Резолютивная часть оглашена 16.06.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Вода Отечества" на положения документации об электронном аукционе на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий (стерилизаторов паровых) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (закупка N 0128200000116005028), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Вода Отечества" (далее - ООО "Вода Отечества", Общество, заявитель) <_>, представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (далее - ГБУЗВО "ОКБ", заказчик) <_>, представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган) <_>.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
08.06.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Вода Отечества" на положения документации об электронном аукционе на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий (стерилизаторов паровых) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (закупка N 0128200000116005028).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
В пункте 46 Информационной карты аукционной документации указано: "Документы и информация, необходимые для подтверждения соответствия второй части заявки требованиям, установленным п.1,2,4,5,6,7 части 5 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ: копия лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники (в части технического обслуживания медицинской техники: периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; ремонт медицинской техники, контроль технического состояния медицинской техники). Федеральный закон от 04.05.2011г. N99-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники"".
Во второй части заявки на участие в электронном аукционе в составе документов ООО "Вода Отечества" может предоставить лицензию, полученную в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности), а именно лицензию на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники N ФС-99-03-003662 от 18.03.2013 года, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, срок действия - бессрочно. Однако данная лицензия не соответствует вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, лицензия ООО "Вода Отечества" является легитимной, то есть соответствующей закону. В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня видов, работ, услуг, которые выполняется, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 года N 469. Лицензия ООО "Вода Отечества" была получена 18.03.2013, то есть после вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ и выдана бессрочно, то есть обязательному переоформлению не подлежит. Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 18.02.2014 года N 04И-156/14 "О порядке переоформления лицензий в сфере производства и технического обслуживания медицинской техники", все лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники, предоставленные Росздравнадзором до вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ, подлежат переоформлению, но это не является обязательным.
Таким образом, заявитель считает, что указанные заказчиком требования к лицензии ограничивают количество участников закупки.
Представитель заказчика - ГБУЗВО "ОКБ" пояснил следующее.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.
Заказчиком в подпункте 2 пункта 46 информационной карты электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено следующее требование: "копия лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники (в части технического обслуживания медицинской техники: периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; ремонт медицинской техники, контроль технического состояния медицинской техники). Федеральный закон от 04.05.2011г. N99-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники"".
Действительно, согласно части 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона N 99-ФЗ, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
Однако, Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в статью 22 Федерального закона N 99-ФЗ были внесены изменения в части ее дополнения частью 6.1, в соответствии с которой "лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона N 99-ФЗ, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности)".
Таким образом, лицензии, выданные в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ, но до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" и не содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются и оказываются в составе конкретного вида деятельности, подлежат переоформлению в силу прямого указания в части 6.1 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ.
Так, лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники N ФС-99-03-003662 выдана ООО "Вода Отечества" Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения 18.03.2013, то есть до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469, и не содержит перечня работ и услуг, которые выполняются и оказываются в составе конкретного вида деятельности, а значит, подлежит переоформлению в силу указания части 6.1 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ.
Кроме того, в Письме Росздравнадзора от 18.02.2014 N 04И-156/14 "О порядке переоформления лицензий в сфере производства и технического обслуживания медицинской техники" указано, что все лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники, предоставленные Росздравнадзором до вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, то есть до 04.11.2011, подлежат переоформлению в связи с изменением наименования вида деятельности и отсутствием в них видов работ (услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
Более того, в вышеуказанном Письме Росздравнадзора от 18.02.2014 N 04И-156/14 указано, что все лицензии, предоставленные Росздравнадзором до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469, то есть до 15.06.2013, подлежат переоформлению в связи с отсутствием в них введенных постановлением видов работ (услуг)".
Таким образом, в документации электронного аукциона заказчиком установлено требование к наличию лицензии в соответствии с действующим законодательством.
На основании вышеизложенного ГБУЗВО "ОКБ" полагает, что установленное в аукционной документации требование не нарушает положений Закона о контрактной системе в сфере закупок, и просит признать жалобу ООО "Вода Отечества" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
02.06.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0128200000116005028 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий (стерилизаторов паровых) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта - 344 735,86 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требованиям к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 2 статьи 9 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.
Пунктом 46 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники (в части технического обслуживания медицинской техники: периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; ремонт медицинской техники, контроль технического состояния медицинской техники), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
Комиссия пришла к выводу, что данное требование является неправомерным, так как лицензия на производство и техническое обслуживание медицинской техники должна соответствовать Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По мнению Комиссии, указание заказчиком о наличии у участников закупки лицензии с указанием конкретных видов работ согласно Положению о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469, ведет к ограничению числа участников закупки.
Комиссия пришла к выводу, что в документации об электронном аукционе должно быть установлено требование к участникам закупки о представлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, рассматриваемая документация об электронном аукционе требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Вода Отечества" на положения документации об электронном аукционе на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий (стерилизаторов паровых) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (закупка N 0128200000116005028) по доводам, изложенным в ней, обоснованной.
2. Признать заказчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2016