Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 октября 2016 г. N 2-57-12211/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
при участии представителей:
ФГБНУ "РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского": Киселева Д.В.,
ООО "Восток": Лысенко А.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Восток" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации питания граждан, находящихся на стационарном лечении в ФГБНУ "РНЦХ им. Акад. Б.В. Петровского" (Закупка N 0373100072116000239) (далее - Конкурс с ограниченным участием) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/49108 от 21.10.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В силу ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, используемым при оказании услуг:
-п. 38 "Сахар-рафинад": "Продукт должен соответствовать ГОСТ Р 31895-2012"; п. 39 Сахар-песок. В Техническом задании указано: "Продукт должен соответствовать ГОСТ Р 31895-2012", что, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение участников закупки, поскольку ГОСТ Р 31895-2012 заменён на ГОСТ 33222-2015;
-в Техническом задании в требованиях к сроку годности установлено "яйцо куриное диетическое при температуре +4С - не менее 30 суток", что, по мнению Заявителя, не выполнимо, поскольку в соответствии с п. 8.2.1 ГОСТ Р 31654-2012 хранение яиц диетических не более 7 суток;
-в п. 8 "Филе рыбное мороженое" среди необходимого ассортимента Заказчиком указана филе пикши. Указано требование: "Консистенция мяса (после размораживания) - плотная, присущая данному виду рыбы", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям п. 1.3.5 ГОСТ 3948-90, согласно которому консистенция мяса у пикши после размораживания нежная;
-п. 13 "Масло сладко-сливочное": "Масло должно быть ... высшего сорта"; "Вкус и запах - выраженный сливочный или невыраженный сливочный привкус", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия", согласно которому масло высшего сорта имеет только выраженный сливочный вкус;
-в п. 37 "Макаронные изделия" указан ассортимент: вермишель, соломка, рожки, перья, лапша, что, по мнению Заявителя, не позволяет идентифицировать данный ассортимент, поскольку в ГОСТ Р 31743-2012 указываются типы макарон: трубчатые, нитевидные, фигурные, короткие, длинные, одинарные, мотки;
-п. 43 "Крахмал картофельный": "Крахмал картофельный должен быть высшего или первого сорта. Цвет продукта белый или белый с сероватым оттенком". В соответствии с ГОСТ Р 53 876-2010 Крахмал картофельный. Технические условия, п. 4.1.1 цвет белый с сероватым оттенком имеет только крахмал второго сорта;
-в наименовании товара п. 44 "Соль поваренная пищевая "Экстра"", по мнению Заявителя, указана торговая марка (товарный знак) продукции ООО "Салина Трейд", что вводит в заблуждение участников закупки;
-в п. 1 "Блоки из жило ванного мяса (крупнокусковой полуфабрикат) замороженный" установлено требование о соответствии положениям ГОСТ Р 54704-2011, при этом, по мнению Заявителя, в наименовании товара объединены различные виды мяса: блоки из жило ванного мяса является одним видом продукта, при этом, их производство регулируется ГОСТ Р 54704-2011 "Блоки из жило ванного мяса замороженные. Общие технические условия"; мясо в виде крупнокусковых полуфабрикатов является иным видом продукта, производство которого регулируется ГОСТ 32951-2014 "Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия", при этом, крупнокусковые полуфабрикаты не изготовляются в виде блоков;
-п. 7 "Рыба мороженная" в наименовании пищевого продукта указано: "Рыба мороженная обезглавленная потрошенная", а также установлено требование: "Рыба должна быть потрошеной или потрошеной обезглавленной", что, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ГОСТ 33222-2015 является переизданием ГОСТ Р 31895-2012, содержащий требования, аналогичные ГОСТ Р 31895-2012. Также представитель Заказчика пояснил, что Заказчику при оказании услуг требуется товар по п. 9 "Яйца куриные пищевые не ниже первой категории", при этом, Заказчику не требуются яйца куриные диетические, а также слово "Экстра" в наименовании товара п. 44 "Соль поваренная пищевая "Экстра"" является сортом соли. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что конкурсная документация содержит требования о соответствии ГОСТ или иным техническим документам с показателями качества не ниже указанных в конкурсной документации.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, свидетельствующие об ограничении количества участников закупки и отсутствии возможности корректно сформировать заявку на участие в открытом конкурсе, а также о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что на участие в конкурсе с ограниченным участием участниками закупки подано 10 заявок, что также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3 Правил оценки: "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены; "значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах; "коэффициент значимости критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, деленный на 100; "рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки" - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком, в частности, установлен следующий порядок оценки:
"Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Величина значимости критерия оценки: 20 %
Коэффициент значимости критерия оценки: 0,2
Показатель 1. качество товаров (качество работ, качество услуг)
Максимальное значение показателя - 100 баллов
В рамках показателя в целях выявления лучших условий исполнения контракта оценивается качество оказания услуг, а именно:
- подробный перечень мероприятий по организации каждого из этапов оказания услуг в соответствии с условиями контракта и технического задания;
- подробное описание системы взаимодействия Заказчика и Исполнителя;
- развернутое предложение по контролю качества оказания услуг и контролю качества продуктов питания и сопутствующих товаров, используемых при оказании услуг;
- подробное описание дополнительных условий и предложений участника закупки, обеспечивающих высокое качество и эффективность исполнения контракта;
- предложения участника закупки по обеспечению профессиональной доподготовки и регулярного контроля качества знаний по специальности персонала, привлекаемого для оказания услуг по контракту.
Порядок оценки:
В соответствии с п.26 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085), оценка по данному показателю рассчитывается как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемые заявке (предложению) по показателю. Присуждается до 20 баллов по каждому показателю.".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в нарушение ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст.50 Закона о контрактной системе установленный порядок оценки заявок по вышеуказанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данному показателю критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также Заказчиком не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по вышеуказанному критерию.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Восток" на действия ФГБНУ "РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии С.И. Казарин
З.У. Несиев
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-12211/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
25.10.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
на основании решения Комиссии от 25.10.2016 по делу N2-57-12211/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Восток" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации питания граждан, находящихся на стационарном лечении в ФГБНУ "РНЦХ им. Акад. Б.В. Петровского" (Закупка N 0373100072116000239) (далее - Конкурс с ограниченным участием), в соответствии с Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Конкурсной комиссии Заказчика при рассмотрении и оценке заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием не учитывать порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также установить значимость критерия "Цена контракта" с учетом значимости критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2. Заказчику, Конкурсной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки (Закупка N0373100072116000239) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 25.10.2016 по делу N2-57-12211/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии Заказчика в срок до 09.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: С.И. Казарин
З.У. Несиев
Исп. Казарин С.И.
(495) 784-75-05 (182)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 октября 2016 г. N 2-57-12211/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2016