Резолютивная часть оглашена 07.06.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Комплект сервис" на положения документации открытого конкурса на выполнение работ по строительству обьекта "Школа-сад" пос.Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд администрации Гусь-Хрустального района (закупка N 0128200000116003791), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - Администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области (далее - заказчик) <_>, представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган) <_>.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Комплект сервис" (далее - ООО "Комплект сервис", Общество, заявитель), надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление N 04/2124-сни от 02.06.2016), явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
02.06.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис", перенаправленная по подведомственности из ФАС России (исх.N ГЗТУ/3007 от 01.06.2016), на положения документации открытого конкурса на выполнение работ по строительству обьекта "Школа-сад" пос.Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд администрации Гусь-Хрустального района (закупка N 0128200000116003791).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок. А именно:
1. Согласно локальной смете N 2-1-30 на технологическое оборудование, являющейся неотъемлемой частью документации, в рамках конкурса необходимо поставить технологическое оборудование пищеблока.
Вышеуказанное оборудование имеет код ОКПД 29 - машины и оборудование, не включенные в другие группировки.
Оборудование, относящееся к указанному коду, включено в "Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
Таким образом, вышеуказанное оборудование может закупаться исключительно путем проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона).
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в конкурсной документации не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта.
Согласно документации, в рамках конкурса необходимо выполнить ряд общестроительных работ, которые относятся к совершенного особенной и имеющей свою специфику сфере деятельности, для осуществления которой необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения.
Между тем, согласно документации, в рамках конкурса, помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при выполнении работ по строительству, также необходимо поставить следующие товары:
1) Оборудование для приготовления, хранения и подачи пищи: Плита электрическая бьгговая; Холодильник бытовой Indezit; Шкаф для посуды (купе); Картофелеочистительная машина, Посудомоечная машина СТ-1000, Мармит для вторых блюд Мастер, Хлеборезательная машина АХМ 300 и так далее.
2) Мебель: Стол приставной; Стенка офисная; Тумбочки под телевизор; Шкаф для хранения моющих средств (ДСП); Вешалка для гардероба старших классов; Стол ученический 2-х местный в комплекте co стульями и так далее.
3) Спортивное оборудование: Канат для лазания; Щит баскетбольный с кольцом и сеткой (тренировочный); Мат для физкультурного зала; Стенка гимнастическая; Конь гимнастический и так далее.
4) Посуда: Вилки; Кастрюля 15 л; Половники; Шумовка; Чайник; Миски пластиковые и так далее.
Вышеперечисленные товары технологически и функционально не связаны ни с предметом конкурса, ни между собой.
По мнению заявителя, включение указанного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта в рамках конкурса.
Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, юридическое лицо, осуществляющее строительные работы, должно соответствовать ряду установленных требований и являться членом саморегулируемой организации, подтверждением чего является свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Более того, данное требование установлено в конкурсной документации. Однако, далеко не каждая организация, занимающаяся поставкой специализированного оборудования, осуществляет строительные работы и имеет указанное свидетельство, опыт и оборудование.
Таким образом, компании, в том числе ООО "Комплект сервис", осуществляющие поставку специализированного оборудования, лишены возможности участвовать в данном конкурсе. Необходимость наличия свидетельства СРО, а также опыта исполнения контракта, служат главным препятствием для принятия участия в конкурсе.
Кроме того, указанные компании, являясь участниками рынка специализированного оборудования, могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и предложить к поставке более качественное оборудование, максимально соответствующее потребностям заказчика. Компании же, осуществляющие строительные работы, будут вынуждены обращаться к субпоставщикам, что не может обеспечить возможность формирования конкурентного ценового предложения, поскольку к стоимости оборудования, установленной производителем, будут прибавлены дилерская наценка, расходы по доставке от производителя к дилеру, расходы по хранению оборудования и другие. В результате цена данного оборудования, установленная субпоставщиками, не будет являться конкурентоспособной.
Представитель заказчика - Администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области пояснил следующее.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Заказчик в конкурсной документации и проекте контракта указал на возможность привлечения субподрядчиков для выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), которые подрядная организация не может выполнить собственными силами.
При таких обстоятельствах объединение в один лот выполнения строительно- монтажных работ и поставки оборудования и мебели не нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок и не влечет ограничение количества участников закупки.
