Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы": Г.П. Осипова, А.С. Русакова,
в отсутствие представителей ООО "Агат", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.N10/43247 от 22.09.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту в ГБУ Пансионат для ветеранов труда N31 (Закупка N0373200041516000149) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 22.09.2016 N10/43247 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации противоречивых требований к месту выполнения работ, предусмотренных техническим заданием, а также установления неисполнимого срока выполнения работ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в п. 11 технического задания срока выполнения работ с 05.07.2016 по 30.09.2017, поскольку, по мнению Заявителя, данный срок выполнения работ не соответствует сроку. Установленному в п. 4 информационной карты аукционной документации, которым установлен период выполнения работ с 05.07.2016 до 31.12.2016 г.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что закупка осуществляется на выполнение работ в 2016 и 2017 годах, при этом в п. 4 аукционной документации указано 2 периода выполнения работ для каждого финансового года, а именно с 05.07.2016 до 31.12.2016 г. и с 01.01.2017 до 30.09.2017 г.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что указанный в аукционной документации Заказчика адрес выполнения работ может вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствовать формированию заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при оказании услуг.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товару "Краски масляные": "Укрывистость невысушенной пленки краски должна быть не более 65 г/м2", "Цвета красок должен быть красно-коричневый, коричневый", поскольку, по мнению Заявителя указанное требование не соответствует ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", согласно которому укрывистость невысушенной пленки краски красно-коричневого цвета должна быть не более 50 г/м2.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 10503-71 укрывистость невысушенной пленки краски коричневого цвета должна быть не более 65 г/м2.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при оказании услуг, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения лабораторных исследований:
- в п. "Краски масляные" установлены требования к времени высыхания до степени 3, а также условной светостойкости пленки;
- в п. Пиломатериалы хвойных пород (доски)" установлены требования к количеству и размерам пороков древесины;
- в п. "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные)" установлены требования к выдерживаемому гидравлическому давлению, нижним предельным отклонениям наружного диаметра и толщины стенки, верхнему предеьному отклонению наружного диаметра, кривизна труб на 1 м длины, величине скоса торца, предельным отклонениям по массе труб;
- в п. "Эмаль ПФ-115" установлены требования к эластичности пленки при изгибе, адгезии пленки, времени высыхание до степени 3, степени перетира, укрывистости высушенной пленки, внешнему виду пленки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил скриншоты сайтов производителей и поставщиков вышеуказанных товаров, подтверждающих возможность определения участниками закупки значений указанных характеристик применяемых товаров.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы, а также свидетельствующих о том, что значения указанных характеристик применяемых товаров не могут быть установлены на момент формирования участниками закупки первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, по мнению Заявителя Заказчиком при формировании аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Растворы строительные" установлены требования "Норма подвижности по погружению конуса: должна быть от 7 см", "Марка по подвижности: должна быть Пк3; Пк2", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", согласно которому норма подвижности по погружению конуса растворов марки Пк2 должна быть свыше 4 до 8 см, марки Пк3 - свыше 8 до 12 см;
- в п. "Эмаль ПФ-115" установлены требования "Укрывистость высушенной пленки: не должно быть более 100 г/м2", "Сорт: должен быть высший, первый", "Цвет эмали: должен быть коричневый, вишневый", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия", в соответствии с которым укрывистость высушенной пленки эмали вишневого цвета высшего сорта не нормируется;
- в п. "Конструктивные элементы с преобладанием горячекатаных профилей (Швеллеры стальные горячекатаные)" установлены требования "Масса 1 м: должна быть не менее 10.4кг", "Ширина полки: должна быть не менее 52мм", "Высота швеллера: должна быть не менее 120 но не более 160мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент", согласно которому масса 1 м швеллера высотой 120 мм должна быть 10,40 кг, 140 мм - 12,30 кг, 160 мм - 14,20 кг; ширина полки швеллера высотой 120 мм должна быть 52 мм, 140 мм - 58 мм, 160 мм - 64 мм.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить какими регламентами, стандартами и положениями законодательства об осуществлении закупок руководствовался Заказчик при установлении вышеуказанных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, а также затруднился обосновать необходимость установления в аукционной документации требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования конкурсных документаций Заказчика к товарам "Растворы строительные", "Эмаль ПФ-115", "Конструктивные элементы с преобладанием горячекатаных профилей (Швеллеры стальные горячекатаные)" составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявок на участие в открытых конкурсах и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупок.
3. По мнению Заявителя жалобы, в Инструкции по заполнению первой части заявки установлены требования к форме заявки на участие в аукционе: "в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что вышеуказанное положение Инструкции по заполнению первой части заявки является одним из типовых положений рекомендованной Инструкции по заполнению первой части заявки, которое, в свою очередь, устанавливает порядок заполнения заявки на участие в аукционе и позволяет участникам закупки предоставить конкретные значения требуемых показателей, либо поставить прочерк "-", либо указать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
Кроме того, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системы при установлении вышеуказанного положения в Инструкции по заполнению первой части заявки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Агат" на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы" обоснованной в части неправомерных требований к товарам "Растворы строительные", "Эмаль ПФ-115", "Конструктивные элементы с преобладанием горячекатаных профилей (Швеллеры стальные горячекатаные)".
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее, в рамках рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N 2-57-10247/77-16 от 16.09.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.А. Сологов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 сентября 2016 г. N 2-57-10713/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2016