изготовлено в полном объеме 20 октября2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также -Комиссия, Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. -заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Консилиум Медикал"(далее также -ООО "Консилиум Медикал", Общество, заявитель):не явились, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя заявителя;
от заказчика Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия)(далее также - Минздрав РС (Я), заказчик):не явились, представлено письменное пояснение по жалобе, а также ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заказчика;
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А.(представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО Консилиум Медикал" на действия заказчика Министерства здравоохранения РС (Я)/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку стола для кинезотерапии и массажа, тип Войта-Бобат (извещение N 0116200007916008270),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44 - ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
10 октября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО Консилиум Медикал" на действия заказчика Госкомюст РС(Я)/уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на действия заказчика Министерства здравоохранения РС (Я)/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку стола для кинезотерапии и массажа, тип Войта-Бобат(извещение N0116200007916008270).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 17 октября 2016 года в 12 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы по существу возражений от заинтересованных лиц не поступили.
Из содержания жалобы ООО "Консилиум Медикал" следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации:
1. Установленные заказчиком в аукционной документации технические характеристики поставляемого товара соответствуют только одному товару определенного производителя - Стол VARIO - LineR Vojta-Bobath, производства BEKA Hospitec (Германия), что влечет ограничение конкуренции.
По мнению заявителя, данный факт подтверждается из текста ответа на разъяснение о положениях аукционной документации от 03.10.2016 г., где указано, что требованиям аукционной документации соответствуют два товара производства KORUND Technomex (Польша) и BEKA Hospitec (Германия).
Так, о том, что столы производства KORUND Technomex (Польша) не соответствуют требованиям аукционной документации, по мнению подателя жалобы, подтверждается письмом ООО "Октопус", авторизованным дистрибьютором на территории России компании PHUTechnomexSp. Z.o.o. (Польша).
2. Также указывают, что заказчик незаконно установил требование к участникам закупки о предоставлении в составе второй части заявки копиисобственной лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники по виду "Приборы, аппараты и оборудование для физиотерапии" (В случае если участник размещения заказа получил лицензию в соответствии с положениями согласно Постановлению Правительства РФ N 469 от 03 июня 2013 вид не требуется) или лицензию на производство медицинской техники (В случае если участник размещения заказа является производителем поставляемого оборудования).
По мнению Общества, предметом закупки является поставка товара, а данная деятельность не подлежит лицензированию.
3. Кроме того, в аукционной документации установлено требование о предоставлении первой части заявки номера регистрационного удостоверения, сертификата о происхождении товара СТ-1, акта экспертизы (на товары, включенные в перечень товаров по постановлению N 656)*. Между тем, данное требование о предоставление этих данных также не предусмотрено действующим законодательством.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать соответствующее предписание заказчику.
В ходе рассмотрения дела представитель Госкомзакупок РС(Я) пояснила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Также согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Из положений данной статьи следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований,Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также отсутствуют требования к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно Порядку взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года N2425, заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке.
В соответствии с указанными нормами заказчиком в документации об электронном аукционе приведено описание объекта закупки и утверждено.
Согласно положениям ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно разъяснениям заказчика три различных столов соответствуют требованиям аукционной документации: стол KORUND Technomex, стол массажный СМ-ТС 01, столVARIO-LineR Vojta-Bobath.
Также, согласно сравнительной таблице, представленной заказчиком, требованиям документации соответствуют, как минимум товары двух производителей: стол VARIO-LineR Vojta-Bobath, стол кинезотерапииLojerBobath.
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком получены коммерческие предложения от трех потенциальных участников электронного аукциона ООО "Высокотехнологичная медицинская помощь", ООО "МК Велес", ООО "Якутская медицинская компания".
Таким образом, довод заявителя о том, что требования аукционной документации влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также конкуренции, не обоснован.
Также следует учесть, что предметом закупки поставка товара, а не их производство, препятствий произвести поставку товара не имеется.
Основной задачей Закона о контрактной системе является не обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции, то есть заказчик не обязан устанавливать требования, таким образом, чтоб охватить всех возможных поставщиков молочной продукции.
