Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" на действия муниципального заказчика - Муниципального казённого учреждения "Служба муниципального заказа города Енисейска" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт скважины по ул. Калинина, 40 А" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 14.06.2016 поступила жалоба ООО "Центр сопровождения контрактов" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0819300026916000013.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал начальник заказчика Шмик Дмитрий Александрович (распоряжение N 10-к от 28.01.2013, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Во-первых, по мнению подателя жалобы, указанные заказчиком в позициях 3, 6, 12, 17, 18 Требований к технических характеристикам товаров документации об электронном аукционе требования к материалам, из которых изготовлен товар, а также требований к сырью, из которого изготавливаются компоненты, затрудняют оформление заявки на участие в таком аукционе, поскольку установленные заказчиком требования указаны некорректно.
Податель жалобы отмечает, что заказчик установил требования к характеристикам указанных материалов, которые являются избыточными для данного товара, не влияют на его потребительские свойства, и не обусловлены объективной потребностью заказчика
Во-вторых, в Инструкции по подготовке заявки заказчик перечислил ГОСТы, требованиям которых должны соответствовать материалы, которые необходимо использовать при выполнении работ. Однако, податель жалобы обращает внимание на обстоятельство того, что из такого перечня ГОСТов не понятно какой ГОСТ к какому товару относится, какой ГОСТ заказчик хочет применить к тому или иному товару.
В-третьих, заказчик установил требования к таким материалам как пропан-бутан, кислород технический, керосин для технических целей, которые являются летучими материалами, т.е. фактически не останутся у заказчика и приемку данных материалов, после завершения работ, выполнить невозможно будет. Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчик установил избыточные требования для товаров, не влияющих на качество, и не обусловленные объективной потребностью заказчика.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемых положениях документации об электронном аукционе были установлены именно такие требования, которые относятся исключительно к определению функциональных, технических и качественных характеристик необходимого заказчику товара при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт скважины по ул. Калинина, 40 "А".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчику необходимо использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пунктов 2.1 и 3 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации следует, что требования к качеству работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с выполняемыми работами, определяется Техническим заданием (далее - Описание объекта закупки), локально-сметным расчетом, который является неотъемлемой частью муниципального контракта.
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что заказчик проинформировал участников закупки о необходимости при выполнении работ использовать материалы с характеристиками и требованиями согласно приложению N 1 к техническому заданию (пункт 5.4).
Анализ приложения N 1 к Описанию объекта закупки показал Комиссии, что в нем заказчик изложил требования к техническим характеристикам товаров (материалам и конструкциям), которые должны применяться при производстве работ, а также максимальные и/или минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, определяющие качество товара, используемого при выполнении работ по предмету аукциона в электронной форме, его технические, функциональные и иные характеристики установлены указанным Приложением к Описанию объекта закупки.
Комиссией установлено, что в позициях 3, 6, 12, 17 и 18 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки заказчиком были, в том числе, установлены следующие характеристики необходимых к использованию материалов (товаров):
N п/п |
Наименование товара |
Требуемый параметр и значение |
|
3 |
Шайбы строительные |
Массовая доля элементов, % |
|
Хрома, не должна быть: |
более 0,40% |
||
Меди, должно быть: |
менее 0,35% |
||
Кремния, не должно быть: |
менее 0,04% |
||
Серы, не должно быть: |
более 0,06% |
||
Марганца, должна быть: |
менее 1,0% |
||
Фосфора, должно быть: |
менее 0,050 % |
||
Азота, должно быть: |
менее 0,015% |
||
Углерода, должна быть: |
не более 0,37% |
||
Никеля, должно быть: |
более 0,20% |
N п/п |
Наименование товара |
Требуемый параметр и значение |
|
6 |
Трубы бурильные утяжеленные с резьбой на концах |
Массовая доля химических элементов не должна быть: |
|
Молибден, менее, % |
0,30% |
||
Хром, % |
Менее 0,90% |
||
Марганец, более, % |
0,60% |
||
Углерода, менее, % |
0,34% |
||
Никель, % |
Более 3,75% |
||
Кремний, менее, % |
0,17% |
||
Ванадий, % |
Менее 0,10% |
||
12 |
Труба стальная электросварная прямошовная со снятой фаской |
Массовая доля химических элементов стали не должна быть: |
|
Углерода, более, % |
0,30% |
||
Мышьяка, % |
Более 0,09% |
||
Кремния, более, % |
0,35% |
||
Марганца, более, % |
0,80% |
||
Фосфора, более, % |
0,07% |
||
Никеля, более, % |
0,40% |
||
Серы, более, % |
0,06% |
||
17 |
Поковки из квадратных заготовок |
Массовая доля химических элементов в меди не должна быть % |
|
Кислород, % |
Менее 0,05% |
||
Висмут, % |
Менее 0,001% |
||
Свинец, % |
Более 0,07% |
||
Никель, % |
Более 0,25% |
||
Железо менее, % |
0,005% |
||
Олово, % |
Менее 0,002% |
||
Сурьма менее, % |
0,002% |
||
Мышьяк менее, % |
0,002% |
||
Медь+серебро, % |
Менее 99,0% |
||
Сера, % |
Менее 0,004% |
||
Цинк более, % |
0,004%; не нормируется |
||
18 |
Труба стальная электросварная прямошовная и спирально-шовная |
Массовая доля химических элементов стали не должна быть: |
|
Мышьяка, % |
Более 0,09% |
||
Марганца, более, % |
0,80% |
||
Фосфора, более, % |
0,06% |
||
Кремния, более, % |
0,35% |
||
Никеля, более, % |
0,40% |
||
Углерода, более, % |
0,28% |
||
Серы, более, % |
0,07% |
