Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "Региональный Фармацевтический Центр" на действия Управления государственных закупок Тюменской области (уполномоченный орган) и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N АЭ-2707/16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003416002839) на поставку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 10.05.2016 г. поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N АЭ-2707/16.
Сведения о заключенном контракте (договоре) по результатам электронного аукциона на официальном сайте на момент поступления жалобы отсутствуют.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 15.06.2016 г. N 208 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок будет осуществлена внеплановая проверка в отношении Управления государственных закупок Тюменской области и его комиссии при проведении электронного аукциона N АЭ-2707/16 (N 0167200003416002839).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у уполномоченного органа были затребованы все имеющиеся документы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены в заседание Комиссии.
Согласно жалобе, заявитель не согласен с действиями аукционной комиссии в связи с признанием его заявки не соответствующей требованиям аукционной документации в части непредставления документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата (копия сертификата СТ-1 не заверена производителем).
Заявитель в качестве обоснования незаконности принятого аукционной комиссией решения ссылается на то обстоятельство, что в действительности в составе заявки на участие в электронном аукционе им был представлен скан-образ оригинала документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата (сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами), что исключало необходимость дополнительного заверения участником подлинности документа.
Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признает, считает, что аукционная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в документации об аукционе. Так, представленный заявителем в составе заявки в качестве подтверждения страны происхождения товара - сертификат формы СТ-1 не был заверен надлежащим образом ООО "НПП "Фармаклон", являющимся производителем лекарственного препарата с торговым наименованием Альфарона, что было расценено аукционной комиссией как отсутствие документа, подтверждающего происхождение страны происхождения товара.
Заказчик каких-либо пояснений по доводам жалобы в материалы дела не представил.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 10 декабря 2013 г. N 550-п "Об утверждении положения об Управлении государственных закупок Тюменской области" Управление государственных закупок Тюменской области, является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Тюменской области, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также осуществляет полномочия заказчика в соответствии с положениями названного Закона для собственных нужд.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-2707/16 в интересах государственного заказчика - департамента здравоохранения Тюменской области на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг с начальной (максимальной) ценой контракта 1 008 988,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 18.05.2016 г. была размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416002839.
Комиссией установлено, что до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе (31.05.2016 10:00) обществом посредством программно-аппаратного функционала оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" подало заявку на участие в названном электронном аукционе, которой был присвоен порядковый номер 3.
По результатам рассмотрения первых частей заявок, заявка данного участника была признана соответствующей требованиям аукционной документации и допущена к участию в электронном аукционе.
Данный участник принял участие в аукционе и сделал ценовое предложение в размере 317346,00 рублей (протокол проведения электронного аукциона от 16.06.2016 г.).
Как следует из решения аукционной комиссии по подведению итогов электронного аукциона, оформленного протоколом N АЭ-2707/16 от 07.06.2016 г. заявка данного участника была отклонена на основании п.1 ч.6 ст. 69 Федерального закона N44-ФЗ - непредставление информации, предусмотренной п.6 ч.5 ст.66, п. 2.9.10 Раздела 2.9. Главы 2, п. 3.2.3 Раздела 3.2.Главы 3 документации об электронном аукционе - в составе 2 части заявки отсутствует документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата (сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами) ( копия сертификата СТ-1 не заверена производителем).
При этом, аукционная комиссия также указала, что в первой части заявки участником закупки предложены препараты: с торговым наименованием "Альфарона", лиофилизат для приготовления раствора для инъекций и местного применения 3 млн. МЕ N5, страна происхождения товара Россия, и с торговым наименованием "Альфарона", лиофилизат для приготовления раствора для инъекций и местного применения 5 млн. МЕ N5, страна происхождения товара Россия.
Заявитель, не соглашаясь с основанием отклонения его заявки указал, что в силу п.6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе допускается предоставление в составе второй части заявки как документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или предлагаемых им товаров, работы запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 указанного закона, так и копий этих документов.
В свою очередь, заявителем в составе заявки представлен скан-образ с оригинала документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата (сертификат формы СТ-1), а не его копии, что исключало необходимость заверения участником подлинности документа.