Таким образом, факт невозможности участия в данном аукционе ООО "Консилиум Медикал" не может свидетельствовать об ограничении конкуренции.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании.
На это, в частности указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявителем не приведены какие-либо доказательства, указывающие на необоснованное ограничение конкуренции, поскольку препятствий для участников закупки произвести поставку не имеется.
На участие в данном аукционе поступило четыре заявки, три заявки допущены к участию в электронном аукционе, факт ограничения количества участников закупки не подтвержден обстоятельствами дела, участниками предложен товар различных производителей: LojerBobath, "Лойер Ой" Финляндия, ООО НПФ "Реабилитационные технологии" Россия, ООО "Гелиокс" Россия.
Также дополнительно поясняет, что согласно Порядку взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года N 2425, заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, в том числе требования к составу заявки.
Подавая заявку в уполномоченный орган, заказчиком установлено, что в составе второй части участник закупки предоставляет копию собственной лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники по виду "Приборы, аппараты и оборудование для физиотерапии" (В случае если участник размещения 'заказа получил лицензию в соответствии с положениями согласно Постановлению Правительства РФ N 469 от 03 июня 2013 года вид не требуется) или лицензию на производство медицинской техники (в случае если участник закупки является производителем поставляемого оборудования).
Касательно регистрационного удостоверения, то в положениях аукционной документации установлено только об указании его наличия, таким образом, если требование к
регистрационному удостоверению не установлено в требованиях ко второй части заявки, данный документ предоставляется при поставке товара.
В пункте 5.3 проекта контракта установлено, что при поставке оборудования поставщик представляет следующую документацию: а) копию регистрационного удостоверения на оборудование, выданного Министерством здравоохранения Российской Федерации.
28.09.2016 года 17:18 уполномоченным органом направлена согласованная документация на утверждение, 28.09.2016 года в 17:31 заказчиком утверждена действующая редакция аукционной документации.
Указание заявителя на неправомерное установление требований по предоставлению в первой части заявки номеров регистрационного удостоверения, СТ -1, акта экспертизы не соответствует действительности, поскольку данные сведения указаны в рекомендованной форме заявки (часть 5аукционной документации) со сноской "*", что означает, что только в случае, установления таких требований в п. 34 Информационной карты аукционной документации.
Между тем, данные требования в п. 34 Информационной карты отсутствуют, следовательно, указывать данные сведения не требуется, кроме того данная форма носит рекомендательный характер и не подлежит обязательному применению. Следовательно, права и интересы заявителя не могут быть затронуты.
Просит признать жалобу необоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что заказчик не согласен с жалобой заявителя на основании следующего.
Заказчик, руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), основывается на принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также эффективностью осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, учитывая, что заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям, и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций, при описании объекта закупки, заказчик использовал требование о наличие пульта управления, исходя из нужд пользователя.
При анализе оборудования было учтено, что наличие ручного пульта управления более удобно при проведении процедур кинезетерапии, поскольку его использование возможно с любой стороны стола, что является наиболее оптимальной опцией для медицинского персонала.
Пневматический пульт управления с 2 кнопками позволяет быстро изменить высоту стола находясь у любой ее стороны. Длинный шнур пульта обеспечивает возможность изменить высоту стола, находясь на некотором удалении от него. Это особенно важно при проведении занятий по методам Войты/Бобата, когда врачу необходимо оценить правильность положения пациента "со стороны".
Кроме того, такие требования заказчиком были учтены при установлении начальной (максимальной) цены контракта требования к наличию пневматического электро-безопастного пульта управления.
Также указывают, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило на участие 4 (четыре) заявки со следующими предложениями:
Участник N1: Стол для кинезотерапии и массажа, тип Войта-БобатLojerBobath (2 секции), Финляндская Республика.
Участник N 2: Стол для кинезотерапии - TM Comfort, ХуангшанДжинфуМедикалЭкъюпмент Ко. ЛТД. КНР.