Перечисленное в жалобе заявителя оборудование является сложным высокотехнологичным оборудованием, неразрывно связанным с объектом строительства. Установка и монтаж данного оборудования сопряжены с необходимостью подключения в нему сетей инженерных коммуникаций, кабелей электроснабжения, прокладываемых к стяжке пола, шинопроводов заземления, трубопроводов водоснабжения и водоотведения, также прокладываемых в стяжке пола и проходящих через отверстия, пробиваемые в плитах перекрытия, воздухоотводов общеобменной приточно-вытяжной вентиляции, также проходящих через отверстия, пробиваемые в плитах перекрытия. Конкретные точки помещений, к которым необходимо подведение инженерных коммуникаций, а также необходимое сечение электрических кабелей, диаметр трубопроводов, размеры вентиляционных зонтов, решеток и воздухоотводов зависят от технологических характеристик и конструктивных особенностей конкретных устанавливаемых моделей оборудования и могут быть определены, подготовлены и смонтированы только после его приобретения.
Закон о контрактной системе в сфере закупок регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов под "ключ", утвержденного постановлением Государственного строительного комитета СССР от 10.11.1989 N 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказании услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно пункту 2 Приложения к Положению об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Исходя из пункта 3.11. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утверждённой Постановлением Госстроя России от 05.03.2014 N 15/1, под объектом строительства рассматривается отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.).
На основании пункта 3.14. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 (редакция от 16.06.2014), сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя: стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря; прочие затраты.
Исходя из вышеизложенного, определяется взаимосвязь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, и выполняется единая цель закупки - создание готового к эксплуатации объекта. Поставляемое оборудование неразрывно связано с объектом строительства.
С учетом изложенного, заказчик просит признать жалобу ООО "Комплект сервис" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
11.05.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0128200000116003791 о проведении открытого конкурса и документация открытого конкурса на выполнение работ по строительству обьекта "Школа-сад" пос.Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд администрации Гусь-Хрустального района.
19.05.2016 размещены изменения извещения и конкурсной документации.
Начальная (максимальная) цена контракта - 258 395 810,00 руб.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Документация открытого конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд администрации Гусь-Хрустального района утверждена 21.04.2016 постановлением администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области N 274. На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок данная документация опубликована 11 мая 2016г.
Согласно конкурсной документации, код рассматриваемой закупки ОКПД2 - 41.20.40.000, предмет закупки - выполнение работ по строительству обьекта "Школа-сад".
Распоряжением правительства Российской Федерации от 21.03.2016г. N 471-р определен перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Работы строительные включены в данный перечень, однако, согласно сноске "4" (в редакции, действующей на момент утверждения конкурсной документации - 21.04.2016), из перечня исключаются работы строительные, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Поскольку начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 258 395 810,00 рублей, то есть превышает 50 млн. рублей, заказчик не обязан проводить закупку в форме электронного аукциона.
Как следует из пояснений заказчика, предметом закупки является выполнение работ по строительству обьекта "Школа-сад", то есть фактически это строительство объекта "под ключ". Заказчиком не осуществлялось объединение в один предмет закупки строительных работ, поставки мебели, оборудования и инвентаря, так как единой целью торгов (ввиду очевидных потребностей заказчика) есть приведение помещений в состояние, пригодное для осуществления деятельности образовательного учреждения, приобретение оборудования, мебели, инвентаря и выполнение строительных работ, которые являются в полной мере взаимосвязанными при выполнении строительства объектов "под ключ".
В то же время, заявителем не доказано, что формирование заказчиком объекта закупки в таком виде привело к ограничению конкуренции.
При этом, по мнению Комиссии, оборудование, включенное в объект рассматриваемой закупки, а именно: плита электрическая бьгговая, холодильник бытовой, шкаф для посуды (купе), картофелеочистительная машина, посудомоечная машина СТ-1000, хлеборезательная машина, стол приставной, стенка офисная, тумбочки под телевизор, шкаф для хранения моющих средств, вешалка для гардероба старших классов, стол ученический 2-х местный в комплекте co стульями и прочее, может приобрести любая строительная организация независимо от её специализации по ценам, сложившимся на рынке.
Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2015г. N 304-КГ15-1413.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия Владимирского УФАС России не усматривает в документации открытого конкурса на выполнение работ по строительству обьекта "Школа-сад" пос.Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд администрации Гусь-Хрустального района нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Комплект сервис" на положения документации открытого конкурса на выполнение работ по строительству обьекта "Школа-сад" пос.Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд администрации Гусь-Хрустального района (закупка N 0128200000116003791) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2016