Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 октября 2016 г. N 20277/05-02(314Ж-16)
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 октября 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии- заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., с участием:
от заказчика - Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий (далее - заказчик), представитель по доверенности Добровский С.М.,
от заявителя - ООО "КОМФОРТ-РЕСУРС" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "КОМФОРТ-РЕСУРС" на действия заказчика - Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт полов в кабинетах 216, 225, 322, 416 учебного корпуса N1 ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий по программе "Доступная среда" (извещение N 0371100009316000003) (далее - аукцион), и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г.N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "КОМФОРТ-РЕСУРС" на действия заказчика - Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт полов в кабинетах 216, 225, 322, 416 учебного корпуса N1 ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий по программе "Доступная среда" (извещение N 0371100009316000003).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения государственного контракта на ремонт полов в кабинетах 216, 225, 322, 416 учебного корпуса N1 ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий по программе "Доступная среда" не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком в извещении и документации об аукционе в электронной форме неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с видами работ, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", со следующим видом работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство, а также требование о предоставлении данного документа участниками закупки в составе второй части заявки.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы и просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Государственным профессиональным образовательным учреждением Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий, 10.10.2016 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0371100009316000003 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт полов в кабинетах 216, 225, 322, 416 учебного корпуса N1 ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий по программе "Доступная среда" (извещение N 0371100009316000003) вместе с аукционной документацией.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме предметом закупки является выполнение работ по ремонту полов в кабинетах 216, 225, 322, 416 учебного корпуса N1 ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий.
Исходя из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать также документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г.N 44-ФЗ).
Частью 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ определено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исходя из части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организация строительства, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства включены в установленный в части 4 статьи 55.8 настоящего кодекса перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации капитального ремонта.
Согласно части 4 статьи 55.8 ГК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень), работы по организации капитального ремонта объектов жилищно-гражданского строительства оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, в случае, если предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства условием допуска к участию в таких закупках должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта объектов жилищно-гражданского строительства.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Исходя из пункта 5.1 Ведомственных строительных норм. Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с ВСН 58-88(р), утвержденных Приказом Государственного Комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - приказ от 23.11.1988 N 312), капитальный ремонт представляет собой устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Приложением к указанному приказу от 23.11.1988 N312 является перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, согласно которому замена отдельных участков покрытия полов, заделка выбоин, трещин в полах и основаниях под полы относятся к работам по текущему ремонту зданий и объектов капитального строительства.
В приложении N8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (МДС 13-14.2000), утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 определен перечень работ по капитальному ремонту. Согласно разделу V "Междуэтажные перекрытия и полы" указанного перечня к работам по капитальному ремонту междуэтажных перекрытий и полов относят в числе прочих работы по частичной (более 10% общей площади пола в здании) или сплошной смене всех видов полов и их оснований, переустройство полов в здании с заменой на более прочные и долговечные материалы.
В пункте 2.4.2 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) указано, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
В соответствии с приложением N7 к постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 к перечню работ, относящемуся к текущему ремонту в части полов, относятся работы по замене и восстановлению отдельных участков таких полов в здании, являющемся объектом капитального строительства.
В пункте 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме указано, что работы выполняются в соответствии с настоящим техническим заданием и локальным сметным расчетом.
Согласно локальному сметному расчёту "Ремонт полов в кабинетах N216, N225, N 322, N 416 учебного корпуса N 1, по программе "Доступная среда", по адресу: 150042, г. Ярославль, Тутаевское шоссе, д. 31а", являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, подрядчик при выполнении работ, являющихся предметом аукциона, должен осуществить в каждом из четырех кабинетов разборку плинтусов деревянных и из пластмассовых материалов, устройство плинтусов из плиток керамических, разборку покрытий полов из линолеума и релина, устройство покрытий на растворе их сухой смеси с приготовлением раствора в построечных условиях из плиток рельефных глазурованных керамических для полов многоцветных, заделку выбоин в полах цементных и др.
При анализе данного локального сметного расчета Комиссия установила, что подрядчику необходимо выполнить работы по ремонту 192,1 кв.м пола в кабинетах N216, N225, N 322, N 416 здания учебного корпуса N1 Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий (то есть осуществить замену покрытия полов из линолеума и релина на керамическую плитку). Представителем заказчика данные фактические обстоятельства не отрицались.
Согласно представленному заказчиком свидетельству о государственной регистрации права от 25.09.2015 N 76-76-18/004/2010-167 общая площадь здания учебного корпуса N1 Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий составляет 8 781,6 кв.м.
Таким образом, в ходе выполнения работ, являющихся предметом закупки, подрядчику необходимо осуществить следующие основные виды работ: частичную смену покрытий полов в здании учебного корпуса N1 Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий (причем суммарная площадь подлежащих замене участков покрытий полов составляет менее 10% общей площади пола в здании), то есть заменить отдельные участки общей площади пола в здании - учебного корпуса N1 Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий; заделку выбоин в цементных полах; разборку и устройство плинтусов.
Из анализа вышеприведенных правовых норм данные работы относятся к работам по текущему, а не капитальному ремонту объекта капитального строительства - учебного корпуса N1 Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий.
Исходя из положений извещения о проведении электронного аукциона и пунктов 10.1 (подпункта 1), 10.2 раздела I "Информационная карта" документации об аукционе в электронной форме, а также подпункта 2 пункта 18 указанного раздела аукционной документации заказчик установил требование о наличии у участников закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): пункт 33.3 Перечня "Жилищно-гражданское строительство", а также требование о предоставлении копии данного свидетельства в составе вторых частей заявок участников, тем самым допустив нарушения части 6 статьи 31 и части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ соответственно.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14
решила:
1. Признать жалобу ООО "КОМФОРТ-РЕСУРС" на действия заказчика - Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт полов в кабинетах 216, 225, 322, 416 учебного корпуса N1 ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий по программе "Доступная среда" (извещение N 0371100009316000003) обоснованной.
2. Признать заказчика - Государственное профессиональное образовательное учреждения Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий, нарушившим часть 6 статьи 31 и часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
2. Выдать заказчику - Государственному профессиональному образовательному учреждению Ярославской области Ярославский колледж управления и профессиональных технологий, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 октября 2016 г. N 20277/05-02(314Ж-16)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2016