Участник N3: Стол массажный терапевтический "КИНЕЗО-ЭКСПЕРТ" вариант исполнения: Стол массажный 2-х секционный для Бобат и Войта терапии ММЦМ.941139.007 (1200), ООО НПФ "Реабилитационные технологии" (Россия).
Участник N4: Массажный стол Титулус 2, пр-во ООО "Гелиокс" (Россия).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.10.2016 года N0116200007916008270-1 к участию в аукционе были допущены 3 заявки следующих участников:
Участник N1: Стола для кинезотерапии и массажа, тип Войта-БобатLojerBobath (2 секции), Финляндская Республика.
Участник N3: Стол массажный терапевтический "КИНЕЗО-ЭКСПЕРТ" вариант исполнения: Стол массажный 2-х секционный для Бобат и Войта терапии ММЦМ.941139.007 (1200), ООО НПФ "Реабилитационные технологии" (Россия).
Участник N4: Массажный стол Титулус 2, пр-во ООО "Гелиокс" (Россия).
По второму доводу жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае, если законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, то указанные требования предъявляются к участникам закупки лично.
Пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники", согласно которому в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят работы (услуги) по перечню согласно приложению (п.3).
Пунктом 2 указанного перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в состав деятельности в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект государственного контракта, являющийся неотъемлимой частью аукционной документации, определяет следующее:
Согласно пункту 1.1. проекта контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку стола для кинезотерапии и массажа, тип Войта-Бобат (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образам оказанные Услуги.
Пункту 3.1.4 проекта контракта установлено, что Поставщик обязан использовать квалифицированный персонал для оказания Услуг по сборке, установке, монтажу и вводу Оборудования в эксплуатацию, по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика (Получателей), эксплуатирующих Оборудование, специалистов Заказчика (Получателей), осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, в количестве, необходимом для оказания Услуг надлежащего качества;
Согласно пункту 3.1.5 проекта контракта Поставщик обязан осуществлять сборку, установку, монтаж и ввод в эксплуатацию Оборудования в помещении или месте эксплуатации Оборудования, подготовленном в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования, с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Также в соответствии с пунктами 7.4 и 7.5 гарантия производителя на поставленное Оборудование составляет не менее 12 месяцев. Гарантия Поставщика на поставленное Оборудование составляет не менее срока действия гарантии производителя на Оборудование. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня подписания соответствующего Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 5 к Контракту).
Неисправное или дефектное Оборудование будет возвращено Поставщику за его счет в сроки, согласованные Заказчиком (Получателем) и Поставщиком. В случае замены или исправления дефектного Оборудования гарантийный срок на данное Оборудование продлевается.
В связи с чем, в пункте 31 Информационной карты аукционной документации установлены требования в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, а также дополнительные требования в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона N44-ФЗ., что участник размещения заказа в составе 2-й части заявки представляет копию собственной лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники по виду "Приборы, аппараты и оборудование для физиотерапии" (В случае если участник размещения заказа получил лицензию в соответствии с положениями согласно Постановлению Правительства РФ N 469 от 03 июня 2013 вид не требуется) или лицензию на производство медицинской техники (В случае если участник размещения заказа является производителем поставляемого оборудования).
На основании вышеизложенного, заказчиком при описании объекта закупки и при проведении электронного аукциона соблюдено требование Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не нарушены условия Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Якутского УФАС России, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29 сентября 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" размещено извещение N 0116200007916008270 о проведении электронного аукциона на поставку стола для кинезотерапии и массажа, тип Войта-Бобат, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила470 000,00 руб.
13 октября2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916008270-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступили четыре (1, 2, 3, 4) заявки от участников закупки.
Решением аукционной комиссии к участию в электронном аукционе допущены участники с порядковыми номерами 1, 3, 4, отказано в допуске участнику с порядковым номером 2.
