Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 апреля 2016 г. N 08-01-114
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Сухоплюев Д.В. |
- и.о зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьев А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя подателя жалобы - ООО "СИБЭКСПЕРТ": Ромашовой Марии Евгеньевны (по доверенности),
в присутствии представителя заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт физики полупроводников им. А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук (далее - ИФП СО РАН): Кирда Наталии Вячеславовны (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "СИБЭКСПЕРТ" на действия единой комиссии заказчика - ИФП СО РАН при проведении запроса котировок на оказание услуг в области охраны труда (проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах) (извещение N 0351100006016000007), начальная (максимальная) цена контракта 108 800 ,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "СИБЭКСПЕРТ" с жалобой на действия единой комиссии заказчика - ИФП СО РАН при проведении запроса котировок на оказание услуг в области охраны труда (проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах) (извещение N 0351100006016000007).
Суть жалобы заключается в следующем. ООО "СИБЭКСПЕРТ" считает, что единая комиссия заказчика нарушила ч.7 ст.78 ФЗ N 44-ФЗ, поскольку неправомерно приняла решение о соответствии участников закупки ООО "АЛЬФА-АТТЕСТАЦИЯ", ООО "НОВОКУЗНЕЦКИЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ЦЕНТР ОХРАНЫ ТРУДА", ООО "ЭКОТРУД", ООО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" требованиям извещения о проведении запроса котировок, в частности, требованию, установленному в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ, о наличии сведений об участнике закупки в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 N 599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда"), поскольку данные участники закупки имеют право проводить специальную оценку условий труда, что не противоречит п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ, но сведения о данных участниках закупки отсутствуют в вышеуказанном реестре, что противоречит установленным в извещении о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки.
На жалобу ООО "СИБЭКСПЕРТ" от заказчика - ИФП СО РАН поступили возражения, в которых указано следующее.
Заказчик не согласен с доводами подателя жалобы в силу следующего. Требование о наличии сведений об участнике закупки в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, было установлено заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - ФЗ N 426-ФЗ).
Из ч.2 ст.8 ФЗ N 426-ФЗ следует, что специальная оценка условий труда проводится организацией, соответствующей требованиям ст.19 Закона N 426-ФЗ.
В соответствии с ч.3 ст.19 ФЗ N 426-ФЗ, порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки труда устанавливается Правительством Российской Федерации. В реализацию этой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 N 599 утверждены Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - Правила допуска).
В соответствии с п.2 Правил допуска организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.
Таким образом, в извещении о проведении запроса котировок заказчику необходимо устанавливать требование к участникам закупки именно о наличии сведений о них в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Ранее требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок ведения реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда были установлены в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н (далее - Приказ N 342н) и в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.04.2010 N 205н "Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (далее - Приказ N 205н). В п.14 Приказа N 205н указано, что Минздравсоцразвития России осуществляет аккредитацию путем внесения сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Согласно п.7 Приказа N 342н при проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Приказы фактически утратили силу 01.01.2014г. в связи с вступлением в силу ФЗ N 426-ФЗ и ссылаться на них при установлении требований, предъявляемых к участникам закупки, заказчик не может.
Ст.27 ФЗ N 426-ФЗ содержит переходные положения, учитывающие, что организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу ФЗ N 426-ФЗ (т.е. до 01 января 2014 года), в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу ФЗ N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.
Данное положение учитывалось при рассмотрении и оценке заявок на участие в запросе котировок, в том числе, единой комиссией была проведена проверка участников закупки на наличие сведений в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "http://akot.rosmintrud.ru/"). ООО "АЛЬФА-АТТЕСТАЦИЯ", ООО "НОВОКУЗНЕЦКИЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ЦЕНТР ОХРАНЫ ТРУДА", ООО "ЭКОТРУД", ООО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" внесены в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляют свою деятельность в порядке и в соответствии с постановлением Правительства РФ N 599, деятельность организаций не приостановлена.
Таким образом, рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок единой комиссией заказчика проведены в соответствии с действующим законодательством.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.73 ФЗ N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно ч.2 ст.8 ФЗ N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится организацией, соответствующей требованиям ст.19 ФЗ N 426-ФЗ.
В соответствии с ч.3 ст.19 ФЗ N 426-ФЗ, порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки труда устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 N 599 утверждены Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - Правила допуска).
В соответствии с п.2 Правил допуска организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.
Таким образом, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ к лицам, оказывающим услуги в области охраны труда (проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах) в извещении о проведении запроса котировок необходимо устанавливать требование к участникам закупки о наличии сведений о них в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Данное требование заказчиком в извещении установлено.
Между тем, в соответствии с ч.1 ст.27 ФЗ N 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу ФЗ N 426-ФЗ, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу ФЗ N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. Данного требования заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в нарушение ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ не установлено.
При анализе котировочных заявок на участие в данном запросе котировок Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что сведения только об участнике закупки ООО "СИБЭКСПЕРТ" содержатся в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, опубликованном на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, сведения об участниках ООО "АЛЬФА-АТТЕСТАЦИЯ", ООО "НОВОКУЗНЕЦКИЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ЦЕНТР ОХРАНЫ ТРУДА", ООО "ЭКОТРУД", ООО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" в данном реестре не содержатся, но содержатся в реестре организаций, оказывающих услуги по охране труда, то есть с учетом ч.1 ст.27 ФЗ N 426-ФЗ все участники закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ имеют право оказывать услуги по специальной оценке условий труда.
Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что 30.03.2016г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок был размещен протокол подведения итогов, согласно которому ООО "СИБЭКСПЕРТ" неправомерно в нарушение ч.7 ст.78 ФЗ N 44-ФЗ было признано не соответсвующим требованиям извещения о проведении запроса котировок, однако 31.03.2016г. был размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 30.03.2016 NП2, в котором единая комиссия устранила вышеуказанное нарушение, рассмотрев заявки повторно и признав заявку ООО "СИБЭКСПЕРТ" соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Таким образом, доводы подателя жалобы нашли свое подтверждение частично, единой комиссией заказчика был нарушен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, поскольку действующим законодательством процедура повторного рассмотрения и оценки котировочных заявок не предусмотрена, однако заявки были рассмотрены и оценены единой комиссией в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере специальной оценки условий труда.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки данного запроса котировок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок единой комиссией заказчика проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в ходе проведения закупки достигнута существенная экономия бюджетных средств, а именно, 48%, Комиссия Новосибирского УФАС России в соответствии с п.3.36 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, считает целесообразным предписание заказчику об отмене определения поставщика не выдавать.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СИБЭКСПЕРТ" на действия единой комиссии заказчика - ИФП СО РАН при проведении запроса котировок на оказание услуг в области охраны труда (проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах) (извещение N 0351100006016000007) частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Признать единую комиссию заказчика нарушившей ч.7 ст.78 ФЗ N 44-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
Д.В. Сухоплюев |
Члены Комиссии: |
|
М.М. Газизов
А.О. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 апреля 2016 г. N 08-01-114
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2016