Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Щур О.О. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
В присутствии представителя от уполномоченного учреждения - Громовой К.Ю., в отсутствии представителей заказчика и заявителя, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Территория красоты" на положения аукционной документации утвержденной ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка компьютерного томографа" (извещение N 0361200015016002798),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "Территория красоты" (далее также - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации утвержденной ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее также - Уполномоченное учреждение) для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка компьютерного томографа" (извещение N 0361200015016002798) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя жалобы, аукционная документация утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
16.08.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация, утвержденная Уполномоченным учреждением.
Общество в своей жалобе указывает следующие доводы:
1) Заказчик в п. 14 Раздела II. документации об электронном аукционе установил требования к содержанию и составу второй части заявки, а именно "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов: сертификат о происхождении товара. Установив обязательное требование о наличии во второй части заявки сертификата о происхождении товара СТ 1, заказчик ограничивает возможность участия в закупке, участников, которые предлагают товар иностранного происхождения, так как сертификат по форме СТ 1 не выдается в отношении товаров происходящих из иностранных государств.
2) Заказчик в п. 14 Раздела II. документации об электронном аукционе устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые должны содержаться в составе заявки участника закупки. При этом в данном разделе документации отсутствует требование о предоставлении в составе заявки лицензии. При этом в п. 9.2 Разделе III. документации и п. 3.1.5 Проекта контракта Заказчик установил требование о наличии "лицензии на техническое обслуживание медицинской техники у Исполнителя", что противоречит п. 14 "Требование к содержанию и составу заявки" и является разночтением документации об электронном аукционе и не дает участникам закупки однозначно определить перечень необходимых документов для участия в закупке, что влечет за собой ограничение количества участников и ограничивает доступ к участию в аукционе.
3) Предметом закупки является "поставка компьютерного томографа", а не выполнение работ или оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники, тем самым, установив требование о наличии "лицензии на техническое обслуживание медицинской техники у Исполнителя" нарушает ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не дает возможность сделать конкретное однозначное предложение в отношении объекта закупки.
4) Заказчик неправомерно установил требование к предоставлению во второй части заявки именно копии регистрационного удостоверения, так как у участника есть право предоставить информацию о таком регистрационном удостоверении.
Представитель Уполномоченного учреждения возражал против доводов заявителя, просил признать жалобу необоснованной. Кроме того представлено письменное возражение.
Заказчиком также представлено письменное возражение на доводы жалобы.
1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Закона о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Постановление N 102) утвержден прилагаемый перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В указанный Перечень входят 33.10.11.11 Томографы компьютерные с количеством срезов от 1 до 64, являющийся предметом закупки (компьютерный томограф).
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе ребования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов. Аналогичное требование установлено в пункте 14. Информационной карты электронного аукциона, с указанием "сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102".
В пункте "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" извещения о проведении электронного аукциона для закупки 0361200015016002798 установлено следующее:
"Установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015". Аналогичное требование установлено в пункте 32 Информационной карты электронного аукциона, а именно: "32. Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами - Установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015г. N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, Заказчиком установлено требование о предоставлении во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие предлагаемого участниками аукциона товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а именно: сертификата о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан.
Таким образом, в случае осуществления заказчиком закупки медицинских изделий, оборудования, включенных в перечень, утвержденный Постановлением N 102, участник закупки, который предлагает товар, страной происхождения которого является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан, такой участник закупки с целью подтверждения страны происхождения товара в составе своей заявки должен представить сертификат формы СТ-1. Заявки иного участника, предложившего товар иностранного производства, отклонены не будут.
Первый довод заявителя признается необоснованным.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно аукционной документации необходима поставка оборудования готового к использованию, в том числе услуги по сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика. Такие требования указаны в Разделе III, в том числе в предмете контракта Проекта контракта.
Согласно в п. 9.2 Разделе III документации и п. 3.1.5 Проекта контракта Заказчик установил требование о наличии "лицензии на техническое обслуживание медицинской техники у Исполнителя". При этом в п. 7.1 Проекта контракта указано, что услуги выполняются Поставщиком лично. Также документация не содержит каких-либо условия о привлечении соисполнителей, тем самым установлено, что поставщик выполняет условия контракта лично.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" Заказчиком установлено требование о наличии лицензии на деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники установлено пунктом 3.1.5 Проекта контракта и пунктом 9.2. Раздела III "Описание объекта закупки" тем самым установил законное требование, предусмотренное ст. 31 Закона о контрактной системе.
Однако Заказчик, устанавливая требование о наличии лицензии на деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, без права привлечения соисполнителей, нарушил положения п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не установив требования о наличии лицензии в извещении о проведении электронного аукциона и в составе второй части заявки.
3. Учитывая вышеизложенное, установление требования о наличии лицензии на деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, к полномочиям Комиссии не относится рассмотрение жалоб о наличии нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Таким образом, решение вопроса о наличие либо отсутствии нарушений ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" передается в отдел контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Сахалинского УФАС России.
4. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Таким образом, требование Заказчика о наличии во второй части заявки на участие в открытом электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия, медицинское оборудование, на основании пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено правомерно.
В письме Федеральной антимонопольной службы России от 23 октября 2014 г. N АД/43043/14 "О разъяснении законодательства о контрактной системе" указано, что требование заказчика о наличии во второй части заявки на участие в открытом электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия или информации о таком удостоверении, на основании пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе правомерно.
Заказчик при рассмотрении заявок участников закупок может беспрепятственно пользоваться государственным реестром, размещенным на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Росздравнадзора.
Учитывая то, что вторые части заявок не рассматривались и заявка ООО "Территория красоты" не отклонялась, вывод заявителя о том, что, указанное требования может привести к ограничению количества участников закупок носит предположительный характер, и не подтвержден документально.
Таким образом, довод заявителя признается необоснованным.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Территория красоты" на положения аукционной документации утвержденной ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка компьютерного томографа" (извещение N 0361200015016002798) - обоснованной частично.
2. Признать Уполномоченное учреждение п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 6 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Уполномоченному учреждению и аукционной комиссии - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
5. Передать жалобу ООО "Территория красоты" в отдел контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Сахалинского УФАС России для рассмотрения по заявленным нарушениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии К.В. Солонин
О.О. Щур
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 7 сентября 2016 г. N 372/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2016