Исследовав Приложение N 1 к Описанию объекта закупки, Комиссия установила, что в позициях 1, 4, 23 такого приложения заказчиком были установлены максимальные и/или минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, определяющих качество пропан-бутана, кислорода технического, керосина для технических целей, которые надлежит использовать при выполнении работ по предмету аукциона в электронной форме, технические, функциональные и иные характеристики указанных материалов.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товаров, которые подлежат использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их избыточном характере и необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Следовательно, в том случае, если в позициях 3, 6, 12, 17, 18 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки заказчиком были установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей массовых долей химических элементов стали труб стальных электросварных прямошовных и спирально-шовных, а также труб стальных электросварных прямошовных со снятой фаской, труб бурильных утяжеленных с резьбой на концах, массовых долей химических элементов в меди поковки из квадратных заготовок, массовых долей элементов стали шайб строительных, то показатели указанных характеристик поименованных материалов в позициях 3, 6, 12, 17, 18 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки имеют принципиальное значения для заказчика, что свидетельствует о наличии необходимости у заказчика в использовании при выполнении работ, являющихся объектом закупки, рассматриваемых материалов, обладающих показателями характеристик, соответствующих максимальным и (или) минимальным значениям таких показателей, установленных заказчиком в позициях 3, 6, 12, 17, 18 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки.
Комиссией принято во внимание обстоятельство того, что конкретные показатели массовых долей химических элементов стали труб стальных электросварных прямошовных и спирально-шовных, а также труб стальных электросварных прямошовных со снятой фаской, труб бурильных утяжеленных с резьбой на концах, массовых долей химических элементов в меди поковки из квадратных заготовок, массовых долей элементов стали шайб строительных, исходя из максимальных и (или) минимальных значений показателей таких характеристик, установленных в позициях 3, 6, 12, 17, 18 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки, участники закупки имеют возможность определить с учетом марки (группы) стали на основании требований ГОСТ 380-94, ГОСТ 4543-71, 859-2014. Комиссией не было установлено противоречий между максимальными и (или) минимальными значениями показателей массовых долей химических элементов стали труб стальных электросварных прямошовных и спирально-шовных, а также труб стальных электросварных прямошовных со снятой фаской, труб бурильных утяжеленных с резьбой на концах, массовых долей химических элементов в меди поковки из квадратных заготовок, массовых долей элементов стали шайб строительных, установленными заказчиком в позициях 3, 6, 12, 17, 18 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки, и такими показателями рассматриваемых материалов, предусмотренных соответствующими государственными стандартами.
Закон о контрактной системе не содержит запрета (ограничения) на указание при описании объекта закупки в случае, если по результатам проведения закупки подлежит заключению контракт на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, неизменных, максимальных и (или) минимальных показателей функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик тех материалов, которые после завершения выполнения работ, являющихся объектом закупки, фактически прекратят свое существование, исходя из специфики таких материалов, что повлечет невозможность осуществления приемки заказчиком рассматриваемых материалов, после окончания выполнения работ. Следовательно, действия заказчика по установлению неизменных, максимальных и (или) минимальных показателей функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик пропан-бутана, кислорода технического, керосина для технических целей, которые согласно Описанию объекта закупки необходимо использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки, не подлежат признанию противоречащими положениям Закона о контрактной системе.
В содержании инструкции по подготовке первой части заявки на участие в аукционе, изложенной заказчиком в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки, заказчик сообщил участникам закупки о том, что при подаче заявки на участие в аукционе необходимо учитывать требования ГОСТов в составе аукционной документации, в действующей на территории РФ в период проведения закупки редакции: ГОСТ 18499-73, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 2246-70, ГОСТ 52087-2003, ГОСТ 52643-2006, ГОСТ 380-94, ГОСТ 8696-74, ГОСТ 51692-2000, ГОСТ 7505-89, ГОСТ 859-2001, ГОСТ 7338-90, ГОСТ 10705-80, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 631-75, СТ СЭВ 1385-78, ГОСТ 4543-71, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 1581-96, ТУ 16-705.077-79, ГОСТ 1581-96, ГОСТ 1050-88, ГОСТ 20692-2003, ГОСТ 380-71, ГОСТ 28177-89 и др.
Комиссия отмечает, что пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе лишь по возможность предписывает заказчику использовать при составлении описания объекта закупки стандартные показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Закон о контрактной системе не устанавливает порядок (форму изложения), в соответствии с которым заказчику надлежит излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) в том случае, если заказчик использует при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Следовательно, заказчик при описании объекта закупки имеет возможность по своему усмотрению изложить требования о необходимости соответствия используемых материалов при выполнении работ, являющихся объектом закупки, требованиям поименованных им (заказчиком) государственных стандартов.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что рассмотренные выше действия заказчика, а также содержащиеся в Описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Центр сопровождения контрактов" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 июня 2016 г. N 886
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016