Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок П.М. Корнюшина,
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
при участии представителей:
ГАУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ: Чистякова А.А.,
ООО "Агат": Мурсаловой А.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ГАУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы 01 в 2016 году (Закупка N0373200216716000001) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/МГ/18270 от 05.05.2016.
1. Согласно доводам жалобы, в проекте государственного контракта не установлено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссией Управления установлено, что аукционная документация, в том числе проект государственного контракта не содержит условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что является нарушением ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также о предоставлении вышеуказанной лицензии в составе второй части заявки на участие в аукционе, тогда как Техническим заданием аукционной документации, а также сметной документацией предусмотрено выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию систем пожарной защиты.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с , , и (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании Извещения о проведении аукциона предметом закупки является техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы 01 в 2016 году.
Согласно п.2 Технического задания необходимо выполнение следующих работ Техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, внешний осмотр, проверка работоспособности, профилактические работы.
Руководствуясь п.15 ст.12 Федерального Закона N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 лицензированию подлежат следующие виды деятельности: по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На заседании Комиссией Управления установлено, что Заказчиком не установлены требования к участникам закупки в п.15 Информационной карты о представлении лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений .
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.31, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении противоречивых требований в аукционной документации в части указания метода определения начальной (максимальной) цены (далее НМЦ).
На основании п. 1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе/
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с ч.12 ст.22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
В жалобе Заявитель указывает, что согласно п.9 Информационной карты: "Метод определения НМЦ: иной". Вместе с тем, согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, опубликованному в составе документации, расчет НМЦ осуществлен на основе коммерческих предложений то есть методом сопоставления рыночных цен, что является противоречивыми сведениями и может вводить в заблуждение участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные сведения установлены вследствие нестабильной работы системы ЕАИСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушению Заказчиком п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе при указании в п.9 Информационной карты метода обоснования НМЦ как "иной".
4. Заявитель обжалует установление в аукционной документации противоречивых требований в части места указания услуг.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п.4 аукционной документации: Место оказания услуг: 105120 город Москва, улица Земляной Вал, дом 53 строение 1
Вместе с тем, Заказчиком в Техническом задании установлено: "Место оказания услуг:
Филиал N 1 (г. Москва, Земляной Вал, дом 53);
- Филиал N2 (ул. Таллалихина, дом 26а);
- Филиал N3 (2-я Вольская, дом 19);
- Филиал N10 (7-я Текстильщиков, дом 4а, стр. 1; ул. Малышева, дом 13, корп. 2; Рязанский проспект, дом 33);
- Филиал N 8 (улица Родниковая, дом 4, корп. 4; улица Родниковая, дом 12, корп.1; улица Родниковая, дом 12, корп. 2);
- Филиал N9 (ул. Тарусская, дом 22, корп. 1, Ленинский проспект, дом 62/1);
- Филиал N7 (ул. Бауманская, дом 70);
- Филиал N6 (Большая Филевская, дом 13/7; ул. Раменки, дом 5, корп. 2);
- Филиал N13 (ул. Новослободская, дом 54/56);
- Филиал N12 (Ленинградский проспект, дом 54/1);
- помещения по адресу: Федеративный проспект, дом 3;
- Филиал N5 (проспект Мира, дом 99; 1-я Напрудная, дом 19);
- помещения по адресу: ул. Маршала Рыбалко, дом 9/11;
- Филиал N11 (ул. Домодедовская, дом 11, корп. 2);
- Филиал N5 (3-й Сыромятнический переулок, дом 1);
- Филиал N16 (Московская область, Одинцовский район, пос.
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования являются неправомерными, так как не позволяют участникам закупки идентифицировать место оказания услуг.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные сведения установлены вследствие нестабильной работы системы ЕАИСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушению Заказчиком п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в п.8 проекта государственного контракта установлены требования в нарушение Закона о контрактной системе, а п.8 проекта контракта не предусмотрено одностороннее расторжение контракта со стороны подрядчика.
Согласно ч.14 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями - Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.19 ст.95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили права Заявителя, а также какую норму Закона о контрактной системе нарушил Заказчик при установлении требования в п.8 проекта контракта на рассмотрение Комиссии Управления, не представил.
6. Заявитель обжалует неправомерное установление требований к составу первой части заявки на участие в аукционе.
Согласно пп.б п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно п. 17.1 Информационной карты: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: 1. Согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в аукционной документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным аукционной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара .
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных и ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в нарушение ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
- п.2 "Шпатлевка": Условная вязкость шпатлевочной пасты, разбавленной растворителем при температуре (20,0 _ 0,5) С, по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм должна быть не более 50 с, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 28379-89 "Шпатлевки ЭП-0010 и ЭП-0020" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) условная вязкость шпатлевочной пасты, разбавленной растворителем при температуре (20,0 0,5) С, по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм Должна быть от 35-50 с;
- п.3 "Краски водно-дисперсионные": Расход на один слой должен быть не менее 110 г/м2, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 28196-89 "Краски водно - дисперсионные" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) расход краски на один слой должен быть от 110 до 200, и от 250 до 300 г/м2.
- п.4 "Кирпич": Марка по прочности не должна быть М200; Предел прочности при сжатии, наименьший для отдельного образца не должен быть более 15 МПа, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) Предел прочности при сжатии, наименьший для отдельного образца кирпичей имеют конкретные значения для каждой марки кирпича и варьируются от 17,5 до 80,0 МПа;
- п.30 "Эмаль": Массовая доля нелетучих веществ в полуфабрикате эмали Не должна быть 60%, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 23143-83 "ЭМАЛИ ЭП-773" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) массовая доля нелетучих веществ в полуфабрикате эмали должна быть 60
3%;
- п.35 "Эмаль": сорт должен быть высший или первый; Условная вязкость по вискозиметру типа BЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5) °С Должна быть не более 120 с; Цвет Эмаль должна быть белого цвета; Массовая доля нелетучих веществ Должна быть не менее 62, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 6465-76 "ЭМАЛИ ПФ-115" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) массовая доля нелетучих веществ для белой эмали должна быть от 62-68, условная вязкость для эмали белого цвета должна быть от 80 до 120 с;
- п.50 "Спирт технический": Средняя смертельная доза при введении в желудок и при нанесении на кожу не должна быть 2500 мг/кг, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности" Средняя смертельная доза при введении в желудок должна быть от 0 до 5000, при нанесении на кожу от 0 до 2500 мг/кг.
В соотвтетствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился подтвердить правомерность установление вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу обоснованности данного довода жалобы и нарушению Заказчиком ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Агат" на действия ГАУЗ МНПЦ МРВСМ ДЗМ обоснованной в части отсутствия в проекте государственного контракта условий, предусмотренных ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, отсутствия требования к участнику о наличии лицензии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установления противоречивых требований в аукционной документации в части указания метода определения начальной цены, а также места оказания услуг, неправомерного установления требований к составу первой части заявки на участие в аукционе, а также установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.13 ст.34, п.1 ч.1 ст.31, ч.3 ст.64, ч.6 ст.66, ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе
3. Выдать государственному Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Заместитель Председателя Комиссии П.М. Корнюшин
Член Комиссии А.Г. Абегян
исп. А.Г. Абегян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 мая 2016 г. N 2-57-4386/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2016