Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АФК" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района (далее - заказчик), уполномоченного органа - Администрации Туруханского района (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: с. Туруханск, ул. Нефтяников 3а, кв.1", размещенного на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300048416000102, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "АФК" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: с. Туруханск, ул. Нефтяников 3а, кв.1" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заказчик, уполномоченный орган, ООО "АФК", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили, в адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района.
Из содержания жалобы ООО "АФК" следует, что аукционной документации составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно ООО "АФК" обращает внимание на факт того, что аукционная документация содержит файл, устанавливающий требования к товарам, используемым при выполнении работ (файл "часть IV Техническое задание Нефтяников 3а кв 1. изменения от 10.06.16"), который размещен в единой информационной системе в формате, ограничивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста с указанием материалов и требований к ним, что нарушает часть 4 статьи 4, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе, а также противоречит Приказу Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти".
Также в адрес Красноярского УФАС России 16.06.2016 со стороны ООО "АФК" поступили дополнения к ранее поданной жалобе следующего содержания.
Во-первых, в пункте 19 таблица материалов заказчик указал на необходимость использования гвоздей строительных с плоской головкой 1,8х50-60 мм. ООО "АФК" отмечает, что согласно ГОСТ 4028-63 гвозди строительные с плоской головкой изготавливаются максимальным диаметром стержня 1,6 мм (Табл. N1). Таблица N2 указанного ГОСТа содержит требования к конструкции и размерам гвоздей с конической головкой. При этом, предусмотрено, что по требованию потребителя гвозди круглые размером 1,8х32 изготовляют с плоской головкой. Таким образом, соблюдая требования ГОСТ 4028-63, отсутствует возможность предложить заказчику гвозди строительные с плоской головкой диаметром 1,8мм длиной 50-60мм, т.к. согласно ГОСТ гвозди строительные с плоской головкой диаметром 1,8мм изготавливаются длиной 32 мм.
Во-вторых, в пунктах 92, 93, 97, 98 Таблицы материалов заказчиком указано наименование материала "трубопроводы". ООО "АФК" отмечает, что трубопровод не является материалом (товаром). Материалом являются трубы, которые используются для прокладки трубопровода.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью заказчика уполномоченным органом совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: с. Туруханск, ул. Нефтяников 3а, кв.1", извещение N 0119300048416000102.
Единая информационная система в сфере закупок (далее - единая информационная система) - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) (пункт 9 статьи 3 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о контрактной системе обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.12.2015 N 1414 (часть 2 статьи 4 Закона о контрактной системе).
В силу частей 4 и 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно, а также размещается на официальном сайте.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Правила), единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает размещение информации и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Из пункта 14 Правил следует, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать:
- круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям" (подпункт "а");
- возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов (подпункт "л");
- возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами (подпункт "м").
Комиссией было установлено, что заказчиком и уполномоченным органом в единой информационной системе в подразделе "Извещение, изменения извещения о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе" раздела "Документы закупки" были размещены файлы, содержащие положения аукционной документации, "Аукционная документация", имеющий расширение *.docx, "Обоснование НМЦК (ЛСР)", имеющий расширение *.xlsx, "Распоряжение от 10.06.2016 N34", имеющий расширение *.ipg, "часть IV Техническое задание Нефтяников 3а кв 1. изменения от 10.06.16", имеющий расширение *.docx (далее - Файл), в содержание которого заказчиком были, в том числе изложены технические и качественные характеристики материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки. При этом указанные технические и качественные характеристики таких материалов были приведены заказчиком в виде файлов, имеющих графическое расширение.
Комиссия отмечает, что Файл, в содержании которого заказчиком были, в том числе изложены технические и качественные характеристики материалов в виде файлов, имеющих графическое расширение, круглосуточно доступны пользователям единой информационной системе для ознакомления, имеют распространенное и открытое расширение и не зашифрованы, не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
В отношении информации и документов о проведении электронного аукциона технологические средства официального сайта предоставляют возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документов, которыми являются технические и качественные характеристики материалов, имеющих графическое расширение и содержащиеся в Файле.
Требование о размещении файлов в формате, допускающем после сохранения на технических средствах пользователей возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, не предусмотрено Законом о контрактной системе, а также Правилами. Наличие или отсутствие возможности поиска и копирования отдельных фрагментов технические и качественные характеристики материалов, имеющих графическое расширение и содержащиеся в Файле в составе аукционной документации, не ограничивает пользовательский доступ и не препятствует ознакомлению с ней.
Комиссия отклоняет ссылку ООО "АФК" на Приказ Минэкономразвития России N 470 от 16.11.2009 "О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти" (далее - Требования) поскольку данные Требования утверждены в целях обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и не регулируют порядок размещения информации, указанной в части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы.
Комиссия Красноярского УФАС России не установила обстоятельств, свидетельствующих о том, что рассматриваемые выше действия заказчика и уполномоченного органа создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, доводы ООО "АФК" о том, что действия заказчика и уполномоченного органа по размещению в единой информационной системе файлов документации об электронном аукционе в формате (расширении), ограничивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, признаются Комиссией необоснованными.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 10 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом было указано о том, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были изложены в разделе IV документации об электронном аукционе (далее - Описание объекта закупки).
Изучив Описание объекта закупки, Комиссия установила, что заказчиком и уполномоченным органом были предъявлены следующие требования к техническим и качественным характеристикам материалов, необходимых при выполнении работ, являющихся объектом закупки:
позиция 19 - гвозди строительные с плоской головкой 1,8х50-60 мм Марка низкоуглеродной стали, изготовленной в соответствии с ГОСТ 380-2005 с содержанием в % не более: углерод - 0,23, фосфор - 0,07, сера - 0,06. масса 1000 круглых гвоздей 0,640-1,160кг ГОСТ 4028-63;
позиция 92 - трубопроводы канализации из полиэтиленовых труб высокой плотности с гильзами, диаметром не менее 100 мм, Минимальная t°: не ниже -10 °С, Максимальная t°: постоянных стоков +70°С, кратковременных (не более 5 минут) +95°С, Срок службы: не менее 50 лет;
позиция 93 - трубопроводы канализации из полиэтиленовых труб высокой плотности с гильзами, диаметром не менее 50 мм, Минимальная t°: не ниже -10 °С, Максимальная t°: постоянных стоков +70°С, кратковременных (не более 5 минут) +95°С, срок службы: не менее 50 лет;
позиция 97 - трубопроводы из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб для систем отопления диаметром 20 мм. Толщина стенки труб не менее 2,8 мм. Предельные отклонения по массе труб не должны превышать + 8%. На поверхности труб не допускаются трещины, плены, вздутия и закаты. На торцах труб не допускаются расслоения. Стальные трубы ГОСТ 3262-75 это сварные трубы с усиленным швом и высокими техническими характеристиками, они применяются для разводки отопления и бытового водоснабжения. Трубы стальные водогазопроводные изготавливают из ленты (штрипса) путём формовки на прокатном стане и последующей сварки. Это изделия с усиленным швом и высокими техническими характеристиками. Кривизна труб на 1м длины не должна превышать -1,5 мм;
позиция 98 - трубопроводы из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб для систем отопления диаметром 40 мм. Толщина стенки труб не менее 3,2 мм. Предельные отклонения по массе труб не должны превышать + 8%. На поверхности труб не допускаются трещины, плены, вздутия и закаты. На торцах труб не допускаются расслоения. Стальные трубы ГОСТ 3262-75 это сварные трубы с усиленным швом и высокими техническими характеристиками, они применяются для разводки отопления и бытового водоснабжения. Трубы стальные водогазопроводные изготавливают из ленты (штрипса) путём формовки на прокатном стане и последующей сварки. Это изделия с усиленным швом и высокими техническими характеристиками. Кривизна труб на 1м длины не должна превышать -1,5 мм;
Довод ООО "АФК" о том, что исходя из характеристик гвоздей строительных с плоской головкой, указанных заказчиком в позиции 19 Описания объекта закупки, невозможно предложить заказчику указанный товар 1,8х50-60 мм, поскольку ГОСТ 4028-63 предусматривает гвозди строительные с плоской головкой диаметром 1,8 мм с длиной 32 мм, Комиссией отклоняется ввиду нижеследующего.
В содержании Раздела III "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации заказчик, уполномоченный орган сообщили участникам закупки о том, что при описании материалов (изделий), используемых при выполнении работ, требуется указать конкретный показатель для данного материала (при наличии ГОСТа - в соответствии с нормативным документом). При этом в содержании Описания объекта закупки заказчик, уполномоченный орган указали на необходимость обеспечения соответствия только качества поставляемого товара, услуг действующим стандартам, техническим условиям.
В позиции 19 Описания объекта закупки отсутствует требование к участникам закупки о необходимости обеспечить соответствие технических характеристик предлагаемых ими к использованию гвоздей строительных с плоской головкой, за исключением массы таких гвоздей требованиям каких-либо стандартов, технических условий. Указанное требование также отсутствует и в иных положениях аукционной документации.
Следовательно, у участников закупки при формулировании своего предложения в первой части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, в отношении технических характеристик гвоздей строительных с плоской головкой, кроме показателя массы, отсутствовала обязанность руководствоваться требованиями каких-либо стандартов, технических условий наряду с положениями аукционной документации в отношении такого материала, при наличии обязанности предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей таких материалов, соответствующих требованиям аукционной документации.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком, уполномоченным органом характеристик и показателей гвоздей строительных с плоской головкой (позиция 19), трубопроводов (позиции 92, 93, 97, 98), в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика и невозможности определения потребности заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Исходя из своей потребности, заказчиком, уполномоченным органом в позициях 19, 92, 93, 97, 98 Описания объекта закупки были сформулированы неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели технические и качественные характеристик гвоздей строительных с плоской головкой, которые позволяют определить потребность заказчика.
Комиссия Красноярского УФАС России также не установила обстоятельств, свидетельствующих о том, что формулировки неизменных, максимальных и (или) минимальных показателей технических и качественных характеристик в позициях 19, 92, 93, 97, 98 Описания объекта закупки создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо вводят в заблуждение, являются неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, довод ООО "АФК" о том, что в позициях 92, 93, 97, 98 Описания объекта закупки заказчиком указано наименование материала "трубопроводы", которые не являются материалом, в то время как материалом являются трубы, которые используются для прокладки трубопровода, признается Комиссией необоснованным.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки определения исполнителя путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "АФК" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 июня 2016 г. N 887
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016