17 октября 2016 года проведен электронный аукцион на электронной площадке. Предложения участником о цене контракта выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N1 |
17-10-2016 11:21:47 [GMT +9] |
337 600.00 |
RUR |
Заявка N1 |
2 |
Участник N3 |
17-10-2016 11:21:01 [GMT +9] |
340 000.00 |
RUR |
Заявка N3 |
На момент рассмотрения дела по существу срок рассмотрения вторых частей заявок не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Консилиум Медикал"необоснованной на основании следующего.
1. По мнению заявителя, установленные заказчиком в аукционной документации технические характеристики поставляемого товара соответствуют только одному товару определенного производителя - Стол VARIO - LineR Vojta-Bobath, производства BEKA Hospitec (Германия), что влечет ограничение конкуренции.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Материалами дела установлено, что в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования к поставляемому товару:
3. Технические данные | ||
3.1 |
Изменение высоты рабочей поверхности стола |
Электромеханическое |
3.2 |
Минимальная высота, не более, мм |
480 |
3.3 |
Максимальная высота, не менее, мм |
998 |
3.4 |
Рама |
Стальной профиль |
3.5 |
Рабочая поверхность с округлыми краями обтянута устойчивым к давлению гигиеничным кожзаменителем |
Наличие |
3.6 |
Пневматический электро-безопастный пульт управления |
Наличие |
3.7 |
Секция для головы |
Наличие |
3.8 |
Регулировка секции для головы в позитивном направление, не менее, градусов |
30 |
3.9 |
Длина секции для головы, не менее, см |
40 |
3.10 |
Возможность закрепления пульта на раме |
наличие |
3.11 |
Строго вертикальное изменение высоты (без смещения в сторону рабочей поверхности) |
наличие |
3.12 |
Размеры рабочей поверхности стола: Длина, не менее, см Ширина, не менее, см |
180 120 |
3.13 |
Тефлоновое напыление в подшипниках скольжения |
наличие |
3.14 |
Ролики для перемещения |
наличие |
3.15 |
Электропитание, В |
220 |
3.16 |
Потребляемая мощность, не более, Вт |
300 |
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупного смысла указанных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Однако, свобода заказчика в установлении требований об условиях исполнения контракта ограничена нормой статьи 33 Закона N 44-ФЗ, запрещающей устанавливать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33).
Из диспозиции указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что ограничение количества участников закупки (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика/уполномоченного органа (требования к товару) ущемляются права и законные интересы участников закупки.
Как установлено материалами дела, на участие в электронном аукционе поступили четыре заявки от участников закупки с предложениями поставить следующие товары:
- стол "LojerBobath", производства "Лойер Ой" (Финляндия);
- стол "TMComfort2, производства ХуангшанДжинфуМедикалЭкъюпмент Ко, ЛТД (КНР);
- стол "Кинезо - Эксперт", производства ООО "Реабилитационные технологии", (Россия);
- стол "Титулус 2", производства ООО "Гелиокс" (Россия).
Таким образом, материалами дела установлено, что участниками данной закупки предложены к поставке товары от различных производителей, причем, указанный заявителемстол VARIO - LineR Vojta-Bobath, производства BEKA Hospitec (Германия) ни одним из участников закупки к поставке не предложен.К участию в электронном аукционе аукционной комиссией допущены три заявки с предложением к поставке столов производства России и Финляндии.
Кроме того, материалами дела установлено, что для обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком использован метод рыночных цен и на запросы заказчика представлены коммерческие предложения от поставщиков ООО "Высокая медицинская помощь", ООО МК "Велес", ООО "Якутская медицинская компания" с предложением к поставке столов "LojerBobath", производства "Лойер Ой" (Финляндия) и VARIO - LineVojta-Bobath.
Следовательно, минимум три поставщика могут осуществить поставку необходимого заказчику товара.
Таким образом, факт ограничения количества участников закупки вышеустановленными требованиями в аукционной документации не подтвержден и не установлен обстоятельствами, а также материалами дела.
Также из ответа заказчика на запрос о разъяснении положений аукционной документации, опубликованному 03.10.2016 г. на официальном сайте ЕИС, следует, что требованиям аукционной документациисоответствуюттри различных стола: стол KORUND Technomex (Польша), стол массажный СМ-ТС 01 (Россия), стол VARIO-LineR Vojta-Bobath (Германия).
