Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Грешневой Д.С.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени С.С. Юдина Департамента здравоохранения города Москвы": Иванова Д.С., Бутина А.И.,
при участии представителя ООО "ЦТО Импульс": Мурсаловой А.М.,
рассмотрев жалобу ООО "ЦТО Импульс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени С.С. Юдина Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования в 2016 году (Закупка N 0373200027415000398) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 27.05.2016 NМГ/22042 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствие с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с , и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Примечанием к п.2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99, установлено, что в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
По мнению Заявителя жалобы Заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N99, а также не установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным дополнительным требованиям.
На заседании Комиссии Управления установлено, что предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования в 2016 году, при этом Заказчиком выбран код ОКПД2 41.20.20.100 "Здания нежилые".
При этом, на заседании Комиссии Управления установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 48 467 800,58 руб., что свидетельствует о том, что Заказчиком, в нарушение ч. 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, не установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также группу строительных работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99, и, в нарушение, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контактной системе не установлено требование о подтверждении соответствия участника закупки требованиям Постановления Правительства Российской Федерации N99.
2. Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в п. 5.4.11 проекта государственного контракта следующего положения: "В обязательном порядке в течении трёх дней после заключения Контракта представить для утверждения Заказчиком по адресу: 115446, г. Москва, Коломенский проезд, д. 4 образцы материалов, используемых при оказании услуг по Контракту (далее - образцы), на предмет проверки соответствия техническим характеристикам, установленным Заказчиком. В случае если образцы не утверждены, то новые образцы должны быть предоставлены в течение 1 рабочего дня. В случае если вторые представленные образцы не соответствует требуемым техническим характеристикам, Заказчик вправе расторгнуть Контракт в одностороннем порядке. При наличии споров с Заказчиком о причинах несоответствия образцов требованиям Заказчика, Подрядчик за свой счет имеет право провести экспертизу материалов, приборов, оборудования с привлечением независимых экспертов. Срок проведения экспертизы не более 1 рабочего дня с момента выявления несоответствий. При непредоставлении Заказчику для согласования вышеуказанных образцов допуск к работам считать невозможным", поскольку, по мнению Заявителя, законодательством о контрактной системе не предусмотрено предоставление исполнителем государственного контракта образцов товаров для проведения ответственными лицами Заказчика экспертизы товаров, а также поскольку Заказчик не имеет возможности провести экспертизу указанных в аукционной документации характеристики применяемых товаров.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
3. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к применяемым товарам:
- в п. 134 "Плитки керамические тип 2" установлено требование "Форма: Форма плиток должна быть квадратная; прямоугольная, должны быть с завалом одной грани, с завалом двух граней и без завала, ширина плитки без завала должна быть больше плитки с завалом", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия, которым не предусмотрено производство керамических плиток с формой " с завалом двух граней";
- в п. 133 "Автоматический выключатель тип 2" установлены требования "Номинальный ток: от 80* до 90* А", "Поперечные сечения: присоединяемых проводников минимальное сечение: не более 16, максимальное сечение: не менее 25 мм2", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока", согласно которому диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых проводников выключателей на номинальный ток 80 А должен быть от 10 до 20 мм2, 90 А - от 16 до 35 мм2;
- в п. 112 "Трубы стальные водогазопроводные тип 10" установлены требования "Остатки заусенцев: должно быть не менее 0.5 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", согласно которому остатки заусенцев на трубах не должны превышать 0,5 мм;
- в п. 154 "Кабель тип 7" установлены требования "Номинальное сечение основной жилы: Должно быть не менее 1.5 но не более 4 мм2", "Число жил: должно быть 3 шт.", "Допустимые токовые нагрузки кабеля в воде, на воздухе и в земле: Должны быть < 62.4 но > 21 А", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия", согласно которому допустимые токовые нагрузки кабеля в воде, на воздухе и в земле представляют собой различные характеристики и не могут быть представлены в виде одного конкретного значения;
- в п. 8 "Кабель тип 8", 81 "Кабель тип 3", 132 "Кабель тип 6", 153 "Кабель тип 5" установлено требование "Относительное удлинение при разрыве изоляции до и после старения не менее 125 %", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", согласно которому показатели относительного удлинения изоляции до и после старения представляют собой различные характеристики и не могут быть представлены в виде одного конкретного значения;
