: 84.0-92.1 Ом" к товару "Кабели телефонные", поскольку, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе ("Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения") является неправомерным, поскольку значения данной характеристики не могут быть представлены в виде диапазонного значения.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих вышеуказанные доводы жалобы, в частности свидетельствующих о том, что производителями кабелей телефонных сведения о среднем значении электрического сопротивления токопроводящей жилы постоянному току, пересчитанное на 1 км длины и температуру 20 °С публикуются в виде конкретного значения, и свидетельствующих о невозможности формирования при заполнении первой части заявки на участие в аукционе предложения в отношении указанных характеристик товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товару "Растворы, N1": "Погрешность дозирования для вяжущих материалов, воды, добавок: -1*_+1* %", "Погрешность дозирования для заполнителей: -2*_+2* %", поскольку данные требования устанавливаются к процессу производства растворов, а не самому раствору, а также требования "Способ нанесения: Методом пневматического и безвоздушного распыления; распылением в электрополе; струйным обливом; окунанием; кистью" к товару "Грунтовка глифталевая", поскольку данное требование является требованием к способу применения грунтовки при выполнении работ, а не самой грунтовке, что, по мнению Заявителя, является избыточными требованиями.
На заседании Комиссии Управления затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик, и затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Также, Заявитель в своей жалобе указывает на неправомерное установление Заказчиком следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Трубы напорные из полиэтилена" установлено требование "Массовая доля летучих веществ: 350*-500 мг/кг", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия", согласно которому массовая доля летучих веществ в трубах напорных должна быть не более 350 мг/кг;
- в п. "Изделия санитарные керамические: унитазы" установлено требование "Общее число дефектов на одном изделии: 0*-5*", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе ("Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения") является неправомерным требованием, поскольку значения данной характеристики не могут быть представлены в виде диапазонного значения;
- в п. "Лен трепаный" установлены требования "Нормированная массовая доля костры и сорных примесей: От 1* до 7*; не нормируется %", "Номер льна: От 11* до 24*", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10330-76 "Лен трепаный. Технические условия", согласно которому нормированная массовая доля костры и сорных примесей в лене N 11-24 должна быть от 1 до 5 или не должна нормироваться;
- в п. "Изделия санитарные керамические: умывальники" установлено требование "Общее число дефектов на одном изделии: 0*-5*", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе ("Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения") является неправомерным требованием, поскольку значения данной характеристики не могут быть представлены в виде диапазонного значения;
- в п. "Лампы накаливания общего назначения" установлено требование "Продолжительность горения каждой лампы: 70-100 % средней продолжительности горения ламп при расчетном напряжении, ч", "Средняя продолжительность горения ламп при расчетном напряжении: Не менее 1000 ч", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку Заказчиком установлено требование о предоставлении сведений о продолжительности горения каждой лампы в нескольких единицах измерения, а также с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе ("Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения") является неправомерным требованием, поскольку значения данной характеристики не могут быть представлены в виде диапазонного значения и поскольку продолжительность горения каждой лампы 71 % средней продолжительности горения ламп при расчетном напряжении 1000 ч должна быть 710 ч, что не соответствует установленному в аукционной документации требованию "70-100 ч";
- в п. "Кабели телефонные" установлено требование "Наружный диаметр кабеля: 21.1_29.4* мм", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе ("Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения") является неправомерным требованием, поскольку значения данной характеристики не могут быть представлены в виде диапазонного значения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком установлены указанные требования к товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления в документации о закупке указанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования конкурсных документаций Заказчика к товару "Трубы напорные из полиэтилена", "Изделия санитарные керамические: унитазы", "Лен трепаный", "Изделия санитарные керамические: умывальники", "Лампы накаливания общего назначения" "Кабели телефонные" составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявок на участие в открытых конкурсах и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа Тендер" на действия ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение Капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Растворы, N1", "Грунтовка глифталевая", "Трубы напорные из полиэтилена", "Изделия санитарные керамические: унитазы", "Лен трепаный", "Изделия санитарные керамические: умывальники", "Лампы накаливания общего назначения" "Кабели телефонные".
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Л.Н. Харченко
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 сентября 2016 г. N 2-57-10551/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2016