Таким образом, указание заявителя о том, что технические характеристики поставляемого товара соответствуют только одному товару определенного производителя - Стол VARIO - LineR Vojta-Bobath, производства BEKA Hospitec (Германия), чтоследует из ответа заказчика на запрос о разъяснении положений аукционной документации, опубликованному 03.10.2016 г. на официальном сайте ЕИС, несоответствует действительности.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
К доказательству, представленномуООО Консилиум Медикал"в обоснование своей позиции (письмо ООО "Октопус" авторизованного дистрибьютора на территории России компании PHU TechnomexSp. Z.o.o. (Польша)),Комиссияотносится критически поскольку из данного письма прямо не следует, что стол "KORUND", производства PHU TechnomexSp. Z.o.o. (Польша) несоответствует требованиям, установленным в аукционной документации, более того, не представлено документов/сведений, свидетельствующих о том, что ООО "Октопус" является единственным официальным представителем/дистрибьютором данного производителя на территории России, а также, что имеет полномочия предоставлять информацию о том, что производитель не производит/не имеет возможности произвести стол, необходимый заказчику в соответствии с требованиями, установленными в аукционной документации.
Кроме того, данное письмо не может являться подтверждением того, что стол "KORUND", производства PHU TechnomexSp. Z.o.o. (Польша) представляет собой весь товарный рынок столов массажных для кинезотерапии.
Более того, указанные выше в решении обстоятельства позволяют Комиссии Якутского УФАС России однозначно сделать вывод о том, что требованиям, установленным в аукционной документации, соответствуют как минимум два товара (стола) различных производителей.
Таким образом, заявителем не приведены надлежащие доказательства, подтверждающие факт установления технических характеристик поставляемого товара товару только одного производителя.
Также заявителю необходимо обратить внимание на то, что предметом закупки является поставка товара, а не его производство, то участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Следовательно, у ООО "Консилиум Медикал" отсутствуют препятствия произвести поставку столов, необходимых заказчику и требования к которым установлены в аукционной документации.
Таким образом, проанализировав обстоятельства и материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что факт того, что установленным техническимхарактеристикам заказчика соответствуеттовартолько одного производителя,не подтвердился.
Касательно указания заявителя на ограничение конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России поясняет, что сроки, порядок и иные процессуальные действия по рассмотрению жалобы на нарушения антимонопольного законодательства, в части ограничение конкуренции регламентируются положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и другими нормативными документами, таким образом, данный довод не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела.
Данный довод жалобы подлежит признанию необоснованным.
2. Довод заявителя в части установления требования о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии на производство медицинской техники или на техническое обслуживание медицинской техникитакже признан необоснованным, в силу следующего.
Ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 8 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из материалов дела, в дополнительных требованиях части 2 "Описание объекта закупки", а также в п. 31 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении копии лицензии на производство медицинской техники или на техническое обслуживание медицинской техники.
П. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает, что производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 года N 469 утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее также - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании медицинская техника - это медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее - деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники) входят работы (услуги) по перечню согласно приложению (пункт 3 Положения о лицензировании).
Согласно пунктам 1 и 2 приложения к Положению о лицензировании: в части производства медицинской техники входят работы по:
а) производству медицинской техники;
б) изготовлению по индивидуальным заказам пациентов медицинской техники, к которой предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которая предназначена исключительно для личного использования конкретным пациентом.
В части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят такие работы, как:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Предметом закупки является поставка стола для кинезотерапии и массажа, тип Войта-Бобат.
В соответствии с Перечнем отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года N 102 код ОКПД2 "32.50.21.112"("Оборудование терапевтическое") включен в данный Перечень отдельных видов медицинских изделий.
Следовательно, объектом закупки является поставка медицинской техники/медицинского изделия, производство и техническое обслуживание которого подлежит лицензированию в соответствии с законодательством.
