Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 октября 2016 г. N рз-1372-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Егольникова Г.А., Надеин А.Ю.,
от уполномоченного органа - представлены все запрашиваемые документы, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей уполномоченного органа;
от ИП Аракелова Д.А., Бочкаревой Э.Э., ИП Черняк Г.Е. - представители не прибыли,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила ИП Аракелова Д.А., Бочкаревой Э.Э., ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика - Управления городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска по факту закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300002916000056 "Аукцион в электронной форме N 46 - ЭА на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство тренировочной площадки на спортивном комплексе в районе поймы реки Подкумок, г. Кисловодск"".
По мнению заявителей жалоб, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ИП Аракелова Д.А. установлено:
Согласно части 3 статьи 50 и части 2 статьи 65 Закона N 44 - ФЗ конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) без взимания платы.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно пункту 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно подпунктам "л" и "м" пункта 14 правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать:
- возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
- возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
Заказчик выложил в ЕИС документ "Приложение N1 к ТЗ - Требования к товарам (материалам).pdf". Данные документы не обеспечивают возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), что нарушает подпункты "л" и "м" пункта 14 правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, а также пункт 3 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470.
Жалобы заявителя ИП Аракелова Д.А. обоснованная.
Так же данный довод отражен в жалобах заявителей Бочкаревой Э.Э. и ИП Черняк Г.Е.
3. По доводам заявителя жалобы Бочкаревой Э.Э. установлено:
1). Файл "Приложение N1 к ТЗ - Требования к товарам (материалам).pdf" составлен Заказчиком в некопируемом формате PDF на 91 листе. (подробно данный довод раскрыт выше).
2) Заказчик в Техническом задании предъявляет требования к результатам испытаний на отдельные материалы, например:
Наименование материала. |
Требования к результатам испытаний. |
Керосин. |
Массовая доля серы не более 1,0%. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле не ниже 28. Зольность не более 0,005 % массы. |
Кислород технический газообразный. |
Объемная доля водяных паров не более 0,009%. |
Уайт - спирит. |
Летучесть по ксилолу до 4,5. Массовая доля ароматических углеводородов не более 16%. Анилиновая точка не выше 65 градусов по Цельсию. |
Цемент. |
Массовая доля оксида магния в клинкере не более 5%. Массовая доля ангидрида серной кислоты не более 4,0% по массе. |
Битумы нефтяные дорожные жидкие. |
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле не ниже +45. |
Битум нефтяной дорожный вязкий. |
Температура размягчения по кольцу и шару не ниже +47 градусов Цельсия. |
Для того, чтобы узнать конкретные результаты (значения) данных требований, участникам закупки необходимо провести целый ряд испытаний.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, данные доводы заявителя Бочкаревой Э.Э. обоснованны.
4. По доводам заявителя жалобы ИП Черняк Г.Е. установлено:
Файл "Приложение N1 к ТЗ - Требования к товарам (материалам).pdf" составлен Заказчиком в некопируемом формате PDF на 91 листе. (подробно данный довод раскрыт выше).
Таким образом, в действиях заказчика - Управления городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска установлены нарушения требований пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
Вместе с тем, на участие в данной закупки было подано 3 заявок, ни одна заявка по доводам указным в жалобе заявителей ИП Аракелова Д.А., Бочкаревой Э.Э., ИП Черняк Г.Е. не была отклонена, что свидетельствует об отсутствии требований в аукционной документации, не позволяющих участникам закупки подать заявку на участие в торгах.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Остальные доводы жалобы заявителя Бочкаревой Э.Э., ИП Черняк Г.Е. не нашли своего отвердения по следующим основаниям:
По доводу 3 жалобы Бочкаревой Э.Э.:
Заказчиком, в Техническом задании, действительно предъявлены стандартные требования к результатам испытаний на отдельные материалы.
Все сведения, по указанным позициям, содержаться в паспортах на товар, а также сведения указаны в государственных стандартах, регламентирующих ту или иную продукцию. Для того, чтобы узнать конкретные результаты (значения) данных требований, участникам закупки нет необходимости проводить каких-либо испытаний, которые требуют временных и денежных затрат.
По доводам 1-4 жалобы ИП Черняк Г.Е.:
1). По обоим случаем, инструкцией предусмотрено положение: "Все значения размеров товаров (материалов), предельных отклонений размеров товаров (материалов), указанные заказчиком без сопровождения единиц измерения, следует читать в мм, показатели температуры в градусах Цельсия.". Единица измерения не является показателем или характеристикой товара, на что ссылается заявитель.
2). В данном случае, наличие скобок не имеет ни малейшего значения, в виду следующего. Во-первых, возведений в степень, ни одной из единиц измерений не производится. Во-вторых, в полном соответствии с правилами математики, в первую очередь производится произведение, далее по порядку. Более того, данная позиция не регламентируется государственными стандартами. Никаких нарушений при указании единицы измерения без скобок, в данном случае не допущено и суть не изменена.
3). Так, в инструкции определено, что все требования по позициям установлены в виде: колонка с максимальными значениями показателей, колонка с минимальными значениями показателей и часть общих требований. Так, по позиции N36 установлено: "Пленка грунтовки должна быть устойчива к изменению температуры до плюс шестьдесят (в колонке с максимальными значениями показателей) от минус сорок пять градусов Цельсия (в колонке с минимальными значениями показателей).".
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Аракелова Д.А. на действия заказчика - Управления городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска по факту закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300002916000056 "Аукцион в электронной форме N 46 - ЭА на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство тренировочной площадки на спортивном комплексе в районе поймы реки Подкумок, г. Кисловодск"" -обоснованной.
2. Признать жалобы Бочкаревой Э.Э., ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика - Управления городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска по факту закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300002916000056 "Аукцион в электронной форме N 46 - ЭА на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство тренировочной площадки на спортивном комплексе в районе поймы реки Подкумок, г. Кисловодск"" - частично-обоснованными.
3. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - Управления городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города-курорта Кисловодска и уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска не соответствующими требованиям пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
4. На основании пункта 3.35 Административного регламента ФАС по рассмотрению жалоб, поскольку указанное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результат осуществления закупки N 0321300002916000056 "Аукцион в электронной форме N 46 - ЭА на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство тренировочной площадки на спортивном комплексе в районе поймы реки Подкумок, г. Кисловодск"" - обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 октября 2016 г. N рз-1372-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2016