- в п. 10 "Спирт этиловый" установлено требование "Температура вспышки, самовоспламенения не менее 13 °С", , что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 18300-87 "Спирт этиловый ректификационный технический. Технические условия", согласно которому показатели температур вспышки и самовоспламенения спирта представляют собой различные характеристики и не могут быть представлены в виде одного конкретного значения;
- в п. 61 "Шкурка шлифовальная тип 1", 147 "Шкурка шлифовальная тип 3" установлено требование "Прочность на разрыв: Разрывная нагрузка шлифовальной шкурки в поперечном направлении, продольном не менее 98.0 Н", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 6456-82 "Шкурка шлифовальная бумажная. Технические условия", согласно которому показатели разрывной нагрузки шлифовальной шкурки в поперечном и продольном представляют собой различные характеристики и не могут быть представлены в виде одного конкретного значения;
- в п. 147 "Шкурка шлифовальная тип 3" установлено требование "Размеры рельефного рабочего слоя: шаг и ширина не более 3, но не менее 0,5 см" 158 "Шкурка шлифовальная тип 2" установлено требование "Предельные отклонения размеров рабочего слоя по ширине, шагу: _2 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 6456-82, согласно которому показатели ширины и шага шкурки шлифовальной представляют собой различные характеристики и не могут быть представлены в виде одного конкретного значения;
- в п. 135 "Болты тип 5" установлено требование "Длина резьбы и расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне: от 18* до 86* мм", п. 149 "Болты тип 6 с гайками" установлено требование "Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне и длина резьбы: от 12* до 96* мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", согласно которому показатели длины резьбы и расстояния от опорной поверхности головки представляют собой различные характеристики и не могут быть представлены в виде одного конкретного значения;
- в п. 154 "Кабель тип 7" установлено требование "Номинальное сечение жилы заземления, нулевой: не менее 1 но не более 4 мм2", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку Заказчиком установлено требование к характеристикам различных жил кабеля;
- в п. 62 "Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся" установлено требование "Линейное расширение образцов размером (40х40х160) мм, изготовленных из цементного теста нормальной густоты: через 3 сут с момента изготовления должно быть не менее 0.1 но не более 0.7 %", что, по мнению Заявителя, является избыточными требованиями к применяемому товару.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими нормативными регламентами и стандартами установлены Заказчиком вышеуказанные требования к товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований к применяемым товарам указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам 8, 10, 61, 62, 81, 112, 132, 133, 134, 147, 149, 154, 158 Формы 2 составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Одновременно с этим, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
Установлено, что согласно информации размещенной в единой информационной системе, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчиком внесены изменения в аукционную документацию (Извещение в редакции N8 от 31.05.2016) и продлены сроки подачи заявок.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к товару п. 40 "Лампы накаливания", поскольку требования Формы 2 к указанному товару не соответствуют требованиям Информационного письма Департамента здравоохранения города Москвы от 17.03.2016 N71-18-141/14, согласно которому лампы накаливания, установленные в учреждениях здравоохранения необходимо заменить на энергосберегающие, а также Заявитель в своей жалобе указывает неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требования о соответствии применяемых товаров ГОСТ 18300-87 "Спирт этиловый ректификованный технический. Технические условия", ГОСТ 22356-77 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы. Общие технические условия", ГОСТ 4543-71 "Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия", поскольку данные ГОСТ утратили силу на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности применения при выполнении работ товаров, произведенных в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 18300-87, ГОСТ 22356-77, ГОСТ 4543-71; свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении требований к товару "Лампы накаливания", а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок, и об ограничении количества участников закупки, при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЦТО Импульс" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени С.С. Юдина Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части неустановления Заказчиком в документации дополнительных требования к участникам закупки, а также установления неправомерных требований к товарам 8, 10, 61, 62, 81, 112, 132, 133, 134, 147, 149, 154, 158 Формы 2.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4, 5 ст. 31, п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2016 г. N 2-57-5374/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2016