При этом, Комиссия Якутского УФАС России считает, что при определении степени обоснованности требований заказчика наличия у поставщика лицензии на производство медицинской техники или на техническое обслуживание медицинской техники, существенное значение имеют условия поставки товара, изложенные в проекте договора/контракта.
Как установлено в пункте 1.1 проекта контракта в соответствии с контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить Поставку стола для кинезотерапии и массажа, тип Войта-Бобатв соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать Услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образам оказанные Услуги.
Согласно п. 2.3 проекта контракта цена Контракта включает в себя стоимость Оборудования и Услуг, а также все расходы на страхование, уплату налогов, пошлины, сборы и другие обязательные платежи, которые Поставщик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.1.4 проекта контракта установлено, что поставщик обязан использовать квалифицированный персонал для оказания Услуг по сборке, установке, монтажу и вводу Оборудования в эксплуатацию, по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика (Получателей), эксплуатирующих Оборудование, специалистов Заказчика (Получателей), осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, в количестве, необходимом для оказания Услуг надлежащего качества.
Поставщик обязан осуществлять сборку, установку, монтаж и ввод в эксплуатацию Оборудования в помещении или месте эксплуатации Оборудования, подготовленном в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования, с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.1.5 проекта контракта).
При имеющихся обстоятельствах дела, Комиссия Якутского УФАС считает, что поставщикстолов массажных для кинезотерапии, выполняющий вышеуказанные работы, по сути образующие работы по техническому обслуживанию, должен отвечать требованиям законодательства и обладать соответствующей лицензией, в связи с чем заказчик признается правомерно установившим требование о предоставлении копии лицензии на производство медицинской техники или на техническое обслуживание медицинской техники в положениях аукционной документации.
Довод жалобы подлежит признанию необоснованным.
Также антимонопольный орган отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, требование о наличии у участников закупки лицензии на производство медицинской техники или на техническое обслуживание медицинской техники не ограничивает количество участников закупки, поскольку включение в закупочную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающим целям Закона о контрактной системе, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке и не является нарушением требований ст. 33 Закона о контрактной системе. Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 года N 11017/10.
3. Довод о том, что в аукционной документации неправомерно установлено требование о предоставлении впервой части заявки номеров регистрационного удостоверения, сертификата о происхождении товара СТ-1, акта экспертизы (на товары, включенные в перечень товаров по постановлению N 656), признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлены требования к составу и содержанию первой части заявки в зависимости от предмета закупки (поставка товара/выполнение работ/оказание услуг).
Так, во исполнение положенийп. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе уполномоченным органом/заказчиком установлены требования к составу и содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе,аналогичные ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в разделе 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта" аукционной документации.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что в части 5 "Рекомендуемая форма" аукционной документации содержится следующее:
Наименование
|
Товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели При отсутствии указать |
Функциональные, технические и качественные характеристики |
Наименование страны происхождения товара |
Наименование производителя |
Ед. изм. |
Кол-во |
Номер регистрационного удостоверения; Номер сертификата о происхождении товара СТ-1 (на товары, включенные в перечень товаров по постановлению N 102); Номер акта экспертизы (на товары, включенные в перечень товаров по постановлению N 656)* |
|
|
|
|
|
|
|
|
<*>В случае, установления требования в п. 34 Информационной карты
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
На основании вышеуказанного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что форма заявки, установленная в части 5 "Рекомендуемая форма" аукционной документации, носит рекомендательный характер, следовательно, участники закупки подают заявки на участие в закупке в свободной форме, кроме того,подача на участие в электронном аукционе не по форме, установленной в части 5 аукционной документации, не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
В этой связи, довод жалобы подлежит признанию необоснованным.
Жалоба признана необоснованной полностью.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобуООО Консилиум Медикал"на действия заказчика Министерства здравоохранения РС (Я)/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку стола для кинезотерапии и массажа, тип Войта-Бобат(извещение N 0116200007916008270)необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 октября 2016 г. N 06-870/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2016