Комиссией установлено, что документация об электронном аукционе N АЭ-2707/16 содержит условие о применении национального режима и об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1289 от 30.11.2015 г. "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление).
Закупаемый заказчиком лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (МНН) Интерферон альфа, являющийся объектом закупки входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Таким образом, уполномоченным органом правомерно установлен национальный режим и ограничен доступ товаров, происходящих из иностранного государства.
Согласно п. 5 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Статьей 69 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно частям 1, 2 указанной статьи аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Поскольку вышеназванный сертификат по форме СТ-1 получают для подтверждения страны происхождения товара России или членов Евразийского экономического союза, то при осуществлении закупки с применением Постановления, в случае отсутствия сертификата СТ-1 в составе второй части заявки на участие в аукционе такая заявка считается содержащей предложения о поставке иностранных товаров и может быть отклонена при наличии 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно соответствуют условиям части 1 Постановления.
Во исполнение указанных норм Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации N 1289 от 30.11.2015 г. в документации об электронном аукционе N АЭ- 2707/16 содержится указание, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В случае, если заявка, содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые Министерством экономического развития Российской Федерации.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 1289 от 30.11.2015 г. уполномоченным органом (организацией) - Торгово-промышленной палатой приказом N 93 от 21.12.2015 г. утверждено Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов) (далее - Приказ N 93).
Указанным Приказом также установлены требования к форме и содержанию сертификата СТ-1, необходимого для участия в закупках для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 6.3. Приказа N 93 определено, что производитель товара, получивший сертификат формы СТ-1 сроком действия до шести месяцев, вправе предоставлять заверенную им копию такого сертификата заинтересованным лицам - участникам закупок в целях его использования при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом срок применения такой копии не может превышать срока действия оригинала сертификата.
При осуществлении закупок товара для обеспечения государственных и муниципальных нужд сертификаты формы СТ-1 сроком действия до шести месяцев и их заверенные копии, указанные в пункте 6.3 Положения, в пределах срока их действия являются документами, подтверждающими страну происхождения, наряду с сертификатами формы СТ-1, выдаваемыми в соответствии с разделом 4 настоящего Положения. Участник закупки имеет право получить сертификат формы СТ-1 на товар производителя - объект закупки в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Положения (п. 6.6. Приказа N 93).
Исходя из приведенных норм следует, что в случае осуществления закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участник закупки, который предлагает лекарственный препарат, страной происхождения которой является государство - член ЕЭС с целью подтверждения страны происхождения лекарственного препарата в составе заявки должен представить документ, подтверждающий страну происхождения товара в порядке, установленном Приказом ТПП N 93.
Комиссией установлено, что ООО "Региональный Фармацевтический Центр" в составе второй части заявки на участие в данном аукционе в качестве подтверждения страны происхождения лекарственного препарата с торговым наименованием "Альфарона" был приложен скан-образ сертификата СТ-1 N 5623749 со сроком действия до 22.07. 2016 г., выданный Московской Торгово-промышленной палатой, выданный производителю данного товара - ООО "Научно-производственное предприятие "Фармаклон".
Учитывая, что заявитель в рассматриваемом аукционе не являлся производителем требуемого лекарственного препарата, то в силу Приказа N 93 приложенный им в составе сертификат по форме СТ-1 должен был быть соответствующим образом заверен производителем ООО "Научно-производственное предприятие "Фармаклон", однако данное требование не было выполнено. Соответственно, указанное обстоятельство было обоснованно расценено аукционной комиссией как отсутствие в составе заявки общества документа, подтверждающего страну происхождения товара.
При этом, Комиссия отклоняет довод заявителя о том, что для подтверждения страны происхождения товара достаточно было предоставить сканированный образ сертификата формы СТ-1, поскольку вышеприведенным Приказом N 93 прямо установлено, что заинтересованным лицом (участником закупки), не являющимся производителем товара в качестве страны его происхождения может быть предоставлена только заверенная производителем копия такого сертификата.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов заявителя при участии в указанном электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Региональный Фармацевтический Центр" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N АЭ-2707/16 (N 0167200003416002839) на поставку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 20 июня 2016 г